Параллельно с работами по проекту «121» (Ту-121) в ОКБ начали проектировать беспилотный стратегический самолёт «Д» («123», Ту-123), предназначенный для поражения целей на межконтинентальных дальностях. Он представлял собой увеличенный по массе и габаритам вариант «121». Для увеличения дальности предполагали увеличить запас топлива и установить более экономичный турбовентиляторный двигатель НК-6. Боевая часть - как у самолёта «121». Система управления - астроинерциальная. Все работы по «123» свернули на начальном этапе проектирования.
Кроме варианта с двигателем НК-6 рассматривался вариант самолета «123» с ядерной силовой установкой, работающей по открытому циклу, проект «123» с ПВРД и проект использования «123» как последней ступени системы «ДП». В дальнейшем шифр «123» использовали для беспилотного разведчика комплекса «Ястреб». Как вариант развития проекта «121» и получения на его основе беспилотного самолёта с межконтинентальной дальностью прорабатывали эскизный проект «133» («СД») - самолёт «121» с увеличенным запасом топлива во внутренних баках и дополнительными подвесными сбрасываемыми баками. Проект рассматривался как упрощенная альтернатива «123» («Д»).
В конце 50-х годов в отделе «К» занимались темой, резко отличающейся от традиционной тематики ОКБ. А.Н.Туполев взялся за создание управляемого самолёта-снаряда «131» (Ту-131) или «3» (3 - зенитный) класса «земля-воздух». По аванпроекту «131» представлял собой двухступенчатую ракетную систему, состоявшую из первой стартовой ступени - твердотопливного ускорителя, и второй маршевой - сверхзвукового самолёта-снаряда, разгонявшегося одним или двумя ПВРД. На первой ступени ставились три стабилизирующих поверхности большой площади. Маршевая ступень напоминала уменьшенный самолёт «121», ПВРД кренился на пилоне под задней частью фюзеляжа (при использовании двух ПВРД меньшей тяги они устанавливались на двух угловых пилонах). ПВРД для «131» (Ту-131) проектировались в ОКБ М.М.Бондарюка. Проект туполевцев во многом соответствовал американскому беспилотному перехватчику «Бомарк», состоявшему на вооружении П ВО США, но самолёт «131» (Ту-131) имел меньшую массу и на треть меньшую дальность полёта. При стартовой массе 2,96 т (маршевая ступень - 1,46 т), «131» должен был развивать максимальную скорость 4300 км/ч при дальности полета 300-350 км, потолок - 30000 м. Как и в случае с «123» (Ту-123) работы по беспилотному перехватчику «131» не вышли из стадии эскизного проектирования.
При рассмотрении возможности развертывания стратегических систем на базе крылатых ракет предусматривалось создание на их основе стратегических беспилотных разведывательных комплексов. Практической реализацией стало создание и принятие на вооружение ВВС дальнего беспилотного разведывательного комплекса «Ястреб-1» (самолёт «123» или Ту-123). Несмотря на закрытие темы по ударному беспилотному самолёту «121», работы по дальнейшей реализации проекта в ОКБ продолжались, но уже в новом качестве. 16 августа 1960 г вышло правительственное постановление о создании системы дальней разведки (ДБР-1) «Ястреб» («Ястреб-1») с беспилотным разведчиком «123» (Ту-123).
При проектировании максимально использовался задел по самолёту «121» (Ту-121). В то же время конструкторы столкнулись с целым рядом специфических проблем. Требовалось разработать новую эффективную длиннофокусную аэрофотоаппаратуру, разместить на борту радиоразведывательное оборудование, обеспечив ему нормальные условия эксплуатации; разработать новую аппаратуру управления, обеспечиваютцую автономный полет по заданной траектории и вывод беспилотного самолёта в заданный район; обеспечить отделение в воздухе и посадку на землю или на воду контейнера с разведоборудованием, парашютную систему торможения самолёта и спасения носового отсека.
Задел самолёту «121» (Ту-121) позволил в установленные правительством относительно короткие сроки подготовить первые опытные экземпляры самолёту «123» (Ту-123) для заводских и совместных госиспытаний. Заводские испытания системы ДБР-1 успешно завершились в сентябре 1961 г, совместные госиспытания - в декабре 1963 г. 23 мая 1964 г ДБР-1 «Ястреб» приняли на вооружение. Созданная система (комплекс) предназначался для воздушной разведки стартовых позиций ракет, аэродромов, военно-морских баз и портов, районов сосредоточения войск, соединений кораблей, систем ПВО и ПРО, промышленных объектов, а также для контроля за применением оружия массового поражения (ядерного и химического). Фоторазведка производилась путем фотографирования протяженных участков маршрута и больших площадей территории бортовыми аэрофотоаппаратами, радио- и радиотехническая разведка - соответствующей радиотехнической аппаратурой.
По своей конструкции Ту-123 «Ястреб-1» соответствовал ударному самолёту «121», отличия главным образом, касались размещения разведаппаратуры. Ее вместе с частью элементов навигационно-пилотажного комплекса сосредоточили в носовой части массой 2 т. Она возвращалась на землю на парашюте и снабжалась упрощенным шасси, выпускавшимся в воздухе перед посадкой. Остальная часть конструкции после выполнения задания погибала. Отсеки с фотоаппаратурой образовывали своеобразное «фотоателье» с остеклением из жаропрочных стекол с системой обдува, предупреждавшей появления эффекта «марева» в пространстве между стеклами и объективами фотоаппаратов. Над соплом двигателя помешался контейнер тормозного парашюта, предназначенного для гашения скорости перед отстыковкой отсека с разведоборудованием.
Система управления работала автономно по заданной программе. Вывод разведчика к месту приземления спасаемой части осуществлялся с помощью приводной радиосистемы. К полету беспилотный самолёт готовили на стартовой позиции. В ее состав входил тягач с полуприцепом - стартовой установкой и контрольно-стартовый автомобиль, в кузове которого монтировалось проверочное оборудование. Перед пуском в систему управления вводили программу полёта. Беспилотный самолёт стартовал с наклонной рампы. Старт, сход с пусковой установки и разгон до необходимой начальной скорости происходили с помощью стартовых ускорителей. Маршевый полёт обеспечивал двигатель КР-15-300, работавший в течение 9 с на форсажном режиме с тягой 15000 кгс, затем отстреливался коллектор воздухозаборника и двигатель переходил на крейсерский режим с тягой 10000 кгс. В полете по программе включались и выключались бортовые фотоаппараты, радиоразведывательные системы фиксировали радиотехнические средства противника. После выполнения задания разведчик программно разворачивался в обратном направлении, на расстоянии 400-500 км от базы автоматически включалась бортовая приводная аппаратура. После его опознавания наземными средствами происходил захват на автосопровождение и выдача на борт команд для приведения ЛА в заданную точку и приземление спасаемого отсека. По программе выключались ТРД и сливались остатки топлива, ЛА переводился в набор высоты для гашения скорости, затем выпускался хвостовой тормозной парашют. Далее отделялся спасаемый отсек с разведоборудованием и на парашюте опускался на землю.
Ту-123 «Ястреб-1» серийно строился на заводе №64 в Воронеже, в 1964-1972 гг выпустили 52 экземпляра «123». Они состояли на вооружении до 1979 г. «Ястребы» входили в состав авиационных разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных округах. Стартуя со своих позиций на территории СССР, они с успехом могли проводить разведку практически всей Западной Европы. Работу беспилотного комплекса неоднократно проверяли многочисленными полигонными пусками и на учениях ВВС. Тем не менее, разведку реальных целей на территории европейских стран - членов НАТО Ту-123 «Ястреб-1» не проводили, хотя их высокие лётно-тактические данные обеспечивали надежное выполнение задания в условиях противодействия развернутых в Европе систем ПВО. В начале 80-х годов последние Ту-123 «Ястреб-1» сняли с вооружения и утилизировали. В настоящее время один из последних сохранившихся «123» можно увидеть лишь на выставке авиационной техники на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе в Москве.
Тактико-технические характеристики Ту-123 «Ястреб-1»
Размах крыла, м 8.41
Длина самолета, м 27.83
Высота самолета, м 4.78
Масса, кг
- пустого самолета 11450
- максимальная взлетная 35610
- топлива 16600
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-15К-300
Тяга форсажная, кгс 1 х 10000
Ускоритель 2 ПРД ПРД-52
Тяга, кгс 2 х 80000
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч 2700 (М=2.5)
Практическая дальность действия, км 3560-3680
Высота полет, м
- в начале маршевого участка 22800
- в конце маршевого участка 19000