http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/br-215-vihr.jpg

Тактический неуправляемый ракетный комплекс БР-215 «Вихрь» - подвижная полевая реактивная система с неуправляемой ракетой с СПВРД предназначается для поражения целей в тактической и ближней оперативной глубине. Основными целями являются резервы противника, живая сила, боевая техника в районах сосредоточения, подразделения и части ракетной артиллерии на стартово-технических и выжидательных позициях, полевые базы сборки атомного оружия, важные объекты армейского тыла противника, крупные штабы и узлы связи, аэродромы, ж/д станции.

Разработка тактического неуправляемого ракетного комплекса «Вихрь» была начата по Постановлению Совмина № 189-89 от 13 февраля 1958 г. Тактико-техническое задание было выдано ГАУ 14 апреля 1958 г. за № 007589. Головным разработчиком комплекса было назначено ОКБ-670 ГКАТ, главный конструктор М.М. Бондарюк. Ракета «036» была создана на базе опытных ракет «025» и «034». Эскизный проект ракеты «036» был утвержден 30 июня 1958 г., и КБ приступило к выполнению технического проекта. Испытания ракеты проводились с 1958 г. на полигоне во Владимировке (под Астраханью).

Ракета «036» имела цилиндрический корпус с лобовым воздухозаборником прямоточного воздушно-реактивного двигателя с центральным телом, создававшим два скачка уплотнения, за которым располагалась боевая часть, затем — бак горючего с системами подачи и в хвостовой части - двигатели. На ракете была применена двигательная установка «интегральной схемы», при которой стартовый двигатель находился внутри маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Реактивная струя стартового двигателя проходила через камеру сгорания прямоточного двигателя, как на ракете «034». Стартовый двигатель ПРД-61 с тягой 6570 кг был разработан в КБ-2 завода № 51 ГКАТ. Маршевый двигатель РД-036 с тягой около 1000 кг был разработан в (ЖБ-670. Двигатель работал на бензине Б-70.

Стабилизация ракеты осуществлялась четырехперым крестообразным оперением трапециевидной формы и медленным проворотом ракеты в полете. Максимальная дальность стрельбы ракеты «036» - 70 км, минимальная - 20 км. Рассеивание при максимальной дальности составляло 700 м. Максимальная высота траектории 16,9 км. Максимальная скорость полета 970—1000 м/с. Стартовый вес ракеты 450 кг. Полная длина 6056 мм. Диаметр корпуса 364 мм. Размах оперения 800 мм. В НИИ-24 для ракеты «036» была разработана осколочно-фугасная боевая часть весом 100 кг, содержавшая 45 кг взрывчатого вещества.

12 ноября 1957 г. ОКБ завода «Баррикады» приступило к проектированию пусковой установки Бр-215 для ракет «Вихрь». Бр-215 была создана на базе автомобиля ЯАЗ-214. В 1957–1958 гг. был изготовлен ее опытный образец, который прошел испытания на полигоне Капустин Яр. На пусковой установке были смонтированы шесть спиральных направляющих для ракет типа «Вихрь». Вес пусковой установки с ракетами составил 18 тонн. Максимальная скорость движения ПУ - 55 км/час, запас хода по шоссе - 850 км. Вслед за ракетой «036» в ОКБ-670была разработана ракета «036А». Она отличалась установкой более мощного маршевого двигателя РД-036А с тягой 1100–1200 кг. Остальные данные были приблизительно теми же, что и у ракеты «036». В 1958–1959 гг. было произведено 30 пусков ракет «034», «036» и «036А».

Порядок применения - перед стартом, в зависимости от дальности до цели и других условий, вручную устанавливался часовой механизм отсечки топлива СПВРД. Угол стрельбы постоянный. С помощью РДТТ осуществлялся старт и разгон ракеты. Под давлением набегающего потока воздуха происходил взвод взрывателя ударного действия. С выработкой топлива ускорителя давление пороховых газов резко падало и открывался клапан подачи топлива, начинал поступать воздух в камеру сгорания СПВРД. Происходил запуск СПВРД, с помощью которого снаряд достигал скорости 970-1000 м/с (2,9-3М) с одновременным набором высоты до 12000 м. Далее, в зависимости от настройки механизма управления дальностью полета, отсекалась подача бензина Б-70 в камеру, и начинался пассивный участок полета снаряда по баллистической траектории.

Состав комплекса:
- Ракеты в укупорках
- Подвижная пусковая установка Бр-215
- Транспортно-заряжающая машина с агрегатами подготовки пуска
- Компрессорная установка
- Проверочная аппаратура

Модификации:
"025" (1952 г.) - опытная ракета, НИОКР начаты по инициативе И.М.Вишнепольского в 1951 г. с использованием данных по результатам испытаний опытной ракеты с СПВРД Р-200 НИИ-1 МАП. Назначение - дальнобойная ракета РСЗО. На ракете использовался СПВРД РД-025, разгонный РДТТ пристыкован тендемно как 1-я ступень ракеты. Ракета проходила испытания на полигоне в Капустином Яру в 1952-1953 г.г. параллельно с созданием технического проекта (выпущен в 1953 г.), первые отчеты о результатах летных испытаний получены в 1952 г. В ходе работ по "025" отработана надежная систему топливоподачи из бака, расположенного в центральном теле СПВРД.

КМ - опытная ракета на базе ракеты "025" для отработки управляемой ракеты с СПВРД. Результаты испытаний ракеты КМ положены в основу проводимых по постановлению СМ СССР за № 188-88 от 13.02.1958 г. работ по созданию ЗУР ЗМ8 с СПВРД в составе ЗРК 2К11 "Круг". Всего выполнено 15 пусков совместно с "025".

"034" (1955-1957 г.г.) - опытная ракета - прототип ракеты "036", НИОКР с 1955 г., испытания велись в 1957-1958 г.г., РДТТ расположен в камере сгорания СПВРД РД-034. ТТХ ракеты близки к ТТХ более поздней ракеты "036".

"036" (1958 г.) - ракета комплекса "Вихрь", испытания 1958-1959 г.г.

"036А" (1958 г.) - модернизированный вариант ракеты "036", испытания в 1958-1959 г.г. на полигоне во Владимировке.

Тактико-технические характеристики:
Пусковая установка БР-215
Снаряженная масса, т 18
Длина, м 8,6
Ширина, м 2,7
Высота, м 3,0
Двигатель - дизельный ЯАЗ-206Б, 205 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 830
Количество направляющих 6

Ракета “036” (“036А”)
Стартовая масса, кг 450
Длина, мм 6056
Диаметр корпуса, мм 364
Размах оперения, мм 800
Двигатели:
- стартовый - РДТТ ПРД-61, тяга 6,57 тс
- маршевый - СПВРД РД-036, тяга 0,932 - 1,118 тс
Дальность стрельбы, км 20 - 70 км (“036А” - до 75 км)
Максимальная высота полета, м 16900
КВО, м 700 - 750
Скорость ракеты:
- Максимальная, м/с 970 - 1000
- Маршевая, м 1,62 - 1,82
При встрече с землей, м/с 340
Система наведения - Нет. Наведение осуществлялось пусковой установкой, стабилизация ракеты в полете осуществлялась стабилизаторами и медленным вращением ракеты. Для управления дальностью действия использовался часовой механизм отсечки СПВРД.
Боевая часть - Осколочно-фугасная, взрывчатое вещество "ПС", разработана НИИ-24 ГКОТ, взрыватели - разработаны НИИ-22 ГКОТ.