http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/d10-t.jpg

100-мм нарезная танковая пушка Д10-Т предназначалась для борьбы с танками, самоходными орудиями и другими бронированными целями противника, разрушения амбразур долговременных (ДОС), дерево-земляных оборонительных сооружений (ДЗОС), разрушения различного рода полевых сооружений, подавления и уничтожения артиллерии противника, уничтожения и подавления огневых средств и живой силы противника. Пушка была спроектирована и изготовлена заводом №9 в 1945 г. на основе 100-мм пушки Д10-С, серийно выпускавшейся с 1944 г. для средней САУ СУ-100. Серийное производство пушки было организовано на заводе №9 (г. Свердловск) и заводе №172 (г. Молотов, ныне г. Пермь).

Пушка устанавливалась в башне танка Т-54 и имела клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа. Клин затвора перемещался горизонтально. Ствол длиной 5608 мм (56 клб.) состоял из трубы-моноблока длиной 5350 мм (53,5 клб.), муфты и казенника. На внешней поверхности муфты имелась упорная резьба, с помощью которой она ввинчивалась в казенник и тем самым обеспечивала соединение трубы ствола с казенником. На дульном конце трубы имелось утолщение, предохранявшее трубу от повреждения и обеспечивавшее закрепление дульного чехла. Ствол был помещен внутрь литой люльки обойменного типа и при откате скользил по бронзовым вкладышам, прикрепленным к корпусу люльки. В специальных приливах люльки над стволом были расположены цилиндры гидравлического тормоза отката и наката и гидропневматического накатника.

Нормальная длина отката 490-550 мм, предельная - 570 мм. Соединение пушки с рамкой башни танка осуществлялось через правую и левую цапфы игольчатого типа. Максимальная дульная энергия пушки составляла 6,36 МДж (648 тс-м). С левой стороны пушки располагался подъемный механизм секторного тина с фрикционным устройством («сдающим звеном»). Угол возвышения составлял 18±1, склонения - 5±1. Обеспечение плавности перемещения в вертикальной плоскости качающейся части пушки осуществлялось с помощью компенсирующего механизма пружинного типа. Рычаг электроспуска был расположен на рукоятке маховика подъемного механизма. Рычаг механического (ручного) спуска был выведен наружу за левый щит ограждения пушки. Предохранявшее экипаж во время стрельбы от ударов казенной частью ствола ограждение пушки состояло из неподвижной части, приклепанной к люльке и откидной части. С помощью прицела ТШ-20 (с 1951 г. - ТШ2-22) из пушки могла вестись стрельба прямой наводкой на дальности до 6800 (6900) м.

При стрельбе из пушки применялись унитарные выстрелы с бронебойными (БР-412, БР-412Б, БР-412Д), с осколочно-фугасными (ОФ-412), с практическими трассирующими (ПБР-412) снарядами. Кроме того, для стрельбы из пушки применялись холостые выстрелы 4X6 и разрядочные заряды 54-ЖН-412Р. Начальная скорость бронебойного снаряда БР-412Б, имевшего массу 15,88 кг, составляла 895 м/с, дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 1080 м. Броневая плита толщиной 110 мм, расположенная под углом 60" от вертикали, пробивалась бронебойным снарядом на дальности прямого выстрела. Прицельная скорострельность при стрельбе достигала 7 выстр./мин. В 1961 г. в состав боекомплекта к пушке был введен унитарный выстрел 3УБК4 с кумулятивным оперенным снарядом 3БК4 (3БК4М).

Доработка серийной 100-мм пушки Д10-Т была проведена заводом № 9 МОП (главный конструктор Ф.Ф. Петров). Стабилизатор СТП-1 (шифр «Горизонт») был разработан в ЦНИИ-173 под руководством И.В. Погожева. В сентябре 1952 г. были проведены контрольные заводские испытания, но результатам которых в конструкцию СТП-1 были внесены изменения. Зимой 1952-1953 гг. были продолжены сдаточные и предвойсковые испытания танков Т-54 со стабилизированной в вертикальной плоскости пушкой Д10-ТГ. После доработки отдельных элементов аппаратуры СТП-1 и пушки Д10-ТГ опытные образцы танков в 1953-1954 гг. прошли полигонно-войсковые испытания в различных климатических условиях. После очередной доработки и проведенных контрольных испытаний танк Т-54 со стабилизированной в вертикальной плоскости 100-мм пушкой Д10-ТГ Постановлением СМ СССР от 19 ноября 1954 г. был утвержден для серийного производства и ему было присвоено наименование танк Т-54А.

В 1952-1953 гг. по заданию ГАУ на ГНИАП, заводах №9 и №172 МОП был разработан ряд надульных устройств («надульников»), предназначавшихся для защиты дyльнoй части канала ствола пушки от попадания посторонних предметов во время эксплуатации танков. Несмотря на то, что было разработано около десяти вариантов, данное устройство не было рекомендовано для серийного производства из-за недостаточной их эффективности или нарушения уравновешенности пушки. Для восстановления уравновешенности пушки на казенную часть ствола требовалась дополнительная установка 130 кг балласта. Повторно ОКР по разработке предприятиями МОП надульных устройств была задана ГАУ в декабре 1956 г. В 1957 г. были разработаны и изготовлены несколько типов надульных устройств. По результатам испытаний наиболее приемлемыми были признаны два типа надульных устройств: с механическим закрыванием дульной части ствола при встрече с преградой и с принудительным открыванием канала ствола при выстреле. Однако вследствие недостаточной прочности конструкции надульных устройств дальнейшее проведение ОКР было признано нецелесообразным.