Едва успев принять на вооружение средний танк M4 «Шерман», американские военные озаботились поиском его замены. Для них не были секретами существенные недостатки «Шермана», и прежде всего - его значительная высота, обусловленная передним расположением трансмиссии. Такая компоновка, «унаследованная» от предшественников, с одной стороны, позволяла монтировать на танк самые различные типы двигателей, но, с другой - вынуждала увеличивать высоту корпуса, чтобы пропустить карданный вал под боевым отделением. Требования к перспективному танку, утвержденные 25 мая 1942 г, предусматривали заднее размещение трансмиссии, что позволяло уменьшить высоту корпуса. Кроме того, следовало отказаться от надгусеничных ниш, «втиснув» корпус танка между гусеницами.
Благодаря этим решениям снижался забронированный объем, что позволяло при сохранении массы танка увеличить толщину брони. Ну, а раз масса оставалась прежней - то можно было обойтись и силовой установкой от «Шермана», точнее, от одной из его модификаций - 8-цилиндровым V-образиым карбюраторным двигателем «Форд» GAA. В мае 1942 г фирме «Дженерал Моторс» заказали два прототипа нового танка под обозначением T20, а в сентябре аналогичные заказы получили фирмы «Крайслер» (T22) и «Дженерал Электрик» (T23).
Из трех конкурсантов раньше всех справились с заданием инженеры «Дженерал Электрик» - первый прототип T23 вышел на испытания уже в январе 1943 г., а второй - в марте. Правда, такая спешка привела к тому, что на T23 применили старые тележки подвески с вертикальными пружинами (VVSS), существенно ограничивавшие подвижность. На T20 (первый прототип был готов в мае 1943 г.) и T22 (в июне) применили новые тележки с горизонтальными винтовыми пружинами (HVSS). В вопросе выбора трансмиссии конструкторы «Крайслера» проявили консерватизм - их T22 получил механическую трансмиссию, аналогичную применявшейся на M4A3 (естественно, переместив её в кормовую часть танка). На T20 стояла новая автоматическая гидромеханическая трансмиссия «Торкматик» 30-30В. Наконец, изделие «Дженерал Электрик», как и следовало ожидать, получило электромеханическую трансмиссию: карбюраторный двигатель приводил в действие генератор, а выработанный ток подавался на два электродвигателя, сблокированных с редукторами ведущих колес.
Все опытные образцы получили новое вооружение - 76,2-мм пушку M1 с одноплоскостным (только в вертикальной плоскости) стабилизатором. И хотя калибр по сравнению со старым 75-мм орудием «Шермана» увеличился на какой-то миллиметр, благодаря длинному 52-калиберному стволу бронебойные характеристики новой пушки значительно возросли. В качестве альтернативы рассматривались 76,2-мм пушка M7 со стволом длиной 57 калибров (M1 была её облегченным вариантом) либо старое 75-мм орудие M3, но с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение у всех прототипов было одинаковым: два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и курсовой в корпусе) и 12,7-мм зенитный. Экипаж также был одинаковым - 5 чел.
T23 был тяжелее конкурентов (не в последнюю очередь благодаря электромеханической трансмиссии) - 32,9 т против 29,8 т у T20 и 31,4 т у T22. Однако благодаря той же трансмиссии T23 продемонстрировал феноменальную маневренность, а его скорость достигала 56 км/ч. Т20 смог выжать 48 км/ч, а T22 — всего лишь 40 км/ч. В итоге был выдан заказ на производство 250 танков T23, и уже в октябре 1943 г. первая машина сошла с конвейера завода «Дженерал Электрик». Но в строевые части T23 так и не попали - «концепция поменялась». Столкнувшись во время боев в Тунисе с немецкими «Тиграми», американские танкисты внезапно осознали - для борьбы с этими «бронированными монстрами» нужно что-то более серьезное, чем 75-мм или 76,2-мм пушки.
Ещё до начала выпуска T23 заказ на эти танки подвергся корректировке: теперь 50 машин следовало вооружить 90-мм пушкой в увеличенной башне. 40 из них обозначались T25, а 10 - T26. На последних, кроме нового вооружения, предписывалось увеличить толщину лобовой брони корпуса с 76 до 102 мм. Таким образом, предполагалось создать танк, равный «Тигру» по вооружению и защите, но с гораздо меньшим силуэтом и массой. По первоначальным прикидкам T25 должен был весить 32,5 т, а T26 - 36 т. Но в ходе дальнейшей проработки танки существенно «поправились» - даже пустые они весили, соответственно, 36,7 и 40,5 т. Заказчик потребовал снизить массу Естественно, не за счет вооружения и бронирования - если пожертвовать этими параметрами, то вся затея с T25 и T26 теряла смысл, «Анти-Тигров» из них не получилось бы. Наиболее существенным резервом оставалась тяжелая электромеханическая трансмиссия. Вместо неё решили применить гидромеханическую автоматическую трансмиссию «Торкматик».
В итоге, построили лишь два опытных T25 и один T26, а серийный заказ перевели на модификации T25E1 и T26E1, снабженные «Торкматиками». Их выпуск осуществлял завод «Фишер Тэнк Арсенал» в Гранд Бланк (шт. Мичиган), принадлежавший концерну «Дженерал Моторс». В феврале-мае 1944 г здесь изготовили 40 T25E1 и 10 T26E1, использовавшихся для различных испытаний. Помимо гидромеханической трансмиссии эти танки получили ещё и торсионную подвеску, сулившую целый ряд выгод по сравнению с пружинной. Во-первых, она была проще в изготовлении и обслуживании, во-вторых, обеспечивала большую плавность хода. Наконец, торсионная подвеска позволяла относительно легко увеличить ширину опорных катков и гусеницы, что было особенно важно из-за солидной массы танка. Последняя для T25E1 составляла 31,8 т, а для T26E1 - 36,9 т Как видно, отказ от электромеханической трансмиссии дал существенный выигрыш в массе. Ввиду этого, на T25E1 сохранили старые «шермановские» гусеницы шириной 483 мм, и лишь на T26E1 применили новые, шириной 610 мм.
Оба танка вооружались 90-мм пушкой 11 (впоследствии стандартизированной как МЗ). На T25E1 она устанавливалась в маске T99, а на T26E1 - в T99E1 с увеличенной до 114 мм толщиной бронирования. Башня представляла собой увеличенный вариант башни танка T23 с удлиненной кормовой нишей (это было необходимо для уравновешивания более тяжелого орудия). Испытания T25E1 и T26E1, проведенные весной 1944 г, показали, что «облегченная» подвеска, установленная на первом танке, менее надежна и требует более тщательного обслуживания по сравнению с «тяжелой» подвеской T26E1. Когда же стали поступать известия о ходе танковых боев в Нормандии, военные окончательно утратили интерес к «недобронированному» T25E1, сосредоточившись на более тяжелом варианте.
В принципе, уже весной 1944 г танк с 90-мм пушкой был готов к серийному производству, но его внедрение тормозилось, можно сказать, сознательно: к тому времени был создан истребитель танков M36 (на шасси «Шермана») с таким же орудием, и некоторые «светлые умы» сочли, что армия может вполне обойтись ним. Для «встряски» снова понадобился опыт боев и потерь - на этот раз в Нормандии. Летом 1944 г немецкие танки достаточно успешно боролись с «Шерманами», а американские истребители танков ввиду слабого бронирования башни годились на роль оборонительного оружия, действующего из засад, но никак не наступательного. В общем, стало понятно: без «нормального» тяжелого танка не обойтись. 29 июня 1944 г классификацию T26E1 изменили - из среднего он официально «подрос» до тяжелого.
По результатам испытаний общий вывод был весьма лестным для создателей T26E1: танк признали в целом удачным и представляющим значительный шаг вперед в американском танкостроении. Ключевые новые узлы - гидромеханическая трансмиссия и торсионная подвеска с более широкими опорными катками и гусеницами - вполне оправдали себя, не вызвав нареканий со стороны испытателей. Эффективность орудия T7 сочли хорошей. Но при каждом выстреле поднималась туча пыли, и для следующего наводчику приходилось ждать, пока она осядет Выход нашли в установке дульного тормоза, направлявшего газы в стороны - теперь пыль не перекрывала линию прицеливания.
Ещё одним недостатком T26E1 являлся малый боекомплект - 42 выстрела. Причиной была «унаследованная» от «Шермана» «мокрая» боеукладка, в которой снаряды размещались в контейнерах, заполненных водой. Такое решение уменьшало вероятность пожара и детонации боекомплекта при попадании вражеского снаряда в боеукладку, но «съедало» полезный объем. К тому же, часть снарядов размещалась под вращающимся поликом боевого отделения, и извлекать их оттуда заряжающему было довольно неудобно. Проблемы решили радикально - отказались и от вращающегося полика, и от «мокрой» боеукладки (в оправдание последнего решения было заявлено, что более толстая броня T26E1 резко снижает вероятность поражения боеукладки). Благодаря этому боекомплект удалось довести до вполне приличных 70 выстрелов. Ещё одним изменением, связанным с вооружением, стал отказ от турели для зенитного пулемета. Вместо неё применили простую шкворневую установку, как на «Шермане» - с худшими углами обстрела, но меньшую по высоте. Также двустворчатый люк заряжающего заменили меньшим по размеру одностворчатым - он не в такой степени ослаблял крышу башни.
Определенным шагом назад стал отказ от системы стабилизации орудия, к 1944 г уже ставшей стандартом для американских танков. Из-за этого новый танк мог вести прицельный огонь лишь с коротких остановок. Все эти изменения были опробованы на опытном образце T26E3, переделанном из пятого серийного T25E1. В таком виде машину приняли к серийному производству
Танк M26 Pershing имеет классическую компоновку. В передней части корпуса расположено отделение управления, за ним - боевое, а в корме - моторно-трансмиссионное, отделенное от боевого противопожарной перегородкой. Корпус сварной, из литых (в основном) и катаных элементов. Максимальная толщина брони (лобовой детали) - 102 мм. Башня литая, с маской пушки, крепящейся на болтах. Максимальная толщина брони башни - 89 мм, маски - 115 мм. Привод поворота башни электрогидравлический. В отделении управлении находятся рабочие места механика-водителя (слева) и его помощника, выполняющего также функции стрелка из курсового пулемета (справа). Между ними, в крыше корпуса, установлен вентилятор «Ротоклон». Механик-водитель и его помощник располагали каждый двумя поворотными перископами М5: в люке и крыше корпуса (на танках поздних серий от перископов в крыше отказались).
На рабочих местах механика-водителя и помощника устанавливались идентичные комплекты органов управления, а приборная доска была общей - она устанавливалась между ними, под вентилятором. Курсовой пулемет, установленный перед креслом помощника механика-водителя, был лишен каких-либо прицельных приспособлений - огонь из него велся трассирующими пулями, а результаты наблюдались через перископ. Кресла механика-водителя и его помощника регулировались по высоте, что позволяет в небоевой обстановке вести танк, высунув голову из открытого люка. В башне размещались остальные три члена экипажа: наводчик - справа от пушки, командир - слева и чуть выше, заряжающий - слева. По периметру командирской башенки установили шесть смотровых приборов, а в крышке люка - перископ M6. Такой же имелся у заряжающего, а у наводчика - перископ М8А1. Последний также располагал телескопическим прицелом М71С.
Основное вооружение танка M26 Pershing состояло из 90-мм пушки МЗ со стволом длиной 50 калибров. С ней был спарен 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4. Спуск пушки и пулемета - электрический, раздельный. На крыше башни находилась шкворневая установка с 12,7-мм пулеметом «Браунинг» М2НВ. Огонь из него мог вести заряжающий или командир. Боекомплект - 70 выстрелов к пушке, а также 5000 7,62-мм и 550 12,7-мм патронов. В передней части крыши башни установлен 51-мм дымовой гранатомет, обслуживаемый заряжающим (боекомплект - 12 гранат).
Большинство танков M26 Pershing комплектовалось радиостанцией SCR-528, состоящей из приемника ВС604 и передатчика ВС603. Она устанавливалась в кормовой нише башни за местом командира, а её интегральной частью являлось танковое переговорное устройство на пять абонентов. На танках командиров рот устанавливалась станция SCR-508, отличающаяся наличием второго приемника ВС604. Танки командиров батальонов дополнительно оборудовались радиостанцией SCR-506 (на полке перед заряжающим).
Силовая установка M26 Pershing - 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд» GAN (500 л.с. при 2600 об./мин), представлявший собой модификацию двигателя GAA с уменьшенной высотой. Трансмиссия - автоматическая гидромеханическая «Торкматик», обеспечивающая 3 передачи при движении вперед и 1 - назад. Механизм поворота - двойной дифференциал. Двигатель с трансмиссией и механизмами поворота представляет собой единый блок. Топливные баки, размещенные по бортам корпуса, вмещали 700 л. 80-октанового бензина.
Ходовая часть M26 Pershing (применительно к одному борту) состояла из шести спаренных обрезиненных опорных катков (размер одинарного - 660x152 мм), аналогичного по конструкции ленивца (спереди) и ведущего колеса с 13 зубьями (сзади). Каждый опорный каток крепился на рычаге, амортизируемом посредством поперечного торсиона. Дополнительно 1-й, 2-й, 5-й и 6-й опорные катки снабжались масляными амортизаторами.
Технические характеристики M26 Pershing
Длина корпуса, мм 6208
Длина с пушкой вперёд, мм 8090
Ширина, мм 3505
Высота, мм 2769
Клиренс, мм 440
Бронирование - стальная, литая и катаная гомогенная
Вооружение:
- нарезная пушка 90-мм M3
- пулемёты - 1 х 12,7-мм M2HB, 2 х 7,62-мм M1919A4
Боекомплект пушки 58 снарядов
Прицелы - телескопические M71C, M8A1, телескопический T121
Тип двигателя - V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 120
Удельная мощность, л. с./т 11,6
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,9
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,45
Преодолеваемый брод, м 1,2