http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Hiller-OH-23-Raven-01.jpg

Вертолет Hiller UH-12, созданный на базе двухместной модели Model 360X 1948 года с двигателем Franklin мощностью 180 л.с., занимает важное место в истории американского вертолетостроения пятидесятых годов. Стэнли Хиллер-младший, построивший этот вертолет, был в некотором роде вундеркиндом: он спроектировал и построил свой первый вертолет XH-44 в 1944 году, когда ему было всего 18 лет. Это был первый эффективный американский вертолет с соосной схемой, вращающиеся в противоположных направлениях роторы. Ранние работы над Hiller Model XH-44, UH-4 Commuter и UH-5, в которых была представлена недавно разработанная система управления ротором «Rotor-Matic», привели к созданию прототипа Hiller Model 360. Затем последовал первый серийный вертолет компании, известный как Hiller UH-12 (поскольку Hiller стал частью United Helicopters), имел простую конструкцию, включая двухлопастной несущий винт и двухлопастной хвостовой винт на поднятой вверх стреле.

Конструкция оказалась очень успешной, широко производилась в двух- и трехместных конфигурациях как для гражданского, так и для военного использования, а ранняя модель 12 была первым коммерческим вертолетом, совершившим трансконтинентальный полет через Соединенные Штаты. До прекращения производства в 1965 году было построено более 2000 вертолетов, из которых около 300 были экспортированы, и на протяжении всего этого периода мощность и возможности вертолета постоянно улучшались. С форсированным двигателем и новыми лопастей несущего винта, он был закуплен армией и флотом США для эвакуации с поля боя и задач наблюдения под обозначением OH-23A Raven, в то же время флот заказал базовую модель для обучения летного состава, под обозначением Hiller HTE-1. За исключением установленных на полу органов управления (заменяющих Т-образный стержень, непосредственно соединенный с автоматом перекоса), Hiller HTE-1 и OH-23A Raven были фактически гражданскими UH-12A в военной расцветке. Серийные поставки OH-23A Raven начались с февраля 1950 г. В армию США было поставлено 100 шт. OH-23A Raven и 5 шт. в ВВС. Одновременно в ВМС было поставлено 17 вертолетов Hiller HTE-1 и 35 шт. HTE-2, имевших колесное шасси и двойные органы управления для тренировки летчиков.

Гражданская серия Hiller UH-12A, когда были решены некоторые так называемые «детские проблемы», в целом показала себя как хорошие вертолеты, дешевые, универсальные и надежные. Их коммерческий успех также был частично обусловлен тем фактом, что их первоначальная цена продажи в 19 995 долларов США была ниже, чем у его прямого конкурента, а именно Bell 47, который был продан в 1949 году примерно за 23 500 долларов США (Bell 47D1). К сожалению, этого нельзя сказать о OH-23A Raven, прибывших в Корею в ноябре 1950 г. С первых стадий конфликта, продолжавшегося до июля 1953 г., тяжелые условия эксплуатации, переутомление конструкции из-за непрерывной летной деятельности и перегрузки вертолета военным оборудованием, таким как например: радио, новые средства управления полетом, дополнительное электронное оборудование и носилки, а также относительно легкая конструкция вскоре указали на пределы возможностей машины - использование его в основном для перевозки раненых солдат, личного состава и разведывательных полетов. По сути, это были задачи, возложенные на легкие вертолеты, действовавшие в районе, характеризующемся гористой местностью, где авиационная поддержка с самого начала конфликта оказалась актуальной.

В дополнение к вышеупомянутым проблемам вскоре появились другие, такие как например, нехватка запасных частей и специализированного персонала на месте для помощи военным механикам, координации снабжения и контроля операций. Чтобы попытаться частично решить эти трудности, количество сотрудников американского производителя в тот период выросло с чуть менее 100 до более 700 с приходом менеджеров и специализированного персонала из других крупных компаний, таких как Convair. Часть неприятностей была связана с тем, что на момент начала корейского конфликта компания Hiller начала серийное производство вертолетов всего за год до этого. Первые поставки гражданских вертолетов, выпускавшихся серийно, были осуществлены в апреле 1949 года. Чтобы справиться с этой щекотливой ситуацией и улучшить качества своего вертолета, инженеры Пало-Альто в сотрудничестве со специалистами армии и флота США в начале 1951 года приступили к модернизирован Hiller OH-23A Raven и внесли в конструкцию около 50 крупных модификаций. Часть из них была предложена военными летчиками. С целью обеспечения потребностей вооруженных сил США производство вертолетов (и запасных частей) для гражданского рынка отошло на второе место.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Hiller-OH-23-Raven-02.jpg

Первые испытания нового вертолета Hiller OH-23B начались в июле 1951 года, а первые испытательные полеты состоялись в сентябре. Первые поставки состоялись через два месяца. Hiller OH-23B, оснащенный двигателем Franklin мощностью 200-210 л.с., был первой версией, использовавшейся армией США в качестве учебно-тренировочной. Было построено значительное количество вертолетов: 216 были переданы в Начальную летную школу в Форт-Уолтерсе, а еще 237 использовались для выполнения различных задач. В том же году американский производитель, акционеры которого одобрили изменение названия компании с United Helicopter Inc. на Hiller Helicopters на ежегодном собрании акционеров, произвел в общей сложности 273 модели «B».К июлю 1952 года увеличение производственных мощностей позволило американскому производителю вернуться к выполнению заказов гражданской авиации и иностранных военных заказчиков. В числе первых, кто получил новый вертолет были швейцарские вооруженные силы. В период с 1952 по 1955 год (год появления новой версии С) с конвейера сошло 453 вертолета серии H-23B/HTE-2/UH-12B.

Долгое ожидание гражданских эксплуатантов было должным образом вознаграждено появлением на рынке модели Hiller UH-12B, ставшей результатом опыта, полученного на военной модели Hiller OH-23B, и 354000 часов инженерных исследований, проектирования и испытаний. По сравнению со своими предшественниками эта модель включает в себя несколько технических усовершенствований, таких как например, более мощный двигатель, новая трансмиссия, повышенная надежность и новое полозковое шасси с двумя опорными колесами, установленными для облегчения управления на земле. Важно отметить, что впервые металлические полозья были экспериментально испытаны Береговой охраной США в 1945 году. Пилоты предпочли это решение, которое, помимо простоты конструкции и легкости, также обеспечивало большую устойчивость на земле, особенно в случае аварийной посадки.

Новые органы управления полетом включали новый дроссель с поворотной рукояткой на рычаге общего шага. Усовершенствованная головка несущего винта включала переработанную систему общего балласта для снижения нагрузки на рычаг общего шага при различных настройках. Это гарантировало, что для переключения рычага требовалось меньшее усилие, а регулируемая фрикционная гайка позволяла устанавливать его для любых условий полета, а затем игнорировать. Другое новое устройство в системе управления было установлено на рычажном механизме циклического шага позади фонаря, чтобы предотвратить передачу циклических колебаний на ручку управления. Два подпружиненных груза, один из которых используется для продольного управления, а другой - для поперечного, настроены на частоту ротора и сами вибрируют, когда любые циклические колебания возвращаются от головки ротора. Эта дополнительная доработка уменьшила тряску.

Система несущего винта была улучшена за счет добавления небольших балансировочных грузов к законцовкам основных лопастей, а Rotormatic был оснащен роликовыми подшипниками и снабжен устройством регулируемого падения. Рычаг управления шагом хвостового винта был переработан, чтобы обеспечить взаимозаменяемость. Список улучшений включал перемещение некоторых аксессуаров двигателя, таких как топливные насосы и масляный радиатор, для обеспечения легкого доступа. Также осмотр и техническое обслуживание органов управления полетом под полом и приборов, установленных на панели, облегчался благодаря быстроразъемным креплениям. Для увеличения срока службы движущихся частей была полностью переработана система смазки трансмиссии. По той же причине были модифицированы подшипники изменения шага рулевого винта. Доступная мощность была увеличена на 16/22 кВт/л.с., а вес пустого вертолета увеличился с 770 кг до 796 кг, в то время как полезная нагрузка увеличилась с 318 кг до 377 кг. Максимальный взлетный вес был увеличен с 1089 кг до 1134 кг, поэтому нагрузка на диск несущего винта была немного увеличена. Hiller UH-12B получил сертификат типа 6H2 от Управления гражданской авиации (CAA) 2 ноября 1951 года, а руководство по летной эксплуатации было утверждено 27 марта 1952 года .

Hiller UH-12B включал в себя несколько улучшений, которые были оценены по достоинству, но настоящий скачок в качестве (также с точки зрения характеристик) в производственной линии этой серии был сделан в 1956 году с появлением модели H-23D. Эта вертолет был очень похож на UH-12C, но была существенно переработана, в частности, с новым двигателем Lycoming VO-435-A1C. Он поставлялся только вооруженным силам и включал в себя опыт, накопленный за семилетний период производства, в течение которого было изготовлено около 900 вертолетов. Когда инженеры Hiller спроектировали новую трансмиссию для OH-23D с межремонтным пробегом 1000 часов, армия США, которая в то время была основным эксплуатантом этой линейки вертолетов, предложила свою финансовую поддержку для ее технического развития. Для сравнения, предыдущие модели нуждались в капитальном ремонте каждые 300 часов полета. Чисто военная версия OH-12D поднялась в воздух 3 апреля 1956 года, и 483 вертолета поступили в армию США. Двигатель Franklin был заменен на более мощный Lycoming VO-540 мощностью 320 л.с., а также была изменена трансмиссия для увеличения срока службы вертолета.

Несколько лет спустя инженеры Hiller разработали на основе Hiller OH-23D модель Hiller UH-12E, которую некоторые гражданские операторы (особенно в США и Канаде) считают одним из лучших вертолетов в своей категории. Армия США заменила почти все OH-23D на Hiller UH-12E, получившие обозначение OH-23G. Всего в вооруженных силах США эксплуатировалось около 1800 Hiller OH-23. Версия, построенная в большем количестве, была OH-23G / OH-23E (793) с двигателем Lycoming VO-540-B1A.  Кроме армии США Hiller OH-23 закупался ВМС, а также Канадскими и Королевскими вооруженными силами (Великобритания).

Техническое описание Hiller OH-23B

Hiller OH-23B производства компании Hiller Helicopters в Пало-Альто (Калифорния) представляет собой трехместный вертолет (пассажиры сидят бок о бок) стандартной конфигурации. Первоначально он был оснащен шестицилиндровым двигателем Franklin 6V4-200-C33 производства Aircooled Motors Inc. (Сиракузы, штат Нью-Йорк). Двигатель имеет максимальную выходную мощность 149/200 кВт/л.с. при 3100 об/мин на уровне моря. Двигатель установлен вертикально и охлаждается воздухом с помощью вентилятора, который нагнетает воздух к головкам цилиндров и масляному радиатору. Раздел аксессуаров включает в себя генератор, стартер, магнето, масляный и топливный насосы, а также тахометр, который позволяет пилоту контролировать обороты ротора с помощью специального прибора с двумя стрелками на приборной панели. Двигатель и трансмиссия образуют единый блок, прикрепленный к конструкции замком, построенным из стальных труб, расположенных в форме перевернутой буквы «V».

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Hiller-OH-23-Raven-03.jpg

Главная трансмиссия установлена непосредственно над двигателем через простую систему привода. Трансмиссия приводит в действие вентилятор охлаждения двигателя, несущий и хвостовой винты, а также тахометр несущего винта. Трансмиссия состоит из верхней секции, центральной секции и нижней секции. Предусмотрена автоматическая центробежная ртутная муфта для уменьшения нагрузки, воздействующей на двигатель во время запуска двигателя. Включение сцепления начинается примерно при 600 об/мин, а принудительное зацепление - примерно при 1450 об/мин.Обгонная муфта Borg-Warner, разработанная в рамках обширной программы испытаний совместно с военными, соединяет систему планетарной передачи трансмиссии с приводным валом несущего винта. Эта муфта позволяет несущему винту свободно вращаться во время авторотации для выполнения безопасной аварийной посадки с работающим или выключенным двигателем.

Соотношение скоростей двигателя к несущему винту 9,17 к 1, а двигателя к хвостовому винту 1,59 к 1. Для управления работой двигателя используются гибкие двухтактные регуляторы (газ, стартер, топливный насос смеси и карбюратор). Топливный бак баллонного типа емкостью 106 литров расположен под моторным отсеком в центре тяжести. Средний расход топлива (двигатель использует бензин 100LL) составляет около 60 литров в час. Масляная система емкостью 9,4 литра, заключенная в литой бак из магниевого сплава, используется для смазки трансмиссии и двигателя. Масляный насос с приводом от двигателя подает масло в масляный радиатор из картера двигателя. Из воздухоохладителя часть масла поступает в двигатель, а оставшаяся часть направляется вверх к трансмиссии. Самотеком масло проходит через коробку передач и двигатель, а затем в картер двигателя. Адекватные температура и давление масла контролируются пилотом на приборной панели.

Основная конструкция корпуса и хвостовая балка выполнены в виде полумонокока с металлической напряженной обшивкой. Верхняя поверхность конструкции в районе моторного отсека включает в себя настил из нержавеющей стали в качестве противопожарной перегородки. Гофрированная удерживающая конструкция для топливного элемента баллонного типа встроена в конструкцию под моторным отсеком. Предусмотрена вентиляция отсека под сиденьем и моторного отсека. Ограждение кабины представляет собой композитную конструкцию из алюминиевого сплава и плексигласа в носовой части, фонаре и двери, что обеспечивает адекватный обзор во всех направлениях. Фонарь и ветровое стекло состоят из секций, что позволяет заменять их как отдельные блоки. Задняя перегородка ограждения кабины изготовлена из гофрированного листа из нержавеющей стали, выступающего в качестве противопожарной перегородки между кабиной и моторным отсеком.

Вертолет оснащен полозковым шасси трубчатой конструкции. Колесо тележки встроено в каждый салазок для облегчения работы на земле. Hiller OH-23B оснащен оригинальной системой управления Hiller "Rotor-Matic". Ротор сервопривода соединяется напрямую через универсальные передаточные подшипники и простое соединение с циклической ручкой пилота. Движение циклического ротора вносит в «лопасти» серводвигателя положительные или отрицательные изменения шага, а возникающие при этом аэродинамические силы наклоняют головку винта и производят эффект циклического изменения шага лопастей ротора. Лопасти несущего винта были изготовлены компанией Parson Industries Inc. Лопасти несущего винта изготовлены из смеси пород дерева (березовая фанера, ель и бальза), склеенных вместе с металлической вставкой в передней кромке для баланса массы. Передняя кромка лопасти защищена коррозионностойкой сталью от острия 30% до острия. Остальная часть лезвия покрыта тканью, легированной стекловолокном. Лопасти у основания усилены металлическими пластинами, привинченными, болтовыми и циклически приваренными к дереву. К каждому лезвию прикреплен фиксированный триммер. Каждый конец лопасти имеет положение для статического баланса.

Ступица несущего винта изготовлена из кованого алюминиевого сплава со стальными вставками для поддержки подшипника вилки ротора. Лопасти несущего винта крепятся к ступице с помощью вилки из кованой стали и натяжно-торсионного стержня, изготовленного из 43 пластин из высококачественной нержавеющей стали. Лопасти рулевого винта выполнены из алюминиевого сплава в виде монокока и прикреплены к втулке с помощью натяжно-торсионного стержня. Ступица хвостового винта имеет стальную конструкцию и обеспечивает качающийся шарнир для лопастей. Неподвижный горизонтальный стабилизатор придает дополнительную продольную устойчивость при полете вперед. Он изготовлен из стального трубчатого лонжерона с нервюрами и обшивкой из алюминиевого сплава.

Органы управления полетом несущего винта (коллективные и циклические) имеют двухтактную трубчатую конструкцию и коленчатую рукоятку, а рулевой винт - систему троса и коленчатой рукоятки. Двухтактные и торсионные трубы в органах управления полетом несущего винта изготовлены из бесшовных стальных труб SAE 4130, а коленчатые рычаги - из алюминиевого сплава 256-T6. Система дифферентовки с электроприводом встроена в установку циклической ручки управления для обеспечения продольной и поперечной дифферентовки. Механизм дифферента представляет собой отдельные установки, каждая из которых состоит из подпружиненного цилиндра и электропривода. Система триммера противодействует неуравновешенным состояниям, прикладывая механическое усилие к органам управления циклами, так что желаемое положение полета можно поддерживать с помощью ручки управления.

Вертолет Hiller OH-23B оснащен электросистемой постоянного тока 28 В. Питание подается либо от аккумуляторной батареи, либо от генератора с приводом от двигателя. Аккумуляторная батарея 24 В установлена на переходной секции хвостовой балки. Генератор установлен на нижней вспомогательной части двигателя. Розетка для внешнего питания расположена на задней стороне противопожарной стены. В список дополнительного оборудования, предлагаемого для повышения универсальности Hiller UH-12B, вошли: два внешних носилки, поплавки для использования в качестве амфибии, дополнительные топливные баки (2 x 72 литра), радиостанция, внешняя подвеска максимальной грузоподъемностью 200 кг (440 фунтов), турбокомпрессор, система обогрева и размораживания, система освещения, мегафон.

Модификации
UH-12A - ОН-23А для армии США, HTE-1 для ВМС США
UH-12B - ОН-23B для армии США, HTE-2 для ВМС США, Hiller HT.Mk 2 для ВМС Великобритании
UH-12C - ОН-23C для армии США
UH-12D - ОН-23D для армии США
UH-12E - ОН-23G для армии США, СН-112 Nomad для армии Канады - трёхместный вариант UH-12D со спаренным управлением
UH-12E4 - UH-23F для армии США - четырёхместный вертолёт с удлинённым фюзеляжем
Компанией Hiller (в настоящее время - Rogerson Hiller) в 1991 году возобновлён выпуск модификации UH-12E с поршневым двигателем под обозначением «Hauler» и разработана учебно-тренировочная модификация UH-12ET с газотурбинным двигателем Allison 250.

Технические характеристики Hiller OH-23D
Экипаж, чел  1
Полезная нагрузка:  2 пассажира
Диаметр главного винта, м  10.80
Диаметр хвостового винта, м  1.68
Длина,м  8.69
Высота ,м  3.08
Масса, кг
- пустого  798
- нормальная взлетная  1270
- максимальная взлетная  1497
Внутренние топливо, л  174 + опционально 151
Тип двигателя  1 ПД Textron Lycoming VO-540-B1D
Мощность, кВт  1 х 253.5 (227.5)
Максимальная скорость, км/ч  154
Крейсерская скорость, км/ч  145
Практическая дальность, км  676
Дальность действия, км  346
Скороподъемность, м/мин  343
Практический потолок, м  4940
Статический потолок, м  3290