Развитие проекта «Keiler» (дикий кабан) было начато в основном из-за предвидений некоторой части руководства немецкого министерства обороны надвигающегося заката проекта MBT / KPz-70, в связи с чем необходимо было скорректировать немецкие планы развития и закупок вооружений. В то же время в соответствии с подписанным с США договором на совместную разработку «танка 70-х годов», разработка национальных проектов танков была запрещена. Разрешалось проводить лищь экспериментальные работы. К тому же отсутствовало достаточное финансирование.
После жестких внутренних дискуссий и трудных переговоров компании Krauss-Maffei выделили небольшой бюджет на «экспериментальные разработки». Термин обозначение «экспериментальные разработки» выбрали неспроста, необходимо было хотя бы на бумаге дистанцироваться от MBT / KPz-70, параллельно развивая новую тему. Основное внимание в проекте «Keiler» уделялось практическим испытаниям некоторых новых технологий, предложенных в ходе проработки проекта «Позолоченный Leopard», с конечной целью использовать их в более поздних версиях танка Leopard или для создания более перспективного танка. Два экспериментальных танка «Keiler» начали изготовлять в 1969 году, и на следующий год начались их испытания.
Экспериментальные машины создавались для отработки новых технологий и разработок, они не были предназначены для последующего серийного производства. Сочетание различных новых технологий и их испытания в одной машине не позволили объективно оценить обшую эффективность танка. Тем не менее, большая часть оборудования отработала достаточно хорошо, что позволило продолжить его совершенствование или использовать в конструкции нового танка. Например: башня и СУО, которые стали основными элементами в конструкции танка Leopard А4. А сам экспериментальный танк «Keiler» позже использовали в качестве базы для первых прототипов Leopard 2. Оба образца экспериментального танка «Keiler» разрабатывались на основе конструкции танка Leopard и демонстрировали конструктивные решения, которые через несколько лет были использованы для создания танка Leopard А4. Тем не менее, это был не совсем Leopard. По сравнению с ним, корпус танка «Keiler» был расширен, а крыша корпуса над МТО была плоской. Родство с Leopard выдают наклонные борта корпуса. Особенностью внешнего вида танка «Keiler» можно считать две передние фары, которые крепятся в одном большом блоке на левой стороне верхнего лобового бронелиста.
Механик-водитель размещен справа в носовой части корпуса. Крышка его люка заменена на крышку новой конструкции. Как и в танке Leopard, на «Keiler» перед люком механика-водителя установлены три небольших призменных смотровых прибора. Башня по конструкции и внешнему виду очень напоминает башню появившегося позже танка Leopard А4. Башня сварная, все броневые листы периметра башня имеют наклон в сторону центра башни для увеличения баллистической стойкости. В башне размешена 105-мм гладкоствольная пушка, которая установлена с новой маской, имеюшей большие углы наклона верхней и нижней половин. В бортовых бронедеталях маски пушки выполнены окна для оптического дальномера. В крыше башни имеются два люка для посадки и высадки командира (и наводчика в этот же люк) и заряжаюшего. Перед люком командира на крыше башни установлен командирский прицел PER1-R12. За люком заряжаюшего смонтировано крепление для установки зенитного пулемета. На корме башни размешается съемный осветитель для ночного прицела, а также корзины для снаряжения и личного имущества экипажа. В левом борту башни имеется небольшой люк для загрузки в танк боеприпасов и выброса стреляных гильз.
Силовая установка представляет собой соединенные в единый блок многотопливный дизель MB 872 Ка-500 и коробку передач ZF 4 HP 400, а также агрегаты, используемые в танке Leopard. Десятицилиндровый дизель развивает максимальную мошность 1250 л.с., что более чем достаточно для машины массой в 40 т. В перспективе мошность двигателя может быть доведена до 1500 л.с. В кормовой части корпуса по бортам имеются небольшие выпускные решетки, как и на танках Leopard. Коробку передач ZF 4 HP 400 разработала компания ZF для использования с новым двигателем, ее размеры максимально уменьшены. Это было достигнуто путем разработки полностью интегрированной в коробку передач тормозной системы, включая и стояночный тормоз. Размеры МТО удалось сократить и за счет использования новой системы охлаждения, принцип которой был изложен в проекте «Позолоченный Leopard». В этой системе охлаждаюший радиаторы воздух всасывается через фильтры в крыше корпуса, проходит через радиаторы и выдувается через бронированные решетки на корме корпуса. Эта система работает по принципу всасывания охлаждающего воздуха и ее главным отличием от других систем является установка вентилятора охлаждения за радиаторами. В результате воздух не сжимается до радиатора, что приводит к более эффективной теплоотдаче и работы все системы. Сочетание компактного силового блока, новой системы охлаждения и вытянутого корпуса позволило снизить его высоту и сократить мертвые зоны при стрельбе.
Еще одно новшество было использовано - установка вспомогательной силовой установки (ВСУ), состоящей из генератора постоянного тока G30E20-51G мощностью 20 кВт и дизеля ОМ 636. Использование ВСУ было оправдано требованием по увеличению длительности боевой работы. Система управления огнем и новый электро-гидравлический привод башни требуют большого количества электроэнергии. Опыт эксплуатации американских танков типа М47 и М48, возможно тоже сыграл свою роль в вопросе появления на танке ВСУ. Эти танки расходовали большое количество топлива. Одним из наиболее значимых усовершенствований используемых на танке «Keiler» было внедрение в него интегрированной системы управления огнем с аналоговым баллистическим вычислителем. Наводчик получил оптический прицел-дальномер EMES-12. Но кроме этого на танке «Keiler» был установлен еще и лазерный дальномер.
Сочетание двух типов дальномеров вызвало широкое обсуждение среди специалистов и иностранных эксплуатантов танка Leopard, которые назвали решение по установке двух дальномеров в танк «подтяжки с поясом», считая, что только одни лазерный дальномер абсолютно удовлетворит все требования. Но надо учитывать, что это сейчас в любом магазине можно купить лазерную указку или встретить какое-либо другое лазерное устройство. А в то время лазер считался очень высокотехнологичной системой которая только осваивалась в промышленности, а лазерные дальномеры того времени были довольно «сырыми», не очень надежными. К тому же это был и экспериментальный танк, где проверялись новые конструкторские решения и идеи. Да и Бундесвер, в конечном итоге, так смог провести испытания системы, что конструкторы в дальнейшем сами отказались от комбинированной установки дальномеров.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях с помощью электрогидравлических приводов. При этом на одном из образцов экспериментального танка «Keiler» пушка оснащалась стабилизатором американской компании Cadillac Gage, а на другом - разработки компании Honeywell. Рабочее место командира оснащено новым прицелом PER1-R12, поле зрения которого стабилизировано в вертикальной плоскости. При принятии командиром управления оружием и башней на себя, пушка отслеживает положение линии визирования командирского прицела. Основным оружием на экспериментальных танках «Keiler» стала новая 105-мм гладкоствольная пушка. Для обеспечения более высоких давлений в зарядной каморе и стволе, а также для недопущения предельных вибраций, был использован сравнительно толстый ствол пушки. Однако толстостенный ствол пушки приводит к увеличению ее массы, что негативно влияет на машину - смешается центр тяжести, возникают проблемы с наведением в горизонтальной плоскости из-за возрастания инерционных моментов и т.д. Именно из-за этих негативных нюансов 105-мм гладкоствольная пушка так и не была выбрана в качестве основного оружия перспективного танка.
Работы над гладкоствольными танковыми пушками в ФРГ начались в 1965 г Немецкие инженеры компании Rheinmelall изучили негативный опыт американских коллег которым в начале 60-х годов так и не удалось получить приемлемых точности и кучности при работах над 90-мм и 105-мм гладкоствольными пушками Т208 и Т210 компании Delta. Изучили они, по мере возможности, и опыт советских конструкторов, создавших к тому времени 100-, 115- и 125-мм гладкоствольные пушки с высокими показателями точности и кучности, и взялись в 1965 году за работу - начали проектировать 105- и 120-мм гладкоствольные танковые пушки. Первая из них прошла испытания на экспериментальных образцах танка «Keiler». Дополнительное оружие танка «Keiler» включает в себя два 7,62-м пулемета MG3. Один из них спарен с танковой пушкой, второй установлен на крыше башни и используется командиром танка.
Экипаж экспериментального танка «Keiler» состоит из четырех человек - механика-водителя, командира танка, наводчика и заряжающего. При размещении экипажа конструкторы ушли от схемы, разработанной при создании опытного танка MBT/KPz-70, все члены экипажа размешены по классической схеме, как в танке Leopard. В плане защищенности экспериментальный танк «Keiler» в своем классе имел очень высокий уровень пассивной баллистической защиты. Сварные корпус и башня танка были сделаны из новых сортов броневой стали, при этом на башне было применено разнесенное бронирование. Новая конструкция башни по тому времени стала одной из самых современных и получила дальнейшее развитие в конструкции танка Leopard А4.
Другое оборудование, которое повышало защищенность машины - это была новая система пуска дымовых гранат, управляемая изнутри танка. Как и на прежних версиях танков Leopard по четыре 76-мм пусковые установки располагались с каждого борта башни, и еще один гранатомет установливался на крыше башни между люками командира и наводчика. Он мог наводиться в нужную сторону изнутри танка и отстреливать гранаты независимо от других гранатометов. Однако, как показали испытания, использование этой функции было достаточно ограниченным из-за высокой занятости экипажа боевой работой, и такая система не получила дальнейшего развития.
Отработка новых конструкторских и технических решений на экспериментальных танках «Keiler» позволила в дальнейшем внедрить ряд новых систем в модернизированные танки Leopard и в новый танк, который впоследствии получил наименование Leopard 2.
Для проведения новых исследований по программе создания нового основного танка в 1969 году в ФРГ приступили к проработке нового проекта экспериментального танка, получившего обозначение Eber (кабан). Цель проекта была - оценить возможности использования для будущего танка технологий, разработанных в ходе отработки проекта MBT/KPz-70. Именно поэтому экспериментальный танк планировалось создать на шасси, за основу которого брали шасси танка MBT/KPz-70, но с проведением ряда доработок корпуса и башни. Место механика-водителя предполагалось вернуть в корпус, сам корпус задумывался плоским, а башня должна была быть переработана и упрошена. Проект Eber был чисто концептуальным, и воплотился только лишь в виде масштабной деревянной модели.
36-7