История первой принятой на вооружение отечественной ракеты «Комета» началась летом 1946 г. На кафедре радиолокации Военной академии войск связи в г. Ленинград (сейчас Санкт-Петербург) успешно прошла защита дипломного проекта - разработки комплекса вооружения из самолета-носителя и запускаемого с него самолета-снаряда. Система наведения радиокомандная с полуактивным радиолокационным самонаведением. Автором дипломного проекта был Сергей Берия. Да, Серго Берия - сын того самого Лаврентия Павловича. Конечно, проект был выполнен на основе трофейных немецких разработок, но Сергей Лаврентьевич представлял собой редкое исключение из плеяды сыновей, дочерей и зятьев крупных советских и партийных деятелей, занимавших высокие посты исключительно благодаря родственным связям.
С 1945 г. по март 1953 г. Л. П. Берия, бывший руководитель госбезопасности, курировал только разведку. Его основным полем деятельности в послевоенный период стало создание ракетно-ядерного щита СССР. О западных работах над ядерной бомбой Берия доложил Сталину еще в марте 1942 г. и с самого начала советского атомного проекта руководил делами, связанными с ядерным оружием, как глава Первого Главного управления при Совете министров СССР. Руководство разработками носителей для нового оружия также было сосредоточено в его руках. По инициативе Л. П. Берия 8 сентября 1947 г. было принято постановление Совмина № 3140-1028, которым предполагалось создание противокорабельных самолетов-снарядов «Комета» с дальностью стрельбы 100 км. Через несколько дней после выхода постановления специально для работы над управляемыми ракетами сформировали Специальное бюро № 1 (СБ-1), подчиненное Третьему Главному управлению (ТГУ) при Совете Министров СССР. ТГУ, как и ПГУ, руководил Л. П. Берия. Директором СК-1 (позже КБ-1) назначили П. Н. Куксенко, а главным инженером стал Сергей Берия.
В работе над комплексом «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирались варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления. Соответственно, СБ-1 было головной организацией, проектировавшей комплекс «Комета». Впоследствии постановлением Совмина от 1 сентября 1951 г. заводу № 1 было поручено серийное производство ракеты «Комета» и выполнение ряда работ по опытной тематике. С самолетом-носителем было все ясно - четырехмоторный бомбардировщик Ту-4. А вот при создании самолета-снаряда просматривали много вариантов. Так, постановлением Совмина от 8 сентября 1948 г. предусматривалось создание самолета-снаряда «Комета» на базе ракет 10Х и 14Х. На опытном варианте «Кометы-3» 14Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6. В первом полугодии 1948 г. в КБ завода № 51 готовился второй выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но завершить его не успели: руководство СБ-1 решило отказаться от применения на «Комете» пульсирующего двигателя, который не смог обеспечить ракете необходимую скорость.
Проектирование планера «Кометы» было поручено ОКБ-155 МОП, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич. 3 ноября 1949 г. ОКБ-155 предъявило свой эскизный проект самолета-снаряда «Комета», походившего на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолета-снаряда от истребителя, как уже говорилось, было крыло уменьшенной площади с очень большим для того времени углом стреловидности - 57,5°, а также фюзеляж, в котором между воздушными каналами на месте кабины летчика размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть весом около 3 т. Боевая часть устанавливалась по вертикальным направляющим через большой люк в верхней части фюзеляжа. За ней располагался суженный в нижней части топливный бак на 330 л керосина. Далее воздушные каналы объединялись перед двигателем РД-500К, это был вариант РД-500 с нерегулируемой тягой и коротким ресурсом в 10 ч., в т.ч. 30 мин. на максимальной тяге. При запуске с высоты 4000 м запас топлива в 210 л обеспечивал крылатой ракете дальность полета 190 км, что намного превышало заданную.
Крыло было выполнено по двухлонжеронной схеме. Рули высоты и направления, а также элероны были аналогичны установленным на МиГ-15. Комплект бортовой радиоэлектронной аппаратуры К-1 включал расположенные в обтекателе на законцовке киля антенные устройства для приема сигналов самолетной РЛС на этапе наведения по лучу и полуактивную головку самонаведения, размещенную под обтекателем над воздузозаборником. Для ускорения работ по «Комете» четыре опытных экземпляра сделали пилотируемыми. Полетный вес пилотируемых самолетов-снарядов колебался от 2453 до 2550 кг. Вес пустого - 2068 кг, полезная нагрузка составляла 385 кг, а запас топлива - 284 л. Максимальная скорость на высоте 3 км - около 1060 км/час, посадочная скорость 270-290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500К тягой 1500 кг. Серийные снаряды КС-1 имели стартовый вес 2760 кг, вес пустого снаряда 1651 кг. Длина ракеты 8,3 м, максимальный диаметр корпуса 1,2 м, размах крыла 4,7 м.
4 января 1952 г. первый полет на опытной «Комете» выполнил летчик-испытатель Амет-хан Султан. Только после проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 г. были начаты беспилотные пуски. «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., но в серию пошла еще в 1952 г. В то время на Корейском полуострове полыхала война, быстро переросшая из гражданской в полномасштабное столкновение идеологически непримиримых систем: социалистической Северной Корее (КНДР) всемерную поддержку техникой и войсками оказывали СССР и Китай, буржуазной Южной Корее - США и их союзники. На заседании Политбюро ЦК КПСС (в Советском Союзе этот орган центрального комитета коммунистической партии был выше Совета министров и парламента - Верховного совета) рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать два полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение отклонили, поскольку существовал риск превращения локальной войны в мировую.
Два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащенного бортовой РЛС К-1М «Кобальт-М» (американская AN/APQ-13, переделанная в московском НИИ-17 и серийно производившаяся Ленинградским электромеханическим заводом). РЛС К-1М, работая в 3-сантиметровом диапазоне в режиме кругового обзора, обнаруживала корабль-цель. После этого оператор направлял на цель узкий луч от К-1М, внутри которого и должна была лететь ракета. Пуск КС-1 производился с самолета Ту-4, летевшего на высоте 3-4 км со скоростью не более 360 км/час. Перед отделением от самолета производился запуск двигателя ракеты, но ее просадка в воздухе после отделения от самолета достигала 600-800 м. Это создавало сложности с вводом ракеты в узкий луч равносигнальной зоны самолетной РЛС К-1М.
На первом этапе полета бортовая система управления ракеты удерживала ее внутри луча (с учетом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полета составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 10601200 км/час. При подлете к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отраженный от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения. Практические пуски ракет КС подтвердили, что система наведения подвержена помехам, залповое применение двух ракет в одном заходе с самолета затруднялось из-за необходимости маневра для ввода каждой из них в луч РЛС, избирательность системы наведения оставляла желать лучшего (на участке самонаведения исключалось перенацеливание ракеты на другую цель независимо от оператора). Возможности комплекса, несмотря на значительное количество пусков, тем не менее, полностью выявлены не были, и поэтому появилось заключение, что одновременная атака цели обеспечивается лишь в том случае, когда разница в направлениях захода ракетоносцев составляет не менее 90°.
Серийное производство ракет «Комета» началось в 1952 г. на заводе № 256 в городе Иваньково (с 1956 г. город Дубна). Комплекс К-1М «Комета» в составе бомбардировщика Ту-4К и двух ракет КС-1М был принят на вооружение в начале 1953 г. Первые самолеты Ту-4КС поступили в ВВС Черноморского флота в 1953 г. В июне 1953 г. в Крыму на аэродроме Гвардейское для освоения ракет «Комета» была сформирована учебно-тренировочная часть № 27. В декабре 1953 г. проводились стрельбы по мишени - транспорту «Курск». Из последующих 18 пусков «Кометы» в 1954-1955 гг. успешными оказались 14. В ходе стрельб был потоплен списанный крейсер «Красный Кавказ». Согласно директиве Генштаба ВМФ от 30 августа 1955 г. в составе авиации Черноморского флота был сформирован 124-й тяжелобомбардировочный авиаполк дальнего действия, в котором состояло 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и вспомогательный самолет. В 1955 г. провели 40 пусков ракет КС, а в 1956 г. -42 пуска, из которых 30 завершились прямым попаданием.
К 1953 г. самолет Ту-4 считался устаревшим, и в том же году был запущен в производство реактивный бомбардировщик Ту-16. На его базе создавался ракетоносец Ту-16КС, оснащенный двумя КС-1. Весь комплекс управления вместе с РЛС «Кобальт-М» полностью взяли с самолета Ту-4КС. По летным характеристикам Ту-16КС несколько отличался от бомбардировщика: максимальная скорость полета на стандартной высоте 7150 м составляла 894 км/час с двумя ракетами и 960 км/час - с одной. Длина разбега, соответственно, 2040 м и 1905 м. Практическая дальность полета - 3135 км и 3560 км. Максимальная дальность за счет возросшего аэродинамического сопротивления уменьшилась до 4800 км.
Испытания самолета Ту-16КС начались в 1954 г., а в июне 1957 г. первые ракетоносцы стали поступать в авиацию Черноморского флота. В декабре 1957 г. Ту-16КС авиации Черноморского флота впервые произвел пуск ракеты КС (с высоты до 5 км при скорости полета 420 км/час). В составе полка ракетоносцев числилось 12 носителей ракет Ту-16КС, один постановщик помех Ту-16СПС, шесть заправщиков топливом Ту-16ЗЩ. С 1958 г. ракетоносцы Ту-16КС стали поступать на Северный и Тихоокеанский флот. Авиазавод в Казани выпустил 107 ракетоносцев Ту-16КС (изделие НКС, самолет «Е»). По технике пилотирования Ту-16КС с двумя ракетами почти не отличался на взлете и посадке от обычного бомбардировщика Ту-16, сброс ракет не влиял на его поведение в полете. Корабль-цель обнаруживался РЛС за 160 км, захват и автосопровождение были устойчивыми. Однако снизилась максимальную скорость носителя до 894 км/ч с двумя ракетами и до 960 км/ч - с одной, против 992 км/ч у самолета без внешней подвески. Почти в полтора раза снизилась дальность - до 3135 км с одной ракетой и до 3560 км с двумя ракетами, что частично компенсировалось введением системы дозаправки в воздухе с 48-й серийной машины.
Выпуск обтекателя РЛС ограничивал скорость полета на режиме подлета к цели до 520-550 км/ч, иначе возмущения воздушного потока из-за находившихся под фюзеляжем ракет вызывали ощутимые вибрации. По условиям запуска двигателя ракеты высота пуска ограничивалась 5000 м. Тем самым достаточно высокие летные характеристики Ту-16 в зоне пуска, то есть вблизи противника, практически приближались к возможностям его поршневых предшественников.
С 1958 г. на вооружение стали поступать ракеты КС-1 «Комета» с дальностью до 130 км, а с 1961 г. - с более помехоустойчивой бортовой РЛС. Для увеличения скорости подхода самолетов-носителей к цели удалось уменьшить высоту пуска ракет КС-1 до 2 км. В этом режиме ракета летела на высоте около 260 м над морем. Для увеличения дальность стрельбы делались попытки производить пуск с высоты 6-7 км. Однако это оказалось тактически невыгодно, так как при пуске ракеты с таких высот при дальности цели около 90 км самолет-носитель к моменту перехода ракеты на самоуправление оказывался на расстоянии 20-24 км от цели, то есть входил в зону поражения зенитных ракет противника, появившихся к началу 1960-х гг. В 1956-1957 гг. было собрано пять ракет КС-ТГ в комплектации с тепловой головкой самонаведения «Спутник-2». Но на вооружение они приняты не были - корабль в качестве излучающего тепло объекта был слабозаметной целью, и это направление развития не получило.
В авиации советского ВМФ удачный по конструкции и хорошо освоенных ракетный комплекс «Комета» оставался на вооружении почти полтора десятка лет - до конца 1960-х, когда его сменили более современные системы. Находившиеся в строю Ту-16КС переоборудовались под новые комплексы. Так, начиная с 1962 г., 65 машин прошли доработку под автономную ракетную систему К-11-16. В 1965-1968 гг. зарубежным странам были переданы 18 самолетов Ту-16КС и 150 ракет КС. По мере замены ракеты КС-1 переоборудовались в крылатые ракеты-мишени КРМ-1, которые использовались с носителей Ту-16КРМ для практических стрельб войск ПВО и ВМФ. При переделке с них снималась боевая часть и аппаратура самонаведения, которые заменялись весовым балластом. Такие ракеты использовались до середины 1970-х гг.
Тактико-технические характеристики КС-1 «Комета»
Длина: 8,29 м
Диаметр: 0,92 м
Высота ракеты: 1,2 м
Размах крыла: 4,77 м
Стартовая масса: 2760 кг
Скорость полёта: М=0,9
Дальность стрельбы: 90 км
Высота применения:
Система наведения: радиолокационная
Масса боевой части: до 600 кг
Двигатель: ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС