Создание в США крылатых ракет нового поколения типа BGM-109 Tomahawk грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска «адекватного» ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской крылатой ракете типа BGM-109 Tomahawk. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет. Однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились. Многие считали ненужным создание стратегических крылатых ракет, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование.
В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счёт маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. В конце концов советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков».
Решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 19 ноября 1975 г. за № 282 КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) была поручена разработка ракетного комплекса дальнего действия с крылатыми ракетами 3М-10 «Гранат», выстреливаемыми из торпедных аппаратов калибра 533 мм. Главный конструктор ракет Л. В. Люльев. Ракета имела подводный старт, производимый с помощью твердотопливного стартового ускорителя. В воздухе включался маршевый двухконтурный твердотопливный двигатель. Маршевая скорость дозвуковая - 0,7-0,9 М. Высота полёта от 15 до 200 м, максимальная дальность полёта около 3000 км. Ракетный комплекс «Гранат» предназначен для пуска с подводных лодок по береговым целям и является аналогом знаменитых американских ракет BGM-109 Tomahawk. Но вот кто у кого «содрал» конструкцию ракеты - вопрос спорный.
Историк полигона «Песчаная балка» под Феодосией Ю. С. Кузнецов в письме к автору этой книги рассказал о своих встречах с Львом Люльевым, конструктором «Граната». «3М-10 и BGM-109 Tomahawk, - пишет Юрий Сергеевич, - похожи друг на друга до мелочей, даже внешними размерами. К примеру, обе ракеты имеют одинаковую длину - 6,2 м. У них один и тот же диаметр - 514 мм, а в капсуле (при старте с подводной лодки) - 533 мм. Я лично разговаривал по этому поводу с Л. В. Люльевым. Он мне рассказал такую историю: где-то в конце 60-х -начале 70-х годов его КБ факультативно, на свой страх и риск, разработало принципиально новую конструкцию крылатой ракеты (это правильно, конструкция этой ракеты ну ничем не напоминает конструкцию крылатых ракет Челомея, Березняка, Селезнева). Люльев и Устинов - однокашники по учебе в Ленинградском военмехе и большие друзья. Устинов ознакомился с проектом и сказал, что наше сознание, наша промышленность, наше общество не готовы ещё к таким проектам. И Люльев сказал, что положил проект под сукно до лучших времен. А потом появился «Томагавк» с его удивительными техническими характеристиками. И Устинов позвонил Люльеву: «Лев, где там твой проект? Начинай им заниматься, и как можно быстрее». Вот он и начал заниматься.
Я спросил Люльева: «А как же с ключевыми размерами? Кто у кого крал, кто у кого подсматривал? Особенно размер 514 мм». Он пожал плечами и сказал, что так иногда у конструкторов бывает. Несколько позже свердловские ребята мне сказали, что во время испытаний американского BGM-109 Tomahawk один из испытываемых объектов залетел на Кубу и потом оказался каким-то образом на люльевской фирме. И к Люльеву приезжали многие, кто работал в ракетной технике, чтобы посмотреть на американское изобретение, в частности двигателисты - уж очень хорош был этот турбореактивный двухконтурный двигатель, очень миниатюрный на вид, но очень эффектный в работе. В общем, получилась достаточно тёмная, запутанная история, кто что сделал первым».
Поскольку тактико-технические данные ракет «Гранат» и «Рельеф» до сих пор (на декабрь 2018 г.) закрыты, для оценки их возможностей я приведу данные испытаний «Граната» на полигоне «Песчаная балка», которые автору предоставил их участник Ю.С.Кузнецов. Первый этап испытаний ракет «Гранат» имел название: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РС17 с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». Первые два пуска состоялись 5 августа и 12 августа 1976 г. Задачей пусков была отработка процесса сброса капсулы с внутренним диаметром 518 мм с изделия КС-122РС с наружным диаметром 514 мм под действием газов от работающего стартового двигателя. Систем управления ракеты не имели. Старт производили на полигоне «Песчаная балка» в поселке Черноморск под углом 50° на дальность примерно 3,6 км.
Второй этап испытаний имел название: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки». Для испытаний была использована подводная лодка проекта 633РВ С-49 из 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н. Н. Синичкин). Первый пуск с лодки С-49 состоялся 28 июля 1977 г. Ракета впервые была оснащена аппаратурой управления АБ-11, но еще не имела маршевого двигателя. Пуск произведён с глубины 40 м. Изделие прошло подводный участок траектории, вышло из воды, произошёл сброс капсулы, раскрыв стабилизаторов и консолей крыла и отстрел стартового двигателя. Аналогично прошёл и второй пуск 10 августа 1977 г.
Пуск 27 сентября впервые прошёл с включенным маршевым двигателем ТРДД-50. Время движения в воде на глубине 40 м составило 4,88 с. Полет в воздухе длился 39,5 с. Дальность составила 2129 м с отклонением от директрисы стрельбы влево. Вес изделия с капсулой составлял 2385 кг, без капсулы - 1485 кг, без стартового двигателя - 1103 кг. 18 сентября 1980 г. произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря 2-3 балла. Ракета пролетела 206 км за 1103 с (16,7 мин.). 4 ноября произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря 4 балла. Ракета пролетела 220 км за 1119 с (18,6 мин.). 23 декабря произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря около 4 баллов. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и приводнилась на 20-й секунде полета. После этого пуска испытания ракет 3М-10 в районе Феодосии были прекращены. Совместные испытания были начаты уже на Северном полигоне (21 ГЦМП ВМФ СССР) в районе посёлка Ненокса.
Разработка наземного комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» с ракетой КС-122 была поручена ОКБ «Новатор» (г. Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса «Гранат» с КРБД 3М10. Главный конструктор - Л. В. Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от КБ «Новатор» и первый заместитель главного конструктора - А. Ф. Усольцев.
Ракета КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная, инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полёта, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах. Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО «Союз». Двигатель развивал тягу в 400 кгс и производился на заводе в Запорожье.
Пусковая установка создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. На ПУ установлены: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полётных данных. Позиционный район работы 500 км. В ходе работы выяснилось, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принято решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разработана специальная система управления ПУ. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.
Все испытания комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» проводились на Ахтубинском полигоне Минобороны СССР № 929. Всего за время испытаний с 1983 по 1986 г. были осуществлены запуски 4 макетов ракеты и 6 боевых ракет в полной комплектации. Государственные испытания начались в 1985 г., они проходили на том же полигоне. В 1986 г. ракетный комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» успешно прошёл этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на Свердловском машиностроительном заводе им. Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по ракетному комплексу РК-55 / 3К12 «Рельеф». Комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» имел индекс ГРАУ 2А2413, а в НАТО ему присвоили индекс SSC-X-4.
1987 год. На момент подписания Договора по РСМД единственная воинская часть с комплексами РК-55 «Рельеф» в режиме опытной эксплуатации расположена около г. Елгава (Латвия). По другим данным, в Елгаве на базе ВВС производилось уничтожение средств комплекса. 10 октября 1988 г. согласно Договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности уничтожена последняя ракета из 6 СПУ и 80 крылатых ракет, подлежавших уничтожению. В официальных данных, публиковавшихся в СМИ, упоминаются 84 ракеты, согласно воспоминаниям очевидцев - 80.
Структура комплекса:
- АСПУ 9В2413 разработки НПП «Старт», отдел П-16 (начальник отдела В. Н. Дьячков);
- Т3М разработки НПП «Старт» / транспортная машина 9Е2413 (Новокраматорский МЗ);
- заряжающая машина 9Ж2413 (Новокраматорский МЗ);
- МБУ - машина боевого управления разработки НПП «Старт», отдел П-16;
- КНО - комплекс наземного оборудования разработки НПП «Старт».
Технические характеристики рыкеты 3К12
Длина ракеты, мм 8090 со стартовым РДТТ
Длина ТПК, мм 8390
Размах крыла, мм 3300
Диаметр ТПК, мм 650
Диаметр фюзеляжа ракеты, мм 510
Стартовый вес, кг около 1700
Вес КР и ТПК, кг 2440
Вес боевой части, кг до 200
Дальность действия, км 2600-2900
Скорость крейсерская, М 0,7-0,9
Потолок крейсерский, м около 200
Интервал между пусками ракет одной СПУ, с не менее 1
Время пуска из состояния полной боевой готовности по получении команды, мин. 1
Время развёртывания из походного положения в боевое и наоборот, мин. 15
Тип боевой части ядерная, 200 кт
Технические характеристики пусковой установки РК-55 «Рельеф»
Длина, м 128
Ширина, м 3
Высота, м 3,8
Расчёт, чел. 2
Число ракет на пусковой установке 6
Силовая установка дизель типа Д12АН-650
Мощность дизеля, л.с. 650
Формула колес 8х8
Вес не снаряженной/снаряженной пусковой, т 29,1/56
Скорость, км/ч до 65
Дальность марша, км до 850
Время перевода боевое/походное положение, мин. до 15
Время запуска ракет около минуты
Преодолеваемые препятствия - уклон до 40°, ров до 3,2 м