http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-183tk.jpg

Закрытие в конце 1953 года программы создания торпедного катера проекта 126 оказалось одинаково болезненным и для ВМФ, и для МСП. При его проектировании СКБ-5 попыталось в максимальной степени учесть все требования флота к новому поколению ТКА, теперь же создание такого катера откладывалось на неопределенный срок. Промышленность, со своей стороны, была крайне обеспокоена потерей задела по газотурбинному двигателю ТРДВ-М, который планировалось производить на Южном турбинном заводе в Николаеве. Невостребованным оказывался и весь задел по системе ПУТС «Трос» и их дальнейшего развития - приборов «Онега». В создавшихся условиях то и другое можно было бы «пристроить» на катере проекта 183ТУ. Но и здесь промышленность сорвала все плановые сроки создания редукторов и ВРШ, поэтому ничего не оставалось как вернуться к проекту 183Т, и откорректировать его.

От своего прототипа катер проекта 183ТК отличался, прежде всего, усиленным корпусом. От трехслойной обшивки наружного борта с двумя слоями авиационной фанеры отказались в пользу традиционной диагональной обшивки из двух слоев (15+15 мм) сосновых досок. Обшивка днища была выполнена трехслойной. Наружный слой, диагональный - из досок лиственницы, средний и внутренний - из сосновых досок. Также в состав внутреннего слоя обшивки вошел скуловой пояс из бакелизированный фанеры. По сравнению с ТКА проекта 183 толщину бортовой обшивки увеличили на 4 мм, а днищевой - на 7 мм. Другим отличием от прототипа стало изменение компоновки носовых отсеков, которую попытались вернуть к исходному проекту 183. Значительное уменьшение длины воздухопроводного тракта ГТД позволило отказаться от коробчатого воздухозаборника в носовой части и расположить воздухоприемные щели в носовой и боковых стенках надстройки. За счет освободившегося объема удалось вернуть на свое место камбуз и расширить тамбур. Радиокаюту пришлось вынести в надстройку, которая располагалась в районе 26-42 шп. Размеры надстройки увеличились, что несколько ухудшило остойчивость катера. По опыту испытаний ТКА проекта 183Т мачту РАС и выхлопную трубу ГТД разнесли по длине.

Энергетическую установка была практически такой же, что и у прототипа. В носовом машинном отделении располагался газотурбинный двигатель УГТУ-1 (все тот же TPДВ, но уже изготовленный на Южном турбинном заводе), по бортам располагались две цистерны для дизельного топлива емкостью по 1160 л. Была предусмотрена специальная магистраль от топливопровода дизелей, которая давала возможность перекачки дизельного топлива из кормовых топливных цистерн в цистерны двигателя УГТУ-1. Для пуска ГТД были установлены два бака пускового топлива (авиационный керосин Т-1) емкостью по 115 л. Необходимо отметить, что топливная система катера отличалась высокой пожароопасностью.

Созданный в конце 1940-х годов УГТУ-1 (тогда еще ТВМ) принадлежал к первому поколению ГТД и имел большой удельный вес, низкую экономичность и чрезвычайно малый ресурс. Между тем в середине 1950-х годов в СССР началось производство очень удачных авиационных ТВД второго поколения - НК-12 мощностью 15 000 л.с. и АИ-20 (4250 л.с.). Простое сравнение этих двигателей и их зарубежных аналогов с УГТУ-1 говорит не в пользу последнего. Вызывает удивление использование столь архаичного TPД. Очевидно, причиной стала министерская разобщенность, творившаяся в Советском Союзе. Можно назвать и другую причину. КБ Южного турбинного завода сразу же было нацелено на создание корабельных ГТУ большой мощности (М-2 - 15000 л.с., М-3 - 36 000 л.с. и других), а диапазон мощностей от 4000 до 10 000 л.с. на долгие годы выпал из поля зрения морских газотурбостроителей: предполагалось, что здесь вне конкуренции будут дизели М-503, М-504, М-507 и их модификации. Таким образом, флот согласился на запуск в серию морально устаревшего катера проекта 183ТК, который фактически представлял собой незначительно улучшенный проект 183Т.

Головной катер проекта 183ТК сдали флоту в конце 1955 года. Из-за неготовности ПУТС «Онега» и его РЛС «Рея» первый серийный ТКА оснастили РАС «Зарница». Начиная с третьего корпуса, устанавливалась РАС «Рея» и ПУТС «Онега». Всего в 1956—1957 году завод № 5 построил 25 катеров проекта 183ТК, из которых 12 отправили на Черное море, а остальные оставили на Балтике. Торпедный катер проекта 183ТК стал первым в мире серийным боевым кораблем с ГТД, и в этом качестве он может рассматриваться как заметное достижение отечественной промышленности. Вместе с тем, его ГЭУ имела пятивальную схему, в которой использовался морально устаревший ГТД первого поколения.