http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/h-15-01.jpg

Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбардировщики В-52. Ракета Х-15 («Изделие 115») и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, то есть ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (главный конструктор И. С. Селезнев). На вооружение она поступила в 1980 г. Длина ракеты около 4,8 м. Максимальный диаметр фюзеляжа 0,455 м. Размах оперения 0,92 м. Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть специальная. Вес ее по разным данным от 150 кг до 250 кг, а мощность заряда до 350 кт. Твердотопливный двигатель РДТТ-160 позволяет развивать скорость до 5М.

Общее руководство работами осуществлялось непосредственно главным конструктором И. С. Селезневым, сменившим в этой должности А. Я. Березняка, скончавшегося в 1974 г. Опытные образцы X-15 были изготовлены НПО «Радуга» в 1978 г. В ходе работ требование по дальности было скорректировано до 300 км (все же несколько больше, чем 220 км у SRAM) с тем, чтобы атака могла выполняться за пределами досягаемости ЗРК зональной и объектовой ПВО. Х-15 имеет бескрылую схему с управляемым консольным оперением и несущим корпусом (как шутят специалисты: «при таких скоростях полетел бы и кирпич»). Корпус делится на отсеки: приборный, грузовой с боевой частью, отсек двигателя и приводов управления. Основной проблемой стал выбор конструкционных материалов, приемлемых при близких к гиперзвуковым режимах полета с колоссальными аэродинамическими и тепловыми нагрузками - теоретически температура торможения в полете на высоте с М-5 превышает 1000°С.

Конструкция выполнена преимущественно из титана, сохраняющего механическую прочность при высоких температурах. В отличие от предыдущих ракет, носовая часть Х-15 имела не остроконечную, а закругленную форму - на острие конуса «садится» аэродинамический скачок, грозя перегревом и прогаром. Столь же радиусными выполнялись передние кромки рулей. Особенностью конструкции Х-15 являлось практическое отсутствие люков - монтажных и эксплуатационных, через зазоры в которых узлы ракеты могли бы подвергаться воздействию тепловых потоков. Самолеты-носители ракеты Х-15: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Шесть ракет Х-15 помещаются на роторной установке. Пуск ракет может производится при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км.

На базе ракеты Х-15 в середине 1980-х гг. МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15 противокорабельная система оснащена радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С также производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории движения Х-15С управление производится инерциальной системой наведения, а на конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения. Основные тактико-технические характеристики ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15. Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа крейсер - 150 км, до цели типа эсминец - 100 км, до цели типа катер - 60 км. Ракета Х-15С запускается как с роторных установок, так и с балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.

Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П. На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном включается пассивная радиолокационная головка самонаведения. Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные тактико-технические характеристики совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П также производится с пусковых устройств. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160.

Управление ракетой осуществлялось отклонением цельноповоротных рулей, оснащенных электромеханическими приводами. Два нижних руля, прозванных «ластами», при совместном отклонении управляли ракетой по каналу тангажа, при дифференциальном - по крену. Они же парировали кренящий момент при отклонении верхнего руля для коррекции курса. Новшеством стал твердотопливный двигатель оригинальной конструкции, впервые в СССР использованный на ракете такого класса. РДТТ-160 имеет двухкамерную конструкцию, соединяя в одном корпусе две ступени - стартовую и маршевую, разделенные перегородкой и включающиеся последовательно своими системами зажигания. В двигателе используется смесевое топливо, сочетающее горючее высокой калорийности и окислитель, выделяющий необходимый для горения кислород. Топливо отливалось непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения, повышающим площадь газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу. В соответствии с назначением ракеты предусматривалось ее оснащение только специальной БЧ с термоядерным зарядом (учебные ракеты имели имитатор спец-БЧ и фугасный заряд небольшой мощности, позволяющий контролировать попадание).

Как не обладавшая стратегическими возможностями, система Х-15 не подпадала под действие международных ограничительных договоров, и ее существование не обнародовалось до марта 1992 г., когда эти ракеты были представлены на правительственном показе новой техники на аэродроме Мачулищи в Белоруссии. Любопытно, что на первых публичных показах назывались существенно заниженные данные Х-15, и ее дальность считалась не превышающей 150 км - вдвое ниже действительной. К этому времени аэробаллистические ракеты средней дальности появились и во Франции, всегда ревностно отстаивавшей свою авиастроительную независимость и вооружавшей ВВС исключительно техникой национального производства. Разработка ракеты ASMP началась в 1976 г. и являлась единственной авиационной программой по созданию ударного ядерного комплекса значительного радиуса действия (что вызвало даже «обмен мнениями» на международных переговорах, где советская сторона настаивала на их причислении к ударным системам стратегического назначения).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/h-15-02.jpg

Конструктивно ASMP стала сходной американскому и советскому образцам, выделяясь только большим удлинением корпуса ракеты - порядка 15 м против 10 у нашей ракеты, за что и получила прозвище «карандаш». Инерциальная система наведения и автопилот обеспечивают программный пуск по высотной или низкой траекториям с дальностью до 250 км, а расчетная точность определила мощность БЧ в 300 кт. Общий выпуск ASMP составил 150 единиц, на вооружение они стали поступать с 1986 г., то есть почти одновременно с Х-15. В качестве основных носителей Х-15 предполагались дальние бомбардировщики Ту-22М3/М2 и Ту-160. Небольшие габариты и вес Х-15 делали возможным размещение на борту значительного их числа. Для их внутренней подвески предназначалась установка, на которой шесть ракет располагаются подобно патронам в барабане револьвера. Официальное обозначение «многопозиционная катапультная установка» (МКУ) исчерпывающе характеризует ее функции - проведение предпусковых операций, подача ракеты в стартовое положение и производство катапультирования вниз под самолет для выведения ее на безопасное расстояние от носителя. Катапультирование обеспечивается гидропневмоаккумулятором с пневматическим толкателем, уборка катапульты - гидравликой.

Отработка Х-15 начиналась применительно к ракетоносцам Ту-22М2, но с появлением более совершенной модификации Ту-22М3 от доработки Ту-22М2 отказались. Помимо шести ракет на МКУ, Ту-22М3 дополнительно мог нести еще четыре - по одной на каждой из подкрыльевых АКУ-1, монтируемых вместо балочных держателей ракет Х-22. Управление выпуском и уборкой АКУ-1 осуществляется от воздушной системы. Полет Х-15 к цели на удалении 200 км занимает около 180-200 секунд, практически не оставляя противнику времени на реагирование, а высотный профиль полета делает ее недосягаемой для ЗУР и истребителей.

В комплекс вооружения Ту-22М3 включена бортовая система управления ракетным оружием (СУРО), обеспечивающая целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Основой выполнения боевой задачи является обнаружение целей и установление их координат, производимое перед вылетом или в воздухе бортовыми средствами самолета. Получая от навигационного комплекса самолета данные о курсе, координатах и скорости, СУРО производит обработку информации и подготовку инерциальной навигационной системы ракет, ввод данных о цели, определение точки входа в зону разрешенных пусков и автоматический контроль готовности, при выполнении которых может производиться стрельба.

В 1986 г. ракеты Х-15 получили три полка, имевшие Ту-22М3: 200-й гвардейский тбап (Бобруйск), 260-й тбап (Стрый) и 52-й гвардейский (Шайковка). Из-за задержек с доводкой комплекса Х-15 принятие на вооружение затянулось, и им были оснащены только несколько десятков Ту-22М3 последних серий. Доработка уже находившихся в строю носителей не производилась, а недоработки комплекса заставили отложить пуски в строевых частях на несколько лет. Так, в 200-м полку, перевооружившемся на Ту-22М3 в начале 1986 г., первые учебные пуски Х-15 были проведены лишь в декабре 1988 г.

К этому времени выяснились и слабые стороны Х-15. С совершенствованием ПВО ракеты Х-15 уже не обеспечивали нанесение удара с безопасной дальности. Сами ракеты по-прежнему были малоуязвимыми, но это не относилось к самолету-носителю. Полная «разгрузка» боекомплекта ракет на борту требовала много времени и в опасной близости от цели представлялась рискованной. Самолеты ДРЛО обнаруживали бомбардировщики даже на малой высоте с расстояния до 700 км, вводя в бой перехватчики с рубежа 550-600 км. По мере дальнейшего сближения с целью ракетоносцы оказывались у зоны эффективного огня ЗРК. В то же время пуск каждой Х-15 требовал выполнения 11-секундного цикла, и несложный расчет показывал, что для того, чтобы «отстрелять» все 10 ракет, требовалось оставаться на боевом курсе, «не шелохнувшись» и выдерживая направление на цель вблизи зоны ПВО (а то и в ее пределах) довольно длительное время. «Разгрузить» полный боезапас Ту-160, который должен был нести 24 такие ракеты, представлялось и вовсе малореальным в подобной обстановке. В итоге на вооружение Ту-95 и Ту-160 ракеты Х-15 так и не поступили.

У техников к Х-15 имелись свои претензии: сложной была подвеска барабана и стыковка коммуникаций МКУ в грузоотсеке. Для установки подкрыльевых АКУ и подсоединения электроарматуры требовалось забираться внутрь крыла, где едва можно было повернуться и работать приходилось на ощупь (особенно зимой, когда попасть в тесный отсек можно было только сняв теплую одежду и работать на морозе в одной рубашке). Со временем выявилась и еще одна проблема - ограниченные сроки хранения по ракетному топливу (американцы вынуждены были списывать свои ракеты SRAM, у которых по выработке десятилетнего ресурса двигателей начиналось разложение топливной смеси - «замыливание» и растрескивание). Ввиду близившегося истечения сроков хранения, к началу 2000 г., было принято решение о рациональном расходовании имевшихся запасов Х-15 с их использованием в боевой учебе путем интенсивного отстрела.