В 1950-е годы ВМС США начали интенсивно осваивать ракетное вооружение. Приоритет отдавался ЗРК как средству, способному лучше, чем зенитная артиллерия, защитить корабельные соединения от ударов реактивной авиации. Первые американские корабельные ЗРК RIM-8 «Talos» (большой дальности) и RIM-2 «Terrier» (средней) были достаточно габаритными, что вынуждало размещать их только на больших кораблях, например на крейсерах. Правда, в 1955 году была предпринята попытка оборудовать ЗРК RIM-2 «Terrier» эсминец DD-712 «Gyatt» (типа «Gearing»), однако она оказалась неудачной. Поэтому ВМС инициировали разработку уменьшенного варианта RIM-2 «Terrier» - ЗРК RIM-24 Tartar, появившегося в 1960 году. Его уже вполне можно было размещать на кораблях класса «эсминец». Параллельно с разработкой RIM-24 Tartar велось и проектирование нового ракетного эсминца.
За основу для нового корабля взяли проект обычного артиллерийского эсминца USS Forrest Sherman (DDG-98) (18 таких кораблей вошли в состав ВМС США в 1957-1959 годах). От предшественника «Charles F. Adams» унаследовал корпус и силовую установку, а надстройка, вооружение и радиоэлектронное оборудование подверглись существенным изменениям. За счет сокращения артиллерии (вместо трех 127-мм артустановок на корабле осталось только две) было выкроено место для установки ЗРК. Пусковая установка зенитных ракет располагалась в кормовой оконечности, позади кормовой 127-мм башни: это придавало зенитным ракетам большие углы обстрела, но ограничивало сектор огня артиллерии, что соответствовало новым приоритетам в дизайне.
Все первые тринадцать кораблей серии (DDG-2 - DDG-14) были оснащены спаренной пусковой установкой Mk.11, для зенитных ракет ближнего радиуса действия RIM-24 Tartar. Установка перезаряжалась от двух вертикальных подпалубных барабанов, вмещавших сорок две зенитные ракеты. Полный рабочий цикл установки составлял 18 секунд на каждый залп. Последующие десять кораблей (DDG-15 - DDG-24) оснащались однобалочной пусковой установкой Mk.13. Это пусковое устройство было намного более совершенно, и обладало очень коротким циклом перезарядки - один выстрел в 10 секунд. Боезапас состоял из сорока ракет в двух кольцевых барабанах: внешний вмещал 24 ракеты, внутренний - 16. Помимо зенитных ракет, Mk.13 также могла использоваться для запуска ПКР RGM-84 «Harpoon». В 1970-х, все корабли обеих серий прошли перевооружение с ракет RIM-24 «Tartar» на более современные и эффективные RIM-66 «Standard» SM-1MR.
Наведение ракет осуществлялось с помощью СУО Mk.74 GMLS и двух радаров подсветки целей AN/SPG-51 на носовой и кормовой надстройке. Одновременно могло сопровождаться не более двух целей: количество одновременно наводимых на цели ракет могло быть любым. Возможен был также обстрел надводных целей в пределах прямой радиолокационной видимости. Система управления огнем не имела канала связи с автопилотом ракеты и требовала непрерывного сопровождения цели лучом радара с момента запуска и до момента попадания, что делало ее более уязвимой для помех. Противолодочное вооружение состояло из восьмизарядной контейнерной пусковой установки Mk.112 для противолодочных ракето-торпед RUR-5 ASROC. Установка располагалась в центре корпуса, имела бортовые сектора обстрела и не была рассчитана на перезарядку в море. Она могла использоваться для поражения подводных лодок на дистанциях до 16-20 км., как обычными легкими противолодочными торпедами, так и атомными глубинными зарядами W44, мощностью до 10 килотонн.
Дополняли противолодочное вооружение два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата Mk.32, установленными побортно. Артиллерийское вооружение состояло из двух 127-миллиметровых 54-калиберных АУ Mk.42. Эти универсальные пушки были приспособлены для стрельбы как по воздушным, так и по надводным целям на дистанции до 23 км. Автоматическая система заряжания обеспечивала скорострельность до 40 выстр./мин. Наведение орудий осуществлялось радаром управления огнём AN/SPG-53: на случай выхода такового из строя было предусмотрено аварийное ручное наведение через оптические визиры при помощи двух наблюдательных куполов на крыше башни. Орудия могли вести огонь фугасными, осколочными зенитными и осветительными снарядами, а также дальнобойными активно-реактивными выстрелами на дистанцию до 27000 метров.
Первые три эсминца типа «Charles F. Adams» были заказаны в 1957 финансовом году. В последующие годы заказали еще 20 кораблей, получивших бортовые номера с DDG 2 до DDG 24 и названия в честь выдающихся военных моряков либо политических деятелей, связанных с флотом (так, Чарльз Ф. Адаме в 1929-1933 годах был министром ВМС). К строительству эсминцев привлекли шесть верфей, благодаря чему заказы были выполнены достаточно быстро: все 23 корабля вошли в строй в 1960-1964 годах. В течение 30 лет эсминцы типа «Charles F. Adams» несли рутинную службу холодной войны, сопровождая авианосные группы и выполняя другие задачи. В 1980-е годы планировалось модернизировать десять кораблей, радикально обновив состав радиоэлектронного оборудования. Но ввиду высокой стоимости проекта (модернизация одного эсминца была сравнима со стоимостью нового фрегата типа «Oliver Hazard Perry») доработке подвергли лишь три корабля. С началом строительства новых эсминцев типа «Arleigh Burke» корабли типа «Charles F. Adams» выводились из боевого состава. Процесс этот начался в 1989 году, а в 1993-м был списан последний из них - «Goldsboro». Четыре корабля передали ВМС Греции, где они служили до 2003-2004 годов, остальные сдали на слом либо потопили в качестве мишеней.
В США построили шесть кораблей типа «Charles F. Adams» на экспорт. Три из них вошли в состав Королевских австралийских ВМС: HMAS Perth (D29) и HMAS Hobart (D39) - в 1965 году, а HMAS Brisbane (D41) - в 1967-м. От оригинального проекта они отличались австралийскими ПЛРК «Ikara» вместо американского ASROC. Корабли были списаны в 1999-2001 годах и затоплены в качестве объектов для дайвинга. Еще три эсминца построили для ВМС ФРГ: «Lutjens» и «Molders» - в 1969 году, а «Rommel» - в 1970-м. Они также уже списаны (первые два - в 2003 году, а «Rommel» - еще в 1998-м).
Технические характеристики «Charles F. Adams»
Экипаж 310-333
Водоизмещение
- 4526 тонн (полное),
- 3277 тонн (стандартное)
Длина 133,2 м.
Ширина 14,3 м.
Осадка 4,6 м (6,1 м по ГАС)
Мощность 70 000 л. с.
Движитель
2 х паровые турбины мощностью 70 000 л.с. (52 000 кВт);
2 вала
4 котла на 1275 фунтов на квадратный дюйм (8790 кПа)
Скорость хода 33 узла
Дальность плавания 4500 миль (на 20 узлах)
Радиолокационные системы обработки:
1 наземный поисковый радар AN/SPS-10
1 РЛС воздушного поиска AN/SPS-37
1 РЛС воздушного поиска 3D AN/SPS-39
2 РЛС управления огнем AN/SPG-51 Tartar
1 РЛС управления огнем пушки AN/SPG-53
1 AN/SQS-23 SONAR
Вооружение
Артиллерия 2x1 127-мм/54 АУ Mark 42
Ракетное вооружение
- ПКР «Гарпун»
- DDG-2—DDG-14: 1x2 ПУ Mk 11
- DDG-15 — DDG-24: 1x1 ПУ Mk 13
- (ЗУР «Tartar», позднее ЗУР Standard SM-1)
Противолодочное вооружение ПЛУР RUR-5 ASROC
Минно-торпедное вооружение 2x3 324-мм ТА Mark 32