Основной танк Т-80 был принят на вооружение в СССР в 1976 г. Он стал первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой. На тот момент танк с самым высоким в мире уровнем боевых и технических характеристик. Более поздняя модификация машины танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске. Серийное производство танков типа Т-80 в России было прекращено во второй половине 90-х гг. Однако к началу 2000-х гг. в строевых частях в войсках и на базах хранения бронетанкового вооружения техники после массовой утилизации, проведённой в 90-х гг. всё ещё находились более 5500 танков типа Т-80. Это составляло более 30% всего танкового парка.
Из этого количества большую часть составляли танки Т-80Б и Т-80БВ - около 4700 единиц. При этом ресурс машин позволял их эксплуатацию на протяжении длительного времени, однако боевые свойства уже не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к современным образцам бронетанкового вооружения. В связи с этим разработаны программы модернизации этих машин в ходе проведения плановых ремонтов, после чего танки типа Т-80 должны находиться в эксплуатации до выработки их технического ресурса. Работы по разработке таких программ осуществлялись конструкторами и специалистами ОАО «Спецмаш» и Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения (Омское КБТМ).
Вариант модернизации танков Т-80Б и Т-80БВ, предусматривавший улучшение основных боевых свойств машины за счёт повышения его огневой мощи. Для этой цели на машину была установлена модернизированная СУО (система управления огнём) 1А33А-2 (введён блок переключателей 1В211, датчик ветра ДВЕ-БС вместо 1Б11), пушка 2А46М-4 с повышенными точностными характеристиками (аналог 2А46М-5), был доработан механизм заряжания для использования новых типов выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами, имеющими большую длину снаряда. Для улучшения точностных характеристик пушки 2А46М-4, в отличие от прежней пушки 2А46М-1, был проведён ряд конструктивных доработок по цапфенным узлам, стволу и люльке. С этой целью были установлены беззазорные цапфенные подшипники, крепление обойм цапф в башне выполнено по принципу «обратного» клина, увеличена жёсткость направляющих люльки и улучшено центрирование ствола за счёт переноса задней направляющей на цилиндрическую часть люльки и ужесточения передней направляющей, установлены дополнительно люфтовыбирающие устройства, обеспечивающие постоянный прижим ствола к направляющим люльки, увеличена на 10% жёсткость ствола за счёт оптимизации его профиля с обеспечением требуемого запаса прочности.
Для улучшения характеристик подвижности на танк установлен двигатель ГТД-1250. Защита танка не менялась. «Объект 219РВ» модернизированный» прошёл государственные испытания и в апреле 2005 г. Указом Президента РФ был принят на вооружение ВС РФ под индексом Т-80БА. Недостатком данного варианта модернизации Т-80 являлись отсутствие в составе СУО современных тепловизионных прицельных комплексов и устаревший комплекс защиты.