http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-64bm-bulat-01.jpg

Производство «шестьдесятчетверок» завершилось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распада СССР Украина унаследовала значительное количество танков Т-64, На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2 354 машины различных модификаций. Хотя большинство из них уже не соответствовали современным требованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильности за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использовавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-64bm-bulat-02.jpg

Модернизация системы управления огнем предлагалась в двух вариантах:
- первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У«Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика Т01-К01Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с соответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2);
- второй, более продвинутый, вариант заключался в установке системы управления огнем 1А45 «Иртыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят дневной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной - Т01-К01Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46М «Промiнь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс Т01-К01Э состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом командира машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление вооружением танка.

Для усиления защищенности оба варианта модернизированного танка оснащались встроенной динамической защитой украинской разработки. А для улучшения подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсированная модификация двигателя 5ТДФ). Танк первого, более простого, варианта модернизации получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго - Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У - такая же, как на Т-80УД.

Впервые модернизированные танки Т-64 были продемонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе (ныне ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод») танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел. Для нужд украинской армии первоначально предполагалось модернизировать танки Т-64А и Т-64Б до уровня Т-64БМ2, то есть был выбран вариант менее глубокой модернизации. И в 2001 году на параде в честь Дня независимости можно было увидеть десяток Т-64БМ2.

Однако позже Министерство обороны (МО) Украины предпочло более глубокую модернизацию - Т-64У, в результате которой получало машину с лучшими характеристиками. Ей было присвоено наименование Т-64БМ «Булат». Один из проектов программы модернизации танкового парка Украины предусматривал улучшение около 400 Т-64Б/БВ до уровня «Булат», однако впоследствии эти планы были существенно скорректированы - до 85 единиц. В 2004 году МО Украины выдало заказ на 85 «Булатов», к работе над которыми Харьковский завод имени Малышева приступил в том же году. Стоимость одного танка, по ценам на 2004 год, составляла около 470 тысяч долларов. Однако из-за политических и финансовых проблем выполнение заказа растянулось на целых десять лет.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-64bm-bulat-03.jpg

Официально Т-64БМ «Булат» был принят на вооружение ВСУ в 2005 году. Первые 56 машин были преданы в войска в 2008 году Следующая часть заказа предусматривала поставку оставшихся 29 танков в период с 2010 по 2012 год. Первые 10 из этих 29 танков были отправлены с завода осенью 2010 года, еще 10 машин - 28 декабря 2011 года, а оставшиеся 9 планировалось поставить в 2012 году. Однако отправить последние машины удалось только в марте 2014 года. Таким образом, по состоянию на март 2014 года на вооружении ВСУ имелось 85 Т-64БМ «Булат». Основная часть танков - 61 единица - стояла на вооружении 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки» 8-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в поселке Гончаровское Черниговской области. Десять машин было отправлено в 300-й учебный танковый полк и по нескольку машин в учебные роты Национального университета обороны Украины, Харьковского факультета танковых войск и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного. По сравнению с предыдущими модификациями Т-64 у «Булата» существенно выросли характеристики боевой мощи, подвижности и защищенности. Ресурс модернизированного танка составляет 11 000 км, а срок эксплуатации - 15 лет, как у вновь построенной машины.

Основным вооружением танка Т-64БМ является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ украинского производства. «Булат» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу. Замена штатного КУРВ танка Т-64Б «Кобра» новым КУРВ «Комбат» повысило максимальную дальность стрельбы с 4000 до 5000 м, а бронепробиваемость за динамической защитой - с 600-700 мм до 750 мм. Скорострельность Т-64БМ составляет до 8 выстрелов/мин (7-12,5 с на заряжание одного выстрела). Горизонтальная скорость наведения после модернизации возросла в 2 раза и составляет до 40 град/с (для сравнения - у Т-90А, Т-90С 16-24 град/с). Также в два раза улучшена и точность прицеливания за счет нового стабилизатора основного вооружения 2Э42М. Он разработан киевским НИИ «Квант» и производится на ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»».

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/t-64bm-bulat-04.jpg

СУО «Булата» - 1А45 «Иртыш» - обеспечивает существенно лучшую точность ведения огня по сравнению с Т-64Б за счет стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. По своим характеристикам СУО «Булата» превосходит СУО танка Т-80У. Ночной комплекс наводчика «Буран-Е» (Т01-К01ЕР) улучшает вдвое эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращает время на подготовку выстрела за счет замены механической связи головного зеркала с пушкой на электрическую, введения стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Эффективная дальность стрельбы снарядами по сравнению с Т-64Б повысилась ночью с 600 до 1 500 м. Прицельно-наблюдательный комплекс командира «Агат» (ПНК-4СР) стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает дублирование стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета зенитной установки днем и ночью. В перспективе планируется замена прицельного комплекса ПНК-4 на ПНК-5, в состав которого введен собственный лазерный дальномер и устройство ввода бокового упреждения.

Повышение уровня живучести танка достигнуто за счет установки дополнительной защиты на корпус и башню. Комплект дополнительной защиты предназначен для повышения уровня защиты от современных кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов при минимально возможном увеличении массы танка. Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож» украинской разработки. ВДЗ состоит из носовоuj модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещенных по внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни, и контейнеров, установленных на крыше башни. Установка комплекта ВДЗ на одном танке силами экипажа занимает около 6 часов. Элементы ВДЗ, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждаются. Общая масса комплекта дополнительной защиты составляет 3,5 т.

Действие ДЗ «Нож» основывается на принципе воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов - «кумулятивных ножей». Они разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС калибра 125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов производства западных стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики. По данным производителя, после модернизации стойкость лобовой и бортовой проекций корпуса и башни Т-64БМ относительно современных противотанковых средств повышается примерно в 2 раза.

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный - может работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4 % возросла удельная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1 040 кг), Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника. Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухоочистителя новым и доработки выпускной системы. Кстати, благодаря ее конструктивным особенностям двигатели серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также используется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Благодаря новому двигателю средняя скорость движения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) - примерно на 80 км. Для сохранения дорожного покрытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1 000 л.с.

Подводя итог, можно сказать, что Т-64БМ «Булат» по совокупности тактико-технических характеристик превосходит наиболее распространенные образцы советских основных танков Т-72АВ/Б и Т-80БВ и приближается к таким более современным машинам, как Т-90А и «Оплот». Несмотря на то, что основой для «Булата» служит Т-64, принятый на вооружение в середине 60-х годов, у него еще есть перспективы развития. Так, в МТО без значительных переработок может быть установлен двигатель 6ТД-1 мощностью до 1 000 л.с., а запас прочности ходовой части позволяет улучшать защищенность машины за счет установки на танк перспективных комплексов активной, пассивной или динамической защиты. Имеется и потенциал, связанный с дальнейшим совершенствованием системы управления огнем, поскольку она не отвечает современным стандартам из-за отсутствия тепловизионного и панорамного прицелов.

Технические характеристики Т-64БМ «Булат»
Боевая масса, т 45,0
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6540
Длина с пушкой вперёд, мм 9295
Ширина корпуса, мм 3560
Высота, мм 2184
Клиренс, мм 500
Тип брони - комбинированная противоснарядная
Динамическая защита - встроенная, «Нож»
Калибр и марка пушки - 125-мм КБАЗ
Тип пушки - гладкоствольная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 36 (28 в МЗ)
Дальность стрельбы, км
- БОПС: 2,8
- ОФС и БКС: 2,6
- ПТУР: 5,0
Прицелы 1Г46М, ПНК-4СР, ПЗУ-7
Пулемёты 1х12,7-мм КТ; 1х7,62-мм КТ
Другое вооружение ПТУР «Комбат»
Двигатель 5ТДФМ
Мощность двигателя, л. с. 850
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 385 (600 с внешними баками)
Тип подвески торсионная
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,8 (5,0 с ОПВТ)