Ракетные катера проекта 1241, более известные по своему кодовому наименованию как «Молнии», по сей день считаются самыми мощными в мире. И это несмотря на то, что первые из них сошли со стапелей еще три с половиной десятилетия назад.
Главный козырь катеров проекта 1241 «Молния» - это, конечно же, их ударное оружие. Когда в Советском Союзе была создана первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) «Москит», практически не поддающаяся перехвату средствами ПВО и ПРО, ею решили вооружить не только крупные корабли, но и катера. «Москиты» на «москитном» флоте - это не тавтология, а переход боевого потенциала РКА на принципиально новый уровень.
ПРОЕКТ
Работы по созданию ракетного катера нового поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его главным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По замыслу проект должен был стать основой для целого семейства катеров - ракетных, противолодочных и сторожевых. Уже на первом этапе разработки стало ясно, что выполнение всех требований техзадания (мощное ракетное и артиллерийское вооружение, новая энергетика, высокая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В итоге ракетные катера типа «Молния» при своих бесспорных достоинствах потеряли преимущества представителей «москитного» флота предыдущего поколения - их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки. РКА проекта 1241 «Молния» строились несколькими сериями.
Поскольку создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, первые 15 катеров представляли собой компромиссный вариант - проект 1241Т: они оснащались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит». С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; их проект получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (проект 1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь лишь составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота использовался в качестве опытного для отработки различного зенитного вооружения; его проекту присвоили номер 12417. Наконец, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» - проект 12418. Катера этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.
ОПИСАНИЕ
Корпус катера проекта 1241 «Молния» - стальной, гладкопалубный, внутри он разделен водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Главная энергетическая установка - комбинированная, состоящая из двух газовых турбин полного хода мощностью по 12 тыс. л. с. и маршевых двигателей - также газотурбинных (на проекте 1241Т) или дизельных (проект 12411). Переход к дизельным двигателям позволил сократить запас топлива с 76 до 56 т без потери дальности плавания. В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага. На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.
Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два - в нос от ходовой рубки. Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов. Экипаж катеров проекта 1241.1 - 41 человек (на катерах проекта 12411 он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта. Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.
Ракетные катера проектов 1241Т и 1241РЭ несли по два спаренных транспортно-пусковых контейнера с ракетами П-15М «Термит». Самые массовые «Молнии» проекта 12411 вооружались сверхзвуковыми ПКР 3М-80 «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. На экспортных катерах проекта 12418 устанавливаются компактные дозвуковые ПКР Х-35 «Уран». За счет уменьшения их массо-габаритных характеристик число ракет на катере увеличилось в четыре раза - до 16 штук. Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артустановку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. В придачу имелась стационарная установка под два блока ПЗРК «Стрела-3М» или «Игла». На экспериментальном катере Р-71 проекта 12417 проходили испытания зенитные артиллерийские и ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» и «Палаш». Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах проектов 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на катерах проекта 12411 - РЛК «Монолит-Т».
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Ракетные катера проекта 1241 «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, катер Р-46 (головной проект 12411) - в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и России до 2003 года было построено 49 катеров: 14 проекта 1241Т, 34 проекта 12411 и 1 проекта 12417. Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Около 30 из них несут службу по сей день. Еще 25 катеров были построены в 1983-2011 годах на экспорт: 21 проекта 1241 РЭ и 4 проекта 12418. Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию, Индию, Вьетнам, Йемен и Туркменистан.
Кроме того, два катера проекта 1241Тиз состава Черноморского флота были переданы Украине и один - Болгарии. В большинстве стран они классифицировались как корветы. В 1991-2002 годах ракетные «Молнии» (восемь единиц) строились по лицензии в Индии, причем два последних - по усовершенствованному проекту 12418 с заменой артустановки АК-176М на итальянскую 76-мм «ОТО-Мелара». Один из индийских корветов - К98 «Прахар» - в апреле 2006 года затонул в результате столкновения с торговым судном. В настоящее время строительство катеров проекта 12418 ведется по лицензии во Вьетнаме. Первые два РКА сданы флоту в июле 2014 года. Всего в этой стране планируется построить восемь катеров.
Основные характеристики катера проекта 1241 «Молния»
Водоизмещение:
- 392 т (стандартное)
- 469 т (полное)
Длина - 56,1 м (наибольшая), 49,5 м (по КВЛ)
Ширина - 10,2 м (наибольшая), 8,74 м (по КВЛ)
Осадка - 2,25 м по корпусу, 3,30 м по винтам
Двигатели:
- двухвальная ГЭУ типа COGOG:
- 2 х маршевых ГТД М-75
- 2 х форсажных ГТД М-70
Мощность: 2 х 5000 л.с., 2 х 12 000 л.с.
Движитель 2 х ВФШ
Скорость хода: 42 узла (наибольшая), 13 узлов (экономическая)
Дальность плавания:
- 400 миль на 36 узлах
- 1400 миль на 13 узлах
- 1500 миль на 12 узлах
Автономность плавания 10 суток
Экипаж - 41 человек
Вооружение
Навигационное вооружение:
- НРЛС «Кивач-2» (проект 12411-Т)
- НРЛС «Печора» (проект 12411-М)
Радиолокационное вооружение
- РЛС УО МР-123/176 «Вымпел»
- РЛК «Монолит-Т» или РЛС «Гарпун» и «Гарпун-Э»
Радиоэлектронное вооружение
средства активной РЭБ: «Вымпел-Р2»
средства пассивной РЭБ: 2 х ПК-16, 4 х ПК-10 (опционально)
система предупреждения ЛО «Спектр-Ф»
Артиллерия 1х1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела)
Зенитная артиллерия 2х6 30-мм ЗАК АК-630М (6000 выстрелов)
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-15 «Термит»