Еще не сошел с конвейера первый серийный образец танка Leopard, как немецкие конструкторы совместно со своими американскими коллегами приступили к работам над новой машиной, получившей наименование MBT / KPz-70 (Main Battle Tank / Kampfpanzer-70). Планировалось, что новый танк станет единым для США и ФРГ, а в перспективе и для всех стран НАТО. С этой целью в 1963 году между правительствами США и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке и создании нового танка. К декабрю 1963 года были определены общие требования к машине. По замыслу сторон это должен был быть лучший танк в мире. Для работы над проектом была создана рабочая группа, в которую вошли два консорциума: General Motors от США и Deutsche Entwicklungs Gesellschaft mbH (DEG) от ФРГ. В состав немецкого консорциума вошли компании Rheinstahl-Henschel, Lutherwerke, Krauss-Maffei, Jung, Luther-Werke, МаК, Keller & Knappich и другие, уже имевшие опыт в области создания танков.
Согласование военными специалистами США и ФРГ тактико-технических требований к перспективной боевой машине было довольно непростым из-за различных подходов. В частности, в те годы в США отдавалось предпочтение в вопросах состава комплекса вооружения танка - управляемому вооружению. В ФРГ упор делался на танковые пушки с высокой баллистикой. Компромисс в этом спорном вопросе был достигнут, благодаря выбору в качестве основного оружия перспективного танка 152-мм длинноствольного орудия-пусковой установки, которое бы могло использовать для стрельбы бронебойные подкалиберные оперенные снаряды (БПОС) с высокой начальной скоростью, а также кумулятивные снаряды и управляемые ракеты Shillelagh (дубинка). До этого в США на танках М551 Sheridan и М60А2 использовалась короткоствольное 152-мм орудие-пусковая установка, которое не могло использовать для стрельбы снаряды кинетического действия с высокими начальными скоростями.
В период с сентября 1964 по май 1966 года рабочие группы отработали концепцию машины, провели параметрические исследования. В феврале 1965 года из предложенных пяти концепций танка были отобраны три для дальнейшей разработки. А затем из этих трех концепций была скомпилирована одна общая. В соответствии с ней были построены масштабные макеты танка. Машина предусматривала изготовление башни и корпуса методом сварки. В качестве основного оружия предусматривалось 152-мм длинноствольное орудие-пусковая установка ХМ150Е1 Система наведения управляемой ракеты интегрировалась с системой управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Кроме того на машине предусматривалось установить в кормовой части башни автоматическую систему заряжания. Автоматическая система заряжания считалась предпочтительнее, особенно при стрельбе с ходу, и позволяла сократить экипаж танка MBT / KPz-70 до трех человек.
Все три члена экипажа располагались в башне, что позволяло создать в ней для экипажа высокозащишенное пространство, своеобразную капсулу, в которой экипаж мог действовать, в том числе и в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности, обеспечить обитаемое отделение высокоэффективной системой отопления и кондиционирования воздуха. Возможность размещения всего экипажа танка в башне в США прорабатывалась еще с середины 1950-х годов. Целью этой проработки было снижение силуэта танка за счет устранения традиционного двухуровневого размещения экипажа и основного оружия выше механика-водителя. С другой стороны, расположение механика-водителя в башне вело к необходимости обеспечения противоположного вращения кабины с его рабочим местом, чтобы он постоянно находился лицом в сторону движения танка, независимо от того, куда направлена башня. Это неизбежно осложняет управление танком и сокращает пространство внутри башни.
По замыслу конструкторов MBT / KPz-70 должен был обладать высокой подвижностью, для чего его удельную мощность планировалось довести до 30 л.с./т, что выше, чем у любого танка сопоставимой массы, имеющегося на сегодняшний день. В связи с этим планировалось оснастить машину массой 45,3 т двигателем мощностью не менее 1500 л.с., опять же на тот период времени ни на одном танке мира не устанавливалось никогда таких мощных двигателей. Для увеличения средних скоростей движения по пересеченной местности танк MBT / KPz-70 был снабжен регулируемой гидропневмоподвеской.
Решением обеих рабочих групп была утверждена программа испытаний будущего танка, которая должна была коренным образом отличаться от тех программ испытаний, по которым проводились испытания танков предыдущих поколений. Основными таким отличиями программы испытаний стало:
- стрельба с ходу с помощью автоматического вычисления и наведения угла прицеливания;
- проверка стабилизации поля зрения прицелов командира и наводчика, оружия, ночных пассивных прицелов или телекамер ночного видения;
- поворот башни с помощью гидравлического привода, установленного в корпусе машины,
- проверка работоспособности системы коллективной защиты боевого отделения;
- проверка работоспособности экипажа из трех человек, которые все находятся в башне;
- проверка удельной мощности на уровне не ниже 30 л.с./т;
- работоспособность гидропневмоподвески с возможностью изменения клиренса;
- проверка эффективности работы кондиционера боевого отделения;
- прочность сварных соединений броневых деталей корпуса и башни.
В соответствии с достигнутыми сторонами договоренностями в США и ФРГ должны были построить по восемь опытных образцов танков MBT / KPz-70. Первые должны были появиться на свет в срок до 1 марта 1967 года. В марте 1965 года окончательно определились с составом основных систем и приступили к их разработкам параллельно в двух странах. Тогда же было и определено одно из требований, предусматривающее взаимозаменяемость узлов, агрегатов и компонентов всех систем при обслуживании и ремонтах, включая и капитальный, а также стандартизацию материально-технического обеспечения в обеих странах. Экспериментальный образец шасси перспективного танка, для проверки работоспособности подвески, в США был завершен в июне 1966 года, в то время как немецкий экспериментальный образец был готов к сентябрю того же года. Двусторонние сравнительные испытания гидропневматической подвески, проведенные в октябре 1966 года, показали неоспоримые преимущества немецкой подвески производства компании Frieseke & Hopfner. Однако решение о том, какая подвеска будет использоваться в перспективном танке, принято не было.
В феврале 1967 года в Германии был готов первый немецкий экспериментальный образец шасси с многотопливным 1500-сильным дизелем жидкостного охлаждения компании Daimler-Benz (в настоящее время это компания MTU) MB 873 Ка. В США построили экспериментальное шасси с двигателем Continental-Teledyne воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия, развивающим мощность 1475 л.с. Однако в мае того же года Управляющий совет совместного проекта принял решение о разработке проектной документации систем, узлов и компонентов машины на национальных уровнях, т.е. в каждой рабочей группе самостоятельно. Тем не менее, в июле 1967 года был готов первый американский опытный образец машины, а в октябре подоспел и его «брат» в Германии. Правда, оба опытных образца MBT / KPz-70 вышли на испытания без системы управления огнем. Но как бы там не было, в новом проекте основного танка были материализованы принципиально новые идеи, которые дали новые импульсы в танкостроении.
Опытные образцы основного танка MBT / KPz-70 имели полную массу 50 т. Гусеничная машина имела полноповоротную башню с гидравлическим (и аварийным ручным) приводом. На танке было установлено 152-мм нарезное орудие-пусковая установка, позволяющее вести стрельбу управляемыми ракетами Shillelagh, а также различными типами обычных артиллерийских боеприпасов. С орудием спарен 7,62-мм пулемет. Кроме того на башне имелась дистанционно управляемая установка с убирающейся в походном положении 20-мм автоматической пушкой. Заряжание основного оружия производилось с помощью автомата заряжания, в котором находилось 26 готовых к использованию выстрелов. Всего же боекомплект к пушке насчитывал 50 выстрелов. Экипаж танка три человека - командир танка, наводчик и меха-ник-водитель. Все они размешены в башне. Рабочее место механика-водителя имело систему, которая удерживала его направление вдоль продольной оси корпуса независимо от положения башни. Двигатель - многотопливный дизель Daimler-Benz или Continental-Teledyne, развивающий мощность 1500 л.с. Подвеска гидропневматическая, позволяющая изменять клиренс машины, поднимать или опускать носовую или кормовую часть корпуса, правый или левый борт, как на месте, так и в движении.
Испытания обоих опытных образцов танка были проведены в 1968 г. как в США, так и в ФРГ. Еще до окончания испытаний в том же 1968 году Управляющим советом совместного проекта было принято решение сократить количество опытных образцов танка, представляемых от каждой страны, с восьми до шести. Двумя месяцами позже руководители проекта приняли окончательные решение о начале разработки и изготовлении опытных образцов в обновленном варианте. Параллельно отрабатывались и испытывались новые системы, предназначенные для установки в перспективный танк. С августа по декабрь 1968 года были проведены очередные сравнительные испытания гидропневмоподвесок (ГПП) производства немецкой компании Frieseke & Hopfner и американской National Water Lift. Немецкий вариант ГПП прошел более 1000 км, американская компания после 450 км прервала испытания, правда, потом, вновь их возобновила, но уже 1969 году Выбора относительно того, чью ГПП будут использовать в перспективном танке, вновь не последовало.
Требования к взаимозаменяемости узлов, агрегатов и компонентов систем были несколько снижены, теперь они предполагали взаимозаменяемость узлов и деталей до текущего и среднего ремонта включительно, или как на Западе называют «Третий уровень обслуживания». Таким образом, сократилась номенклатура взаимозаменяемых запасных частей. При этом обе стороны, участвующие в проекте, отклонили все предложения по упрощению конструкции обновленного варианта танка, хотя каждая из стран оставила за собой право использовать в новой конструкции двигатель собственной разработки - в ФРГ это был Daimler-Benz, а в США - Continental-Teledyne. Отработка второго варианта опытных образцов началась в 1969 году В рамках реализации проекта MBT / KPz-70 она предусматривала создание трех экспериментальных комплектов оборудования танка, а также четыре опытных образца с двигателем Continental-Teledyne и три с двигателем MTU.
Поскольку проект MBT / KPz-70 предусматривал разработку и внедрение многих новинок, и не просто новинок, а довольно сложных и высокотехнологичных, особенно по тому времени, инженерных и конструкторских решений, таких как расположение механика-води-теля во вращающейся башне, интеграцию в башню автомата заряжания и т.д., то резко возрастали финансовые расходы на разработку и постройку опытных образцов. К тому же конструкция машины была настолько новая, что ее совершенство не позволяло быть реализованной в столь короткое время. Некоторые новейшие конструкторские решения и системы танка MBT / KPz-70 получили высокую оценку и были впоследствии использованы в конструкциях современных танков, а именно: применение разнесенного бронирования, пассивных приборов ночного видения, независимая стабилизация поля зрения в прицелах и автоматическая корректировка углов прицеливания в зависимости от условий стрельбы, автоматизированная система управления огнем, встроенные системы контроля работоспособности, автоматическое заряжание, зашита электронных устройств от воздействия электромагнитных импульсов, возникающих при ядерном взрыве, и т.д. Но реализация всех новых конструкторских решений и технологий вела к усложнению конструкции машины, ее технологии производства и повышению стоимости.
В общей сложности на разработку проекта и постройку опытных образцов танка MBT / KPz-70 было затрачено примерно 380 млн. USD, из них немецким правительством было выделено не менее 310 млн. марок ФРГ (не менее 140 млн. USD). В 60-е годы прошлого века - это очень большая сумма. Чтобы понять это, достаточно сказать, что сумма сопоставима с суммой, затрачиваемой США на годовую программу строительства военных кораблей для ВМС США, включая авианосцы и атомные подводные лодки. Из-за высокой стоимости разработки перспективного танка, некоторые назвали его «Золотой танк» (Golden Combat Tank). Затраты на проект превысили в несколько раз даже самые пессимистичные ожидания. В конце 1969 года Федеративная Республика Германия была вынуждена отказаться от дальнейшего участия в совместном проекте MBT / KPz-70. В США проект закрылся в 1971 году. В 1978 году компания Krauss-Maffei восстановила два опытных образца танка MBT / KPz-70 и передала их Бундесверу Сейчас одна из этих машин находится в экспозиции танкового музея в г. Мунстере, второй танк - в музее оружия и военной техники в г Кобленце. Надо отметить, что это практика достойна уважения и подражания, к тому же служит хорошим примером для воспитания будущих поколений.