http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-23-4-03.jpg

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (2А6) предназначалась для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 м. Это была первая в истории отечественного зенитного ствольного вооружения ЗСУ, которая могла вести эффективную стрельбу по зенитным целям в движении, в том числе по низколетящим целям, имевшим скорости полета до 450 м/с. При необходимости она могла использоваться для поражения наземных целей на дальности до 2000 м.

Всепогодная 23-мм счетверенная зенитная самоходная установка разрабатывалась в соответствии с Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня и 24 июля 1958 г. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлось ОКБ-40 ММЗ Московского (областного) Совнархоза (главный конструктор Н.А. Астров). Разработкой приборного комплекса занималось ОКБ-357 Ленинградского Совнархоза (главный конструктор В.Э. Пиккель). Радиолокационную станцию сопровождения «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода 668 (главный конструктор Я.И. Назаров). Разработчиком счетверенной 23-мм автоматической зенитной пушки «Амур» являлось ОКБ-575 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор И.Е. Чудаков).

В связи с тем, что при разработке комплекса его боевая масса возросла с 14 до 17,6 т, главному конструктору Н.А. Астрову пришлось отказаться от использования в конструкции силовой установки и ходовой части узлов и агрегатов самоходной артиллерийской установки СУ-85 и разработать специальные узлы. В августе 1958 г. на ММЗ были изготовлены два действующих макета для параллельной отработки на них пушки «Амур» и приборного комплекса «Тобол» до изготовления заводского образца. Опытный образец ЗСУ-23-4 для проведения заводских испытаний с имитирующим грузом был изготовлен ММЗ в марте 1959 г. В декабре 1959 г. были проведены заводские испытания опытного образца с пушкой «Амур» в объеме 2600 км пробега и 5300 выстрелов. Пушка была установлена в башне опытного образца, предназначенного для государственных испытаний. Боевая масса самоходной установки после доработки приборного комплекса и пушки «Амур» возросла до 19 т. Государственные испытания комплекса были проведены в период с 26 августа по 24 октября 1961 г. В ходе испытаний машина прошла 1490 км и было произведено 14194 выстрела. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 сентября 1962 г. 23-мм счетверенная зенитная самоходная установка комплекса «Шилка» была принята на вооружение. Ее серийное производство было организовано с 1964 по 1969 г. Начиная с 1966 г., гусеничную машину ГМ-575 изготавливали Мытищинский машиностроительный и Минский тракторный заводы, а окончательную сборку комплекса производил Ульяновский механический завод.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» относилась к закрытому типу самоходных установок с кормовым расположением МТО. В средней части корпуса устанавливалась вращающаяся башня, в которой размещались счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23 («Амур») с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 («Тобол»), боеприпасы и 3 члена экипажа. Вращающаяся башня большого диаметра (свыше 2700 мм) устанавливалась на шариковой опоре башни танка Т-54 (но повышенной точности изготовления). В боевом отделении слева от пушки находилось рабочее место командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществлял через перископические приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке. В боевой обстановке механик-водитель использовал для наблюдения перископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель обозревал местность через свой открытый люк или через ветровое стекло, расположенное в лючке броневой крышки люка механика-водителя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-23-4-02.jpg

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23 (заводской индекс 2Б-У-653, индекс по номенклатуре ГАУ - 2А7) была разработана ленинградским ОКБ-575 на основании Постановления СМ СССР от 17 февраля 1959 г. Она состояла из основания, станины, верхней и нижней люлек, механизмов наводки и четырех автоматов с системами обеспечивающими их работу. Основанием качающейся части АЗП-23 являлись две люльки, на каждой из которых было закреплено по два автомата. Параллельность стволов при качании люлек обеспечивала параллелограмная тяга, соединявшая обе люльки. Общая масса пушки составляла 4964 кг. Каждый из четырех 23-мм автоматов пушки 2А7 представлял собой автоматическое оружие, в котором действие автоматики было построено на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола. По своему устройству все четыре автомата пушки были принципиально одинаковы, но правые автоматы несколько отличались от левых конструкцией деталей механизма подачи ленты и тpyбoпpoвoдaми отвода охлаждающей жидкости в гидросистему. Ствол был жестко закреплен в ствольной коробке и при выстреле происходил откат всего автомата на 14-18 мм. Торможение отката и наката осуществлялось пружинными амортизаторами. Накат с выкатом автомата вперед происходил под действием возвратных пружин амортизаторов. Затвор - клиновой, с опусканием клина вниз. Подача снарядов - боковая, досылание - прямое, непосредственно из звена рассыпной металлической ленты. Питание автоматов снарядами - непрерывное.

Темп стрельбы из четырех автоматов составлял 3600-4000 выстр/мин. Управление стрельбой - дистанционное, с помощью электроспусков. Подготовка автомата к стрельбе (отвод затворной рамы в заднее положение), перезаряжание в случае осечки при стрельбе, возвращение подвижных частей в переднее положение при стрельбе и по ее окончании осуществлялись с помощью механизма пневмоперезарядки. Спуск затворной рамы (то есть открытие огня) мог производить или командир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определял командир установки в зависимости от характера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол. Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 выстрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с. Независимо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делался перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов.

Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осуществлялось жидкостной системой открытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости в лeтнee время применялась вода, а в зимнее - НОЖ 65. Наводка пушки 2А7 осуществлялась электрогидравлическими силовыми приводами следящего типа. Максимальная скорость вращения башни составляла 70 град./с, минимальная -0,5 град./с. В автоматическом режиме максимальная скорость наводки пушки по углу возвышения составляла 60 град./с, минимальная - 0,5 град./с. Угол вертикальной наводки автоматов - от -(4°±30") до +(85°±30"). При стрельбе по наземным целям, а также при техническом обслуживании установки, в основном, применялся ручной способ наводки.

Боекомплект к пушке АЗП-23 размещался в четырех коробках в боковых передних отсеках башни и был отделен от экипажа вертикальной броневой перегородкой из двух щитов. Он состоял из 2000 выстрелов с осколочно- фугасно- зажигательно-трассирующими (ОФЗТ) и бронебойно- зажигательно- трассирующими (БЗТ) снарядами, снаряженных в 4 ленты. В снаряженной ленте после четырех выстрелов с ОФЗТ снарядами следовал выстрел с БЗТ снарядом. После каждого 40 выстрела в ленте находился один выстрел с размеднителем, который уменьшал омеднение канала ствола при стрельбе. Зенитной установке ЗСУ-23-4 «Шилка» придавалась транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), в которой имелось четыре коробки с 1000 выстрелами в каждой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 970 м/с, ОФЗТ - 950 м/с.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7), предназначавшийся для управления огнем пушки АЗП-23, размещался в приборном отсеке башни и состоял из радиолокационной станции 1РЛ33 и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты. Радиолокационная станция 1РЛ33 работала в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имела защиту от активных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществлялось при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальностях не менее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция была смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещалась на крыше башни. В нерабочем положении антенна автоматически складывалась и фиксировалась.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/zsu-23-4-01.jpg

Приборная часть комплекса 1А7 состояла из счетно-решающего прибора, системы стабилизации и визирного устройства. Счетно-решающий прибор рассчитывал координаты встречи снаряда с целью и вырабатывал соответствующие упреждения. Система стабилизации при движении машины обеспечивала обнаружение, сопровождение цели и ведение огня по ней за счет стабилизации линии визирования и стабилизации линии выстрела с помощью гидроприводов ВН и ГН. В визирном устройстве панорамного тина имелись две самостоятельные оптические системы. Оптическая система основного визира обеспечивала наблюдение за целью во время работы РЛС, а также измерение угловых координат цели при выходе из строя в РЛС системы автосопровождения по угловым координатам. Оптическая система прицел-дублера предназначалась для наводки пушки при стрельбе по воздушной цели без радиолокационного приборного комплекса и при стрельбе по наземным целям. Боевая высота стрельбы по воздушным целям, летящим со скоростью до 1620 км/ч, находилась в пределах от 100 м до 1500 м. Максимальная дальность стрельбы - 2500 м. Стрельба сходу была обеспечена при движении машины со скоростью до 25 км/ч.

Корпус и башня ЗСУ-23-4 «Шилка» были сварены из 6 и 8 мм стальных броневых листов, обеспечивавших противопульную защиту. Амбразура пушки при ее максимальном угле возвышения частично прикрывалась подвижным броневым щитком. В силовой установке использовался шестицилиндровый четырехтактный дизель В-6Р мощностью 206 кВт (280 л.с.) с жидкостной эжекционной системой охлаждения. Двигатель располагался поперек продольной оси корпуса машины. Емкость двух топливных баков составляла 521 л. В системе воздухоочистки применялся комбинированный двухступенчатый воздухоочиститель. Система подогрева двигателя комбинированная (жидкостная и газовая) с одновременным подогревом агрегатов трансмиссии горячей жидкостью от пускового подогревателя. Пуск дизеля осуществлялся с помощью электростартера СТ-721. При разряженных аккумуляторах пуск двигателя осуществлялся с помощью воздухопуска.

Механическая трансмиссия состояла из входного редуктора трансмиссии, многодискового главного фрикциона сухого трения стали по стали, коробки передач, двух ПМП с блокировочными фрикционами и двух однорядных шестеренчатых бортовых редукторов нагруженного типа. От входного редуктора трансмиссии через фрикционную муфту осуществлялся отбор мощности двигателя для приведения в действие генератора системы электропитания машины. Механическая, пятиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, двухвальная, трехходовая коробка передач с инерционными синхронизаторами для высших передач имела комбинированную систему смазки. Для повышения надежности в работе и улучшения плавности зацепления в конструкции коробки передач были применены косозубые шестерни. Устройство двухступенчатых ПМП было аналогично устройству ПМП танка Т-55. Ленточные, плавающие, с двусторонним серводействием тормоза имели накладки из металлокерамики, работавшие в условиях сухого трения. Для более плотного прилегания к тормозным барабанам каждая тормозная лента была выполнена из трех частей, соединявшихся между собой шарнирами.

В ходовой части были применены мелкозвенчатые гусеницы с закрытым металлическим шарниром, индивидуальная торсионная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Торсионные валы первых, пятых, и шестых узлов подвески имели на 4 мм больше диаметр, чем остальные. Гидроамортизаторы двухстороннего действия устанавливались на обоих первых, пятом левом и шестом правом узлах подвески. Направляющие колеса и опорные катки конструктивно были аналогичны соответствующим узлам гусеничного движителя плавающего танка ПТ-76. Пружинные ограничители (упоры) хода балансиров были установлены на первых и шестых узлах подвески.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивала все потребители ЗСУ электроэнергией. Основными элементами системы электропитания являлись: агрегат питания, комплект блока преобразователя, четыре аккумуляторные батареи, аппаратура управления и контроля. Основу агрегата питания составляли одновальный газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 52 кВт (70 л.с.) и генератор постоянного тока ПГС2-14А с регулятором напряжения РН-212. Генератор через редуктор СЭП получая вращение или от ГТД СЭП (на позиции или во время стоянки), или от дизеля В-6Р самоходной установки (при движении установки). Устройство редуктора допускало одновременную работу обоих двигателей. Электрическая бортовая сеть - двухпроводная по постоянному напряжению с заземлением средней точки и трехпроводная но неременному напряжению. Напряжение сети при неработающем двигателе составляло 48 В, при работающем - 55 В.

Внешняя связь осуществлялась через коротковолновую радиостанцию Р-123, внутренняя - через ТПУ Р-124 на четыре абонента. Машина была оснащена приборами ночного видения, навигационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ, унифицированным автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия и тремя ручными огнетушителями ОУ-2. Максимальная скорость машины по шоссе составляла 50 км/ч, а запас хода по топливу достигал 450 км. База самоходной установки ЗСУ-23-4 была использована для создания самоходной пусковой установки 2П25М и самоходной установки разведки и наведения 1С91М1 зенитного ракетного комплекса 2К12 «Куб».

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 различных модификаций экспортировалась в другие страны и успешно применялась в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Афганистане и в районе Персидского залива.

Технические характеристики 2А6 ЗСУ-23-4 «Шилка»
Боевая масса - 19 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: автоматическая пушка - 4x23 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность дизеля 206 кВт (280 л.с.);
максимальная скорость - 50 км/ч.