http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1241-01.jpg

Ракетные катера проекта 1241, более известные по своему кодовому наименованию как «Молнии», по сей день считаются самыми мощными в мире. И это несмотря на то, что первые из них сошли со стапелей еще три с половиной десятилетия назад.
Главный козырь катеров проекта 1241 «Молния» - это, конечно же, их ударное оружие. Когда в Советском Союзе была создана первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) «Москит», практически не поддающаяся перехвату средствами ПВО и ПРО, ею решили вооружить не только крупные корабли, но и катера. «Москиты» на «москитном» флоте - это не тавтология, а переход боевого потенциала РКА на принципиально новый уровень.

ПРОЕКТ

Работы по созданию ракетного катера нового поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его главным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По замыслу проект должен был стать основой для целого семейства катеров - ракетных, противолодочных и сторожевых. Уже на первом этапе разработки стало ясно, что выполнение всех требований техзадания (мощное ракетное и артиллерийское вооружение, новая энергетика, высокая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В итоге ракетные катера типа «Молния» при своих бесспорных достоинствах потеряли преимущества представителей «москитного» флота предыдущего поколения - их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки. РКА проекта 1241 «Молния» строились несколькими сериями.

Поскольку создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, первые 15 катеров представляли собой компромиссный вариант - проект 1241Т: они оснащались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит». С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; их проект получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (проект 1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь лишь составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота использовался в качестве опытного для отработки различного зенитного вооружения; его проекту присвоили номер 12417. Наконец, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» - проект 12418. Катера этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.

ОПИСАНИЕ

Корпус катера проекта 1241 «Молния» - стальной, гладкопалубный, внутри он разделен водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Главная энергетическая установка - комбинированная, состоящая из двух газовых турбин полного хода мощностью по 12 тыс. л. с. и маршевых двигателей - также газотурбинных (на проекте 1241Т) или дизельных (проект 12411). Переход к дизельным двигателям позволил сократить запас топлива с 76 до 56 т без потери дальности плавания. В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага. На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-1241-02.jpg

Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два - в нос от ходовой рубки. Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов. Экипаж катеров проекта 1241.1 - 41 человек (на катерах проекта 12411 он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта. Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.

Ракетные катера проектов 1241Т и 1241РЭ несли по два спаренных транспортно-пусковых контейнера с ракетами П-15М «Термит». Самые массовые «Молнии» проекта 12411 вооружались сверхзвуковыми ПКР 3М-80 «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. На экспортных катерах проекта 12418 устанавливаются компактные дозвуковые ПКР Х-35 «Уран». За счет уменьшения их массо-габаритных характеристик число ракет на катере увеличилось в четыре раза - до 16 штук. Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артустановку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. В придачу имелась стационарная установка под два блока ПЗРК «Стрела-3М» или «Игла». На экспериментальном катере Р-71 проекта 12417 проходили испытания зенитные артиллерийские и ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» и «Палаш». Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах проектов 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на катерах проекта 12411 - РЛК «Монолит-Т».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Ракетные катера проекта 1241 «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, катер Р-46 (головной проект 12411) - в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и России до 2003 года было построено 49 катеров: 14 проекта 1241Т, 34 проекта 12411 и 1 проекта 12417. Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Около 30 из них несут службу по сей день. Еще 25 катеров были построены в 1983-2011 годах на экспорт: 21 проекта 1241 РЭ и 4 проекта 12418. Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию, Индию, Вьетнам, Йемен и Туркменистан.

Кроме того, два катера проекта 1241Тиз состава Черноморского флота были переданы Украине и один - Болгарии. В большинстве стран они классифицировались как корветы. В 1991-2002 годах ракетные «Молнии» (восемь единиц) строились по лицензии в Индии, причем два последних - по усовершенствованному проекту 12418 с заменой артустановки АК-176М на итальянскую 76-мм «ОТО-Мелара». Один из индийских корветов - К98 «Прахар» - в апреле 2006 года затонул в результате столкновения с торговым судном. В настоящее время строительство катеров проекта 12418 ведется по лицензии во Вьетнаме. Первые два РКА сданы флоту в июле 2014 года. Всего в этой стране планируется построить восемь катеров.

Основные характеристики катера проекта 1241 «Молния»
Водоизмещение:
- 392 т (стандартное)
- 469 т (полное)
Длина - 56,1 м (наибольшая), 49,5 м (по КВЛ)
Ширина - 10,2 м (наибольшая), 8,74 м (по КВЛ)
Осадка - 2,25 м по корпусу, 3,30 м по винтам
Двигатели:
- двухвальная ГЭУ типа COGOG:
- 2 х маршевых ГТД М-75
- 2 х форсажных ГТД М-70
Мощность: 2 х 5000 л.с., 2 х 12 000 л.с.
Движитель 2 х ВФШ
Скорость хода: 42 узла (наибольшая), 13 узлов (экономическая)
Дальность плавания:
- 400 миль на 36 узлах
- 1400 миль на 13 узлах
- 1500 миль на 12 узлах
Автономность плавания 10 суток
Экипаж - 41 человек
Вооружение
Навигационное вооружение:
- НРЛС «Кивач-2» (проект 12411-Т)
- НРЛС «Печора» (проект 12411-М)
Радиолокационное вооружение
- РЛС УО МР-123/176 «Вымпел»
- РЛК «Монолит-Т» или РЛС «Гарпун» и «Гарпун-Э»
Радиоэлектронное вооружение
средства активной РЭБ: «Вымпел-Р2»
средства пассивной РЭБ: 2 х ПК-16, 4 х ПК-10 (опционально)
система предупреждения ЛО «Спектр-Ф»
Артиллерия 1х1 76-мм АУ АК-176 (152 выстрела)
Зенитная артиллерия 2х6 30-мм ЗАК АК-630М (6000 выстрелов)
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-15 «Термит»