Начало разработки танков «Chieftain» относится к 1950 г. Первый образец был изготовлен в 1959 г. Танки Chieftain Mk.1 (FV4201) начали выпускать с 1965 г. Они отличались от танков «Центурион» конфигурацией корпуса и башни, конструкцией командирской башенки, приборами управления огнем. В 1966 г. доработанные танки под маркой Chieftain Mk.2 (FV4202) начали поступать в войска. Они имели двигатель мощностью 650 л.с,, измененную кормовую часть башни, уменьшенный до 53 выстрелов боекомплект и другую командирскую башенку. Командирская башенка кинематически связана с погоном башни, что обеспечивало сохранение её положения при вращении основной башни. В центре башенки установлен перископический прицел командира, а по периметру - девять смотровых приборов со стеклоочистителями. В 1969 году, 199 танков Chieftain Mk.2 прошли модернизацию в вариант Chieftain Mk.3.
На танке Chieftain Mk.3 был установлен улучшенный двигатель и введён новый воздухоочиститель с уменьшенным сопротивлением, а также пристрелочный пулемёт с дальностью огня 2500 м. Танк Chieftain Mk.3/3 являлся усовершенствованным образцом танка Chieftain Mk.3. На этом танке были применены лазерный дальномер LF-2, улучшенные приборы наблюдения и устройство для ускоренной выверки прицела. Внедрены усовершенствованная система кондиционирования воздуха к улучшенная радиоаппаратура.
Лобовая часть корпуса танка и башни выполнены литыми с большим наклоном брони (до 700). Бортовые листы сверху усилены броневой накладкой толщиной 13 мм, а снизу защищены экраном той же толщины. С внутренней стороны броневых листов закреплен противорадиационный подбой. Башня обтекаемой формы с удлиненной кормовой частью, с командирской башенкой и небольшой подвижной маской пушки, закрытой чехлом. Из-за большого угла наклона верхнего лобового листа корпуса водитель находится в полулежачем положении. Танк Chieftain Mk.3 оснащён фильтровентиляционной установкой и системой, создающей избыточное давление воздуха. Пушка нарезная L11A3, стабилизирована в двух плоскостях, снабжена теплоизолирующим кожухом, предотвращающим неравномерный нагрев и как следствие деформацию ствола. Имеется механизм облегчения заряжания – досыпатель с электрогидравлическим приводом. Приводы механизмов наводки имеются у наводчика и командира.
Приборы прицеливания: у наводчика прицел перископический монокулярный 6-кратного увеличения и телескопический 7-кратного увеличения; у командира перископический прицел 10-кратного и однократного увеличения. У командира и наводчика имеются инфракрасные прицелы. Прожектор для подсветки устанавливается на пушке. Гранатомёты для метания дымовых гранат 6-ствольные размещены снаружи по бокам башни. Для вождения ночью у водителя имеется перископический прибор ночного видения и ИК-фары. На танке установлен детектор обнаружения источников ИК-облучения.
Пушка смонтирована на цапфах, оснащенных упругими демпфирующими опорами, предотвращающими поломки при динамических воздействиях. Амбразура пушки узкая, что исключило необходимость в традиционной броневой маске. Боекомплект пушки 53 выстрела, в состав которых входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, фугасно-бронебойные снаряды с пластическим взрывчатым веществом и сплющивающейся головной частью, а также дымовые. Выстрелы раздельного (картузного) заряжания. Заряды помешаются в сгорающих шелковых мешочках. Один из пулемётов спарен с пушкой, другой установлен в командирской башенке и может быть использован для стрельбы по наземным и воздушным целям. Третий пулемёт калибра 12,7 мм используется как пристрелочный. Запас патронов 5400 (7,62-мм) и 600 (12,7-мм).
Двигатель - 2-тактный 6-цилиндровый многотопливный дизель с наддувом, жидкостного охлаждения «Дайланд» L60 повышенной надежности. Двигатель зимой может пускаться с помощью гидравлического стартера, приводимого двигателем зарядного агрегата. Этот вспомогательный двигатель мощностью 30 л.с. используется также для подогрева основного двигателя. В обычных условиях пуск двигателя осуществляется электростартером. Основной двигатель оснащен нагнетателем «Рут» с механическим приводом от коленчатого вала. Поршни двигателя имеют накладки из жаростойкой стали.
Силовая передача «Меррнт-Вильсон» TN12 Мк3 планетарная с преселекторным управлением. Она состоит из главного фрикциона центробежного типа, планетарной коробки передач, дифференциального механизма поворота и однорядных бортовых передач. Число передач переднего хода - шесть, заднего - две. Механизм поворота с двойными подводом мощности, минимальный радиус поворота вокруг вертикальной оси. Ходовая часть аналогична ходовой части танка «Центурион». На танке установлены две радиостанции, ТПУ н телефон для связи с внешними абонентами. Танк Chieftain Mk.3 приспособлен к подводному вождению, а также имеет индивидуальные плавсредства каркасного типа.
Тактико-технические характеристики Chieftain Mk.3
Экипаж 4
Длина наибольшая 10,8 м
Длина корпуса 7,5 м
Ширина, 3,7 м Height, overall
Высота, общая 2,9 м
Боевая масса 54100 кг
Вооружение - 120 мм нарезная пушка L11A5
Боеприпасы 53 x 120-мм снарядов
Вторичное вооружение:
- 12,7-мм пулемёт L21A1
- 7,62-мм пулемёт L8A1
- 7,62-мм пулемёт L37A1
Боеприпасы 6000 x 7.62-мм патронов
Двигатель Leyland L60 №4 Mk.6A, 2-тактный, 6-цилиндровый многотопливный
Мощность двигателя, л.с. 585
Скорость, на дороге 48 км/ч
Запас топлива 950 л
Давление на грунт 0,84 кг/см2
Запас хода, по дороге 400-500км
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 3,15
Преодолеваемый брод, м 1 (4,5 с ОПВТ)