http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Bell-309-KingCobra-01.jpg

Bell Model 309 KingCobra - это экспериментальный ударный вертолет, разработанный Bell Helicopter на базе вертолета Bell AH-1 Cobra. Вертолет AH-1 Cobra был разработан в середине 1960-х годов как промежуточный боевой вертолет для армии США для использования во Вьетнаме. Cobra использовала проверенную трансмиссию, роторную систему и турбовальный двигатель T53 от UH-1 «Huey». Вертолет AH-1 Cobra был менее скоростной и слабее вооружен, чем перспективный Lockheed AH-56A Cheyenne, он не участвовал в боевых операциях как UH-1B и вообще он разрабатывался всего шесть месяцев (начало разработки март, первый полет - сентябрь 1965 года). Но у него были свои преимущества: лучшая аэродинамическая форма и на 30% большая скорость, меньшая увязвимость, а также более мощное вооружение, чем у UH-1 и, по сравнению с AH-56A Cheyenne, он более простой и дешевый, имеет надежную динамическую часть UH-1 и главное, он уже летает, а AH-56A Cheyenne только создается.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Bell-309-KingCobra-02.jpg

Взвесив все это, армия принимает решение заказать свыше тысячи вертолетов AH-1G Huey Cobra и не ошибается: во Вьетнаме вертолет AH-1G Huey Cobra зарекомендовал себя весьма удовлетворительно. И в частности, количество попаданий в него оказывалось в одних и тех же боевых условиях вдвое меньше, чем y UH-1. Успехи во Вьетнаме, а затем на Ближнем и Среднем Востоке (например, в 1982 году в Ливане, израильскими «Кобрами» уничтожено 40 танков) способствовали дальнейшему развитию семейства вертолетов AH-1. Поскольку разработки противотанкового ударного вертолета Lockheed AH-56 Cheyenne по программе Advanced Aerial Fire Support System (AAFSS) не шли гладко, компания Bell предложила свой вариант усовершенствованного вертолета AH-1G Huey Cobra, получившего обозначение Bell Model 309 KingCobra. Bell объявила о программе Bell 309 KingCobra в январе 1971 года. Было построено два прототипа, один с системой двойного турбовального двигателя P&WC T400-CP-400 Twin Pac, очень похожей на ту, что использовалась на AH-1J, но с более мощной трансмиссией, позволяющей работать на полных 1800 л.с., а другой с одним турбовальным двигателем Lycoming T55-L-7C мощностью 2000 л.с..

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Bell-309-KingCobra-03.jpg

Двухмоторный Bell 309 KingCobra впервые поднялся в воздух 10 сентября 1971 года. Он был очень похож на AH-1J, за исключением более длинной и характерной носовой части типа «клюв канюка» и подфюзеляжного киля, как у оригинальной демонстрационной модели 209. Однако были и существенные изменения, которые были менее заметны:
- На нем для увеличения энерговооруженности были установлены новые двигатели, имеющие на первом прототипе в 1,3 раза большую, чем на мощность, на втором - в 1,45, а для серийного выпуска предполагалось повысить ее в 1,6 раза.
- Планер был усилен, а хвостовая балка удлинена, что сделало Bell Model 309 KingCobra на 1,09 м длиннее, чем у AH-1G.
- Был установлен новый несущий винт с наконечниками прямой стреловидности и диаметром 15 м по сравнению с 13 м у AH-1G. Увеличены диаметры несущего винта и рулевого винта, площадь крыла (в два раза), удлинен фюзеляж, и, кроме того, применен новый скоростной профиль для винтов. (Этот скоростной профиль специально сконструирован для фирмы Белл немецким аэродинамиком профессором Вортманом). Совершенствование несущей системы модели «309» повысило ее маневренность и скорость (до 370 км/ч).
- Новые лопасти несущего винта улучшили подъемную силу и уменьшили шум.
- Был установлен более крупный 20-миллиметровый барабан для боеприпасов, заимствованный у General Dynamics F-111, что потребовало более глубокого фюзеляжа.
- Сенсорная система для борьбы ночью и в плохую погоду была установлена под удлиненной носовой частью. Этот стабилизированный мультисенсорный прицел (SMS) был разработан на основе технологии, разработанной для AH-56 Cheyenne, и включал в себя FLIR , телевизор для слабого освещения (LLTV), лазерный дальномер и систему наведения ракеты. SMS может отображать изображения либо на прицеле наводчика, либо на проекционном дисплее пилота (HUD). У пилота был собственный LLTV, установленный в передней части обтекателя несущего винта, чтобы он мог летать, пока стрелок охотился за целями.
- Была включена новая авионика, в том числе инерциальная навигационная система Litton (INS), которая могла хранить 16 различных предварительно запрограммированных навигационных путевых точек; радиолокационный высотомер с наземной системой оповещения; и другие улучшенные средства навигации и связи.
- Впервые на нем, как на армейском вертолете, могут применяться не только противотанковые управляемые ракеты BGM-71 TOW, но и AGM-114F Hellfire с лазерной системой наведения (до 2-8 штук), а также управляемые ракеты AGM-88 HARM (до 2-4 штук), предназначенные для уничтожения наземных РЛС. Взамен пулемета установлена трехствольная пушка M197 Gatling gun калибра 20 мм. Соответственно к этим ракетам, а также для применения оружия ночью и в сумерках, дополнительно установлены: лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионный визир для работы в сумерках, инфракрасный визир для работы ночью, бортовая ЭВМ и т.д. И у наводчика, и у пилота были нашлемные прицелы Sperry Univac, которые позволяли им обнаруживать цели для ракет и пушки.
- «Большое крыло» с большим размахом шириной 4,0 м было разработано для Bell Model 309 KingCobra, но, по-видимому, никогда не использовалось, кроме как в качестве статического макета. «Большое крыло» должно было обеспечивать дополнительное топливо и хранить грузоподъемность на законцовках крыла.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Bell-309-KingCobra-04.jpg

Все это увеличило вес Bell Model 309 KingCobra в 1,45 раза и в совокупности с ограничением мощности по трансмиссии (меньше 1100 кВт) привело к недостаточному увеличению энерговооруженности. В результате из-за недостаточной мощности и штатной нагрузки Bell 309 KingCobra не был принят в серийное производство. Требуемая боевая нагрузка для армейского вертолета (не менее 8 штук ПТУР) полностью, в том числе и на предельно малых высотах, была реализована для «ТОУ» на вертолете АН-1S. Одномоторный Bell Model 309 KingCobra впервые поднялся в воздух в январе 1972 года. За исключением установки двигателя, он был почти идентичен двухмоторному KingCobra. Как выяснилось, одномоторный прототип потерпел аварию в апреле, и для завершения испытаний в армии США двухмоторный Bell Model 309 KingCobra был модифицирован в одномоторную конфигурацию. Оценка, в ходе которой Bell Model 309 KingCobra сравнивалась с Lockheed Cheyenne и Sikorsky S-67 в соревновательном полете, началась весной 1972 года и завершилась в июле. В августе армия, ко всеобщему удивлению, отвергла все три. На основе Bell Model 309 KingCobra и AH-1 Cobra компания Bell создала новый прототип боевого вертолета Model 409/YAH-63 для армейского конкурса Advanced Attack Helicopter (AAH), начавшегося в 1972 году. Единственный сохранившийся экземпляр Bell Model 309 KingCobra находится на хранении в Музее армейской авиации США, Форт-Ракер, Алабама.

Варианты
Bell Model 249: экспериментальная версия с четырьмя лопастями несущего винта.
Bell Model 309 KingCobra: экспериментальная версия с одним двигателем Lycoming T55-L-7C.
Bell Model 309 KingCobra: экспериментальная версия с двумя двигателями.

Технические характеристики Bell Model 309 KingCobra
Экипаж: два (пилот и стрелок)
Длина: 18,06 м
Длина фюзеляжа: 15,16 м
Высота: 4,67 м
Пустой вес: 4049 кг
Максимальный взлетный вес: 6 804 кг
Силовая установка: 1 турбовальный Lycoming T55-L-7C , 2000 л.с. (1500 кВт) или альтернативный двигатель, 1 турбовальный Pratt & Whitney Canada T400-CP-400 (PT6T-3 Twin Pac), 1800 л.с. (1300 кВт)
Диаметр несущего винта: 15 м
Максимальная скорость: 294 км/ч
Вооружение
Пушка: одна 3-ствольная 20-мм пушка M197 Gatling gun
Ракеты: ракеты 70 мм - 7 или 19 ракет, установленных в трубчатых пусковых установках.
Ракеты: TOW Missiles - 4 или 8 ракет, установленных в двухракетных пусковых установках на каждой точке подвески.