http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-265-01.jpg

ТТЗ на разработку нового базового тральщика ВМФ выдал в 1946г. Проектированием его занималось Западное ПКБ. Главным конструктором этого проекта 265 оставался В.И.Блинов, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В С Авдеев. ТТЗ предусматривало расширение круга решаемых задач по сравнению с БТЩ проекта 255, и прежде всего:"...ведение самостоятельных тральных операций, поддержание оперативного режима ПМО в районе пунктов базирования на удалении до 60 миль, а также участие в постановке минных заграждений и минных банок...". Противоминное вооружение базового тральщика проекта 265 оставалось таким же, как и у БТЩ проекта 255. На нём применили лишь ГАС "Тамир-11" и усовершенствовали размагничивающее устройство. Артиллерийское же вооружение состояло из одной 37мм артустановки В-11 и двух 14.5-мм пулеметных установок типа 2М-7.

Основная особенность этого БТЩ состояла в реализации на нём в качестве движительного комплекса специального крыльчатого движителя (комплекс ДКК16/8), что давало возможность улучшить маневренные качества корабля в условиях стесненной акватории. Однако ряд недостатков такого движителя, особенно в сравнении с преимуществами использования гребных винтов регулируемого шага, привел к тому, что он не получил дальнейшего распространения на противоминных кораблях. Главная энергетическая установка БТЩ пр 265 включала в себя помимо двух крыльчатых движителей два дизеля типа 33-Д (по 900л.с. каждый), которые обеспечивали скорость полного хода без тралов до 14.5 узлов.

Корпус корабля сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов. Тральщик имел прямую палубу по всей длине с существенной седловатостью в носовой части. На верхней палубе располагалась протяжённая надстройка на крыше которой находились ходовой мостик, банкет с прожектором, треногая мачта за которой установили побортно 2 спаренных крупнокалиберных пулемёта, кожух дымохода и поворотный грузовой выстрел. В корме располагались сходной тамбур, тральная вьюшка, 2 поворотные кран-балки. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:
- Форпик;
- Цепной ящик;
- Электромеханическая кладовая;
- Кают-компания, каюты мичманов, канцелярия, каюты командира и офицеров, радиорубка, шифропост;
- Машинное отделение №1;
- Машинное отделение №2;
- Кормовой кубрик;
- Тральная кладовая;
- Румпельное отделение;

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-265-02.jpg

Защита от неконтактного минного оружия ограничивалась размагничивающим устройством, состоявшим их трех обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство, предназначенное для защиты от магнитных и индукционных мин, обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах Ѓ} 2000 нТ (+20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине 6 м от КВЛ. Тральщик нёс одну мачту и одну овальную дымовую трубу. Силовая установка механическая, двухвальная, включала два дизеля 33-Д мощностью по 900 л. с. каждый с двумя самостоятельными линиями валопроводов и крыльчатыми движителями вместо винтов. Предпринятая впервые попытка применения на тральщиках крыльчатых движителей ДКК16/8, проистекала из стремления улучшения маневренных качеств кораблей для использования их в условиях стесненных акваторий рейдов и гаваней. Однако в силу ряда недостатков этого типа движителя по сравнению с гребными винтами (особенно регулируемого шага, в том числе по коэффициенту полезного действия и созданию необходимого тягового усилия) крыльчатые движители дальнейшего распространения на тральщиках не получили. Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел.

Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора мощностью по 25 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами.

Вооружение тральщиков проекта 265 состояло:
- 1 спаренного 37-мм автомата В-11М с длиной ствола 67 калибров, расположенного на баке. Заряжание обойменое (5 выстрелов в обойме), подача обойм в ручную. Расчёт орудия включал 11 человек. Скорострельность установки составляла до 360 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -15 до +90 градусов. Начальная скорость снаряда 880 м/с., а дальность стрельбы до 8,4 км, потолок 4 км. Масса установки доходила до 3 400 кг.
- 2 спаренных 14,5-мм пулемётов 2М-7. Пулемёт в палубной установке имел щит. Расчёт включал 3 человека. Питание ленточное по 50 патронов на ствол. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -5 до +75 градусов. Начальная скорость снаряда 1250 м/с., а дальность стрельбы до 1,5 км. Масса установки доходила до 250 кг.
- 1 комплекта морского контактного трала МТ-3, располагались в корме. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
- 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
- 2 быстроходных акустических тралов БАТ-2, для уничтожения акустических донных мин. Скорость буксировки трала составляла от 6 до 12 узлов.
- 1 бомбомёта БМБ-2, предназначеного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
- 1 цепного охранителя якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля. Охранитель имел ширину захвата до 40 метров, скорость хода до 14 узлов.
- 6 якорных мин образца 1908/1939.

Мореходные испытания головного корабля, выявили серьезные недостатки в конструкции корпуса и форме его обводов, которые приводили к интенсивному заливанию палубы и забрызгиванию механизмов при волнении от 3 баллов. На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Факел", РЛС навигации "Дон", РЛС радио-технической разведки (РТР) "Бизань-4", ГАС "Тамир-11". РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году. В целях обнаружения РЛС противника установили РЛС радиотехнической разведки (РТР) "Бизань-4" сантиметрового диапазона с дальностью обнаружения 20 км и непрерывным временем действия - 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 90 секунд.

Строительство тральщиков проекта 265 проводилось на заводе №341 в Рыбинске. Всего построено тральщиков с 1953 г. по 1954 г. - 2 единицы. Головной тральщик Т-17 вступил в строй в сентябре 1953 года.

Тактико-технические данные БТЩ проект 265
Экипаж: 47 человек (4 офицера)
Водоизмещение:  стандартное 250 тонн, полное 274 тонн
Длина наибольшая: 44,6 метра
Ширина наибольшая: 5,9 метра
Осадка: 1,78 метра
Силовая установка: 2 дизеля 33Д по 900 л.с., 2 крыльчатых движителя ДКК 16/18
Электроэнергетическая система: 2 ДГ по 25 кВт, постоянный ток 115 В
Скорость хода: полный 15,5 узла, экономический 10 узлов
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х2 37-мм автомат В-11М, 2х2 14,5-мм пулемета 2М-7
противоминное:  1 трал МТ-3, 1 петлевой эл-маг.трал ПЭМТ-4, 2 буксируемых акустических трала БАТ-2, 1 цепной охранитель корабля ЦОК-1-40
минное: 6 мин образца 1908/1939
противолодочное: 1 бомбомёт БМБ-2, 10 глубинных бомб ББ-1
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: 1 РЛС госопознавания "Факел", 1 РЛС РТР "Бизань-4"
навигационное:  1 НРЛС "Дон", 3 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор