http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-265-1.jpg

После принятия танка Т-10 на вооружение, в СКБ-2 ЧКЗ и ОКБТ ЛКЗ развернулись работы по дальнейшему повышению его боевых и эксплуатационных характеристик. Однако необходимо отметить, что к реализации части этих мероприятий приступили еще в 1950 г. после проведения испытаний первых опытных образцов танка «Объект 730». Для повышения огневой мощи танка Т-10 велись работы по созданию одно- и двухплоскостных стабилизаторов основного вооружения с использованием прицелов наводчика и приборов наблюдения командира со стабилизированной линией визирования, радиолокационного дальномера, применения инфракрасных приборов наблюдения и прицеливания, установки более мощной 122-мм танковой пушки М-62Т, 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов (спаренного и зенитного).

Исследовали также возможность внедрения механизма заряжания основного оружия, введения в боекомплект кумулятивного и подкалиберного (с отделяющимся поддоном) снарядов с частично сгорающими гильзами. При этом в ОКБТ ЛКЗ совместно с ВНИИ-100 постарались наиболее полно использовать опыт, полученный при создании и испытании системы управления огнем опытных образцов танка ИС-7 («Объект 260»). Входе проведения НИОКР в ОКБТЛКЗ разработали и изготовили опытные образцы танков «Объект 267», «Объект 267-сп.1», Объект 267-сп.2», «Объект 265» и «Объект 272». По результатам испытаний этих машин и последующей доработки их систем управления огнем, основного, дополнительного и вспомогательного оружия на вооружение Советской Армии поступили танки Т-10А, T-10B и Т-10М. Танк «Объект 730» с доработанной по результатам испытаний опытной системой ПУОТ и пушкой Д25-ТА получил заводское обозначение «Объект 267», а танк с более мощным вооружением и аналогичной системой ПУОТ - «Объект 265».

Технический проект танка «Объект 265» ОКБТ ЛКЗ следовало представить к концу 1951 г. Конструкторское бюро выполнило в срок задание правительства и уже 20 декабря 1951 г. состоялось его первое обсуждение на заседании технического совета завода. Доклад по новой машине сделал ее ведущий инженер А.С. Шнейдман. Согласно проекту танк «Объект 265» отличался от ИС-5 («Объект730») установкой новой, более мощной 122-мм танковой пушки М-62Т с начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с, оснащенной механизмом заряжания (досылания), устройством продувания канала ствола после выстрела сжатым воздухом и сдающим звеном в подъемном механизме. Мощность вспомогательного и дополнительного оружия повысили за счет использования пулеметов калибра 14,5 и 7,62 мм, а для увеличения эффективности ведения огня сходу из основного и вспомогательного оружия применили систему ПУОТ. Система ПУОТ включала в себя прицел ТПС-1, автоматический электропривод наводки ТАЭН-2 и командирский прибор ВС. Центральным узлом системы являлся прицел ТПС-1, состоявший из оптического визира и автомата стрельбы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-265-2.jpg

Прицел ТПС-1 крепился неподвижно к башне и был связан с пушкой через параллелограммный привод, Автомат стрельбы имел гироскоп с тремя степенями свободы, наружное карданное кольцо, связанное с верхним головным зеркалом прицела. Это обеспечивало непрерывное задание угла между осью канала ствола орудия и стабилизированной прицельной линией. Другая кинематическая цепь связывала карданное кольцо с контактом выстрела. Двухстепенный гироскоп, являвшийся измерителем абсолютной угловой скорости продольных колебаний пушки, автоматически вводил упреждение выстрела. Величина упреждения была пропорциональна угловой скорости колебаний. Подгон орудия к линии выстрела и выстрел происходили автоматически при нажатии на кнопку выстрела. Одновременно выполнили проект варианта танка без системы ПУОТ, в котором предусматривалось использование телескопического прицела ТШ2-21, При этом установили, что его использование влекло за собой усложнение конструкции питания пулеметов, а это могло вызвать трудности при их эксплуатации.

Для монтажа более мощного вооружения и системы ПУОТ существенным изменениям подверглась компоновка боевого отделения, объем которого увеличили за счет рационального размещения боекомплекта и изменения конфигурации башни. Ось цапф пушки сдвинули вперед на 115 мм по сравнению с ИС-5. Это позволило разместить в специальной подвижной укладке (на вращающемся погоне башни между ограждением пушки и полом) девять бронебойных снарядов. Соединение рамки пушки с башней конструктивно выполнили аналогично соединению в танке «Объект 730», углы качания орудия также остались без изменений. Согласно ТТТ, скорострельность при ведении огня из пушки М-62Т должна была быть не менее 3,5 выстр./мин. Однако при проведении сравнительной оценки ее с пушкой Д25-ТА танка «Объект 730» (ее скорострельность при более легком боекомплекте составляла 3,5 выстр./мин) пришли к выводу, что предполагаемая скорострельность при ведении огня из танка «Объект 265» будет составлять около 3 выстр./мин при расходовании 40% боекомплекта.

Спаренный 14,5-мм пулемет КПВТ располагался справа от пушки и крепился к ее люльке на амортизаторах с помощью специальных кронштейнов (наличие амортизаторов допускало откат пулемета при стрельбе до 5-6 мм). Питание пулемета осуществлялось из специального магазина-коробки емкостью 50 патронов, установленного в башне неподвижно относительно пулемета. Конструктивным недостатком пулемета КПВТ являлась необходимость сохранения третьей точки крепления, которая при данной конструкции пулемета врезалась в толщу брони. Для введения третьей точки требовалось уменьшить амбразуру в башне и перенести направляющий поясок на пулемете вперед, против чего возражало стрелковое управление ГАУ. Над пушкой, несколько левее спаренного пулемета КПВТ, монтировался второй спаренный пулемет Силина калибра 7,62 мм, который жестко крепился к ее люльке. Питание пулемета предусматривалось из специального магазина-коробки емкостью на 250 патронов, располагавшегося над погоном в левой передней нише башни, Оба спаренных пулемета имели механизмы пневмоперезарядки. Второй 14,5-мм пулемет КПВТ - зенитный, устанавливался в турели конструкции ВНИИ-100 на вращающемся основании входного люка заряжающего на крыше башни.

Перископический прицел со стабилизированной головкой ТПС-1 конструкции завода №393 MB размешался слева от пушки - впереди наводчика. Он имел переменное увеличение (3,5 и 7') и мог быть зааретирован (в этом случае использовался как обычный перископический прицел, связанный с цапфами системы специальной тягой). Наводка пушки и спаренных пулеметов в цель производилась через прицел поворотом рукояток контроллера, независимо от того была зааретирована головка прицела или нет. В качестве дублера для наводки спаренной установки оружия при неработающих электроприводах на подъемном и поворотном механизмах имелись маховики с рукоятками управления. Однако из-за увеличения неуравновешнности башни усилие на рукоятке поворотного механизма башни возросло до 19кгс, что требовало принятия мер по его снижению до 12кгс.

Работа предусмотренных в танке механизмов продувки канала ствола пушки и певмоперезарядки пулеметов обеспечивалась специальной воздушной системой, в состав которой входили компрессор, четыре пятилитровых воздушных баллона и вращающееся воздушное устройство. Компрессор имел привод от электромотора мощностью 2,5 кВт и осуществлял подкачку баллонов сжатым воздухом с давлением 150 кгс/см и производительностью 0,6 л/мин. Системы смазки и охлаждение компрессора были объединены с соответствующими системами двигателя танка. Включение компрессора производилось от реле-регулятора только при работающем двигателе. Для расстрела всего боекомплекта требовалось 3000 л свободного воздуха, в баллонах же находилось только 2400 л. Таким образом, в период расстрела полного боекомплекта компрессор должен был зарядить один баллон емкостью 5 л (при обсуждении проекта было предложено обратить внимание на использование эжекционной продувки канала ствола пушки). Для очистки боевого отделения от пороховых газов служили три вентилятора.

Новая конструкция башни отличалась от башни танка «Объект 730» увеличенными объемами в районе рабочих мест наводчика и заряжающего, кормовой ниши, улучшенной конфигурацией кормовой и лобовой частей, а также упрощенной технологией механической обработки выемок. Конструкция командирской башенки была аналогична командирской башенке танка «Объект 730», но из-за установки прибора ВС диаметр ее погона в свету увеличили на 30 мм. Предусматривалась также возможность установки вместо ВС прибора ТПКУ, Но, в отличие от ТПКУ, прибор ВС являлся монокулярным и малогабаритным, не выходил за габариты погона башенки и не попадал в зону отката пушки.

Боекомплект располагался в башне согласно ТТТ. В районе заряжающего находилось наибольшее число выстрелов (более 40%). Недостатком являлось то, что под руками заряжающего имелось только 18 снарядов и 10 гильз (необходимо было расположить у него еще 8 гильз), Снаряды в подвижной укладке были недостаточно доступны заряжающему. Конструкция подъемной девятиместной укладки являлась новой и требовала экспериментальной проверки. Впереди заряжающего на вращающемся полу устанавливалось шесть гильз из них четыре быстросъемные гильзы, не имевшие замковых креплений. В нише башни размещалась двухъярусная укладка: в первом ярусе укладывалось девять снарядов, во втором - четыре гильзы. Остальной боекомплект располагался в нишах корпуса и в отделении управления по той же схеме, что и в танке «Объект 730».

В машине устанавливались новая ультракоротковолновая дуплексная радиостанция и новое ТПУ. Несмотря на то, что новая радиостанция имела большие габариты (в 2 раза), чем радиостанция на ИС-5 («Объект 730»), рабочее место командира в плечах оказалось свободнее на 70 мм. Габариты и масса нового ТПУ также были увеличены вдвое в связи с вводом дополнительных узлов (трех-четырех ламповый усилитель, распределительная коробка и штепсельный разъем). Кроме того, в связи с новыми требованиями, предъявлявшимися к электрооборудованию нового танка, в его состав помимо электромотора для привода воздушного компрессора и системы стабилизации оружия были введены новые генератор мощностью 3 кВт и реле-регулятор. Для удобства размещения нового оборудования несколько изменили компоновку электроприводов ТАЭН-2.

Для большей компактности генератор горизонтальной наводки объединили с центральной распределительной силовой коробкой и вместе с генератором вертикальной наводки установили на нижнем листе системы. Новая компоновка электрооборудования, ввиду своей компактности, не потребовала дополнительных объемов. При установленном генераторе (3 кВт) и заряженных баллонах экипаж мог вести бой в течение 1 ч без дополнительной подзарядки аккумуляторов. При работающем двигателе баланс электропитания обеспечивал непрерывную форсированную работу главных потребителей электроэнергии в течение 4-5 ч.

Параллельно с разработкой технического проекта контролировались массовая характеристика, противоснарядная стойкость башни и прочностные параметры узлов и агрегатов танка «Объект 265». Было установлено, что теоретическая масса нового танка по сравнению с ИС-5 («Объект 730») возросла на 993 кг, причем на покупные изделия приходилось 675 кг. При этом масса башни увеличивалась на 130 кг из-за установки более габаритного вооружения и необходимости увеличения объема башни. Поэтому на долю остальных конструкций, за счет которых конструкторы могли варьировать массой, приходилось около 200 кг. Фактическая же масса танка «Объект 265» с учетом данных по взвешиванию опытных образцов танка «Объект 730» превышала массу, заданную НТК ГБТУ ВС, только на 171 кг. Оценку противоснарядной стойкости башни выполнили путем сопоставления геометрических размеров: конструкционного угла и толщины рассматриваемых броневых участков с аналогичными участками башни танка «Объект 730». Результаты показали, что противоснарядная стойкость башни проектируемого танка не ниже башни «Объект 730». Однако в процессе обсуждения была отмечена необходимость повышения снарядостойкости башни до уровня, превышавшего стойкость корпуса, - в частности, за счет использования двухсторонней кокильной отливки.

Что касается прочностных параметров проверенных узлов, то они находились в допустимых пределах и не вызывали опасений. В принятом решении по итогам обсуждения проекта отмечалось:
- проект соответствует предъявленным к нему правительственным требованиям и в основном удовлетворяет ТТТ НТК ГБТУ ВС, за исключением отдельных мест, отмеченных техническим советом;
- компоновка боевого отделения обеспечивает условия удобной работы экипажа;
- конструкции предъявленных узлов и агрегатов удовлетворительны и могут быть положены в основу разработки рабочего проекта.

В течение I-II квартала 1952 г. ОКБТ ЛКЗ доработало проект танка «Объект 265», выпустило рабочие чертежи и передало их в производство. В конце II квартала на ЛКЗ изготовили опытный образец танка «Объект 265» и представили его для проведения полигонных испытаний артсистемы М-62Т и заводских испытаний пулеметных установок. В июне-августе 1952 г. машина прошла артиллерийские испытаний на полигоне, по результатам которых завод №172 MB приступил к конструктивной переработке М-62Т, а в ОКБТ ЛКЗ - к устранению замечаний полигона и НТК ГБТУ ВС по боевому отделению машины. В течение 1953 г. ОКБТ ЛКЗ выполнило новый технический проект танка «Объект 265», который был рассмотрен и одобрен в НТК ГБТУ ВС и Министерстве транспортного и тяжелого машиностроения. Затем завод изготовил деревянный макет боевого отделения в натуральную величину. По замечаниям комиссии НТК ГБТУ вновь была произведена доработка чертежей и выполнены рабочие чертежи основных броневых деталей башни, которые отправили на завод №200 для изготовления. Кроме того, представили технический проект новой зенитной установки с пулеметом КПВТ, а также изготовили экспериментальный образец установки компрессора и два варианта очистки смотровых приборов механика-водителя, прошедших стендовые испытания.

В 1954 г. работы по танку «Объект 265» велись в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №528-265 от 2 апреля 1954 г. (договор с НТК ГБТУ №Н 1 -27/391 и дополнительное соглашение к договору от 23 июня 1954 г.) в направлении дальнейшего улучшения конструкции установки 122-мм пушки М-62Т и спаренных с ней пулеметов калибра 14,5 (КПВТ) и 7,62 мм (СГМ), зенитного 14,5-мм пулемета КПВТ, использования стабилизированной системы управления огнем ПУОТ с дальномерным устройством для прицела, ночных приборов наблюдения и прицеливания, повышения запаса хода, введения новых средств связи и мероприятий, повышающих стойкость танка от ударной волны ядерного взрыва. В этом же году согласно приказанию заместителя начальника ГБТУ ВС генерал-лейтенанта ИТС В.Р. Орловского на НИИБТ полигоне в период с 3 мая по 7 июля 1954 г. провели испытания двух опытных стволов 122-мм пушки Д25-ТА, снабженных эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Стволы изготовил завод №9 МОП, один из них установили в башне танка Т-10.

Для получения сравнительныхданных о загазованности внутри танка отстрел сначала произвели из штатной пушки Д25-ТА. Затем выполнили перестволение с заменой на ствол с эжекционным устройством. Кроме того, при испытании стрельбой, помимо оценки загазованности боевого отделения танка с различной системой вентиляции (и при имитации пулевого повреждения кожуха эжекционного устройства), также исследовались вопросы кучности боя артсистем в начале и в конце испытаний, проявление обратного пламени при различных температурах зарядов артвыстрелов и прочности эжекционного устройства при стрельбе. Всего из 122-мм пушки Д25-ТА произвели 82 выстрела. Для определения влияния эжекционного устройства на надежность установки артсистемы в танке провели испытания пробегом с расстопоренным вооружением на 150 км с преодолением препятствий (треугольный ров, валик и контрэскарп). Каждое препятствие танк преодолевал по 5-8 раз на максимально возможных скоростях (18-22 км/ч).

Отстрел на определение кучности боя из 122-мм танковой пушки Д25-ТА с эжекционным устройством в танке Т-10 производился в начале и конце испытаний на дальность 1000 м по щиту размером 4x4 м. Стрельба велась бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами. При этом танк располагался на грунтовой площадке с предварительной выверкой и поверкой стабильности нулевой линии прицеливания после каждой группы отстрела кучности боя артсистемы. Наводка орудия в точку прицеливания на щите осуществлялась ручными приводами, а каждый выстрел производился с помощью электроспуска одним и тем же наводчиком с хорошей натренированностью в стрельбе. Как показали результаты отстрела, кучность боя 122-мм пушки Д25-ТА как в начале, так и в конце испытаний, была удовлетворительной и находилась в пределах табличных значений. Однако в конце испытаний на восьмом выстреле произошло нарушение (отказ) работы эжекционного устройства из-за поворота его кожуха, при этом большое количество пороховых газов из канала ствола пушки попало в боевое отделение после экстракции гильзы.

За время стрельбы на кучность боя механизмы пушки (клин и полуавтоматика, противооткатные устройства, механизмы наводки и электроспуски) работали нормально. Отстрел на определение уровня загазованности в боевом отделении танка Т-10 с продувкой и без продувки канала ствола производился при неработающих средствах вентиляции и при работе штатных средств вентиляции боевого отделения на режиме, создающем наибольшее разряжение в танке. Стрельба велась группами из пяти выстрелов в заранее заданном темпе» Забор проб воздуха производился из зон дыхания членов экипажа, при этом из зоны дыхания механика-водителя бралась одна общая проба - средняя за всю стрельбу, а из зон дыхания заряжающего и командира танка пробы брались после каждого выстрела. Как показали испытания, наибольшее разряжение в боевом отделении создавалось при работающем двигателе (при частоте вращения коленчатого вала 1800 мин). Поэтому определение загазованности боевого отделения при сравнительном отстреле осуществлялось для двух вариантов: при работающем двигателе (при 1800 мин) и при неработающих средствах вентиляции.

По результатам испытаний эжекционная продувка канала ствола пушки Д25-ТА, разработанная заводом №9 МОП, была признана достаточно эффективной и обеспечивающей снижение загазованности в боевом отделении танка до допустимых норм и устранение обратного пламени при температурах зарядов артвыстрелов 40°С. Тем не менее, вследствие недостаточной конструктивной прочности и надежности, представленный образец эжекционного устройства испытаний не выдержал. По заключению НИИБТ полигона, требовалось его доработать и провести повторные испытания. После этого эжекционное устройство на танковой пушке Д25-ТА было принято к серийному производству. Аналогичное устройство для продувки канала ствола завод №172 внедрил и для 122-мм пушки М-62Т танка «Объект 265». К июню 1955 г. ЛКЗ изготовил второй опытный образец танка «Объект 265», в котором были реализованы все предложения по результатам испытаний первого опытного образца (1952 г.) и рассмотрения доработанного технического проекта и макета боевого отделения. 9 июня 1955 г. танк «Объект 265» был принят заказчиком для проведения полигонных испытаний, которые прошли в течение июня-июля 1955 г., а в июле пленум НТК ГБТУ рекомендовал эту машину для серийного производства. Завершить отработку документации для серийного производства в ОКБТ ЛКЗ и ОГК ЧКЗ должны были во II квартале 1956 г. После проведения полигонных испытаний ЛКЗ восстановил опытный образец танка «Объект 265», а все замечания были в основном учтены при выпуске документации по новому тяжелому танку «Объект 272», работы над которым развернулись в ОКБТ ЛКЗ в 1955 г.