https://topwar.ru/uploads/posts/2022-10/lru-4.jpg
Пусковая установка LRU в боевом положении. Фото Минобороны Франции

Зарубежные страны продолжают поставлять на Украину реактивные системы залпового огня натовского образца. На днях стало известно, что к этим процессам присоединится Франция. В ближайшее время она планирует передать украинскому режиму свои РСЗО типа LRU. При этом речь идет всего о трех боевых машинах, взятых у собственной армии. Насколько полезной будет подобная помощь – большой вопрос.

Три единицы

12 октября, после очередного совещания контактной группы НАТО по помощи Украине, стало известно, что Франция планирует передать киевскому режиму новые вооружения и технику. Как сообщают несколько французских изданий, в подобный пакет военно-технической помощи войдут РСЗО, зенитные комплексы и иные изделия. Их возьмут в строевых частях французской армии.

Для усиления украинской реактивной артиллерии предлагается выделить системы залпового огня LRU – модернизированный «европейский» вариант американской M270 MLRS. В связи с ограниченными возможностями французская армия сможет выделить лишь три такие машины. Добавят ли к ним боекомплект, не сообщается.

По данным французской прессы, три LRU в самое ближайшее время будут списаны из строевой части сухопутных войск и подготовлены к отправке. Точные сроки передачи пока не называют. Впрочем, опыт НАТО показывает, что такая поставка может быть выполнена в течение нескольких недель или даже дней.

Поставка французских машин LRU позволит киевскому режиму нарастить свой парк гусеничных РСЗО натовского образца. К настоящему времени от зарубежных партнеров он получил около десятка установок семейства MLRS. Это были оригинальные американские системы M270 разных модификаций, а также немецкие машины MARS II. Теперь ожидаются французские изделия, благодаря которым общее количество техники превысит 10-12 ед.

Европейская модернизация

В конце восьмидесятых годов на вооружение сухопутных войск Франции была принята американская РСЗО M270 MLRS первой модификации. В течение нескольких следующих лет для армии закупили более 60 таких систем. Вместе с боевыми машинами заказывали существовавшие на тот момент неуправляемые реактивные снаряды.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-10/lru-2.jpg
Французские LRU на параде, 2015 г. Фото Wikimedia Commons

Эксплуатация такой техники в исходной комплектации продолжалась до конца двухтысячных годов. Затем Франция, Германия и Италия договорились о совместной разработке проекта модернизации имеющихся РСЗО. Такое обновление должно было поднять все основные характеристики, обеспечить совместимость с новым поколением ракет, а также учесть последние международные соглашения.

Проект модернизации разрабатывался несколькими европейскими компаниями. Ведущую роль в нем получили немецкая Krauss-Maffei Wegmann и французская Airbus Defense and Space. Они разработали основную часть новых приборов и средств.

В 2011 г. Минобороны Франции разместило заказ на модернизацию имеющихся у него РСЗО M270. В связи с сокращением потребностей армии и ограниченными финансовыми возможностями, было решено обновить всего 13 боевых машин. Сейчас они известны под обозначением Lance-Roquettes Unitaire (LRU). Оставшуюся технику отправили на хранение; ее дальнейшая судьба до сих пор остается неопределенной.

Параллельно с французскими LRU модернизацию проходили РСЗО Германии и Италии. После обновления немецкие машины получили название MARS II, а итальянские – MLRS-I. Установки трех стран перестраивались по общему проекту и практически не отличаются друг от друга.

Летом этого года Германия отправила на Украину несколько своих РСЗО MARS II. Теперь небольшое число таких машин отправляет Франция. Любопытно, что французская армия выделяет 3 установки из 13 имеющихся – фактически четверть парка. Это вызывает вопросы о дальнейшем сохранении или развитии французской реактивной артиллерии.

Заметные отличия

Европейский проект модернизации M270 предусматривал сохранение ряда ключевых агрегатов системы при одновременной замене других. За счет этого обеспечили совместимость с новыми боеприпасами, повысили основные характеристики и решили иные задачи. В целом европейский проект LRU / MARS II / MLRS-I похож на американскую модернизацию M270A1.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-10/lru-1.jpg
LRU в походной конфигурации. Фото Wikimedia Commons

В ходе обновления архитектура LRU не изменилась. По-прежнему используется гусеничное шасси с высокой проходимостью. На нем размещена пусковая установка под два унифицированных контейнера с ракетами. При этом установка лишилась гидравлических приводов наведения; их заменили более совершенными электрическими.

Штатные приборы управления огнем были заменены новой системой EFCS (European Fire Control System) от компании Airbus. Такая СУО способна работать в современных контурах управления и позволяет использовать реактивные снаряды семейства GMLRS. При этом могут применяться не все ракеты. EFCS на программном уровне запрещает стрельбу снарядами с кассетной боевой частью – в соответствии с существующей конвенцией.

Таким образом, боекомплект РСЗО LRU и ее аналогов состоит только из корректируемых снарядов M31 разных версий. В зависимости от модификации, они имеют дальность полета не менее 80-85 км. Спутниковая система навигации и управления дает высокую точность попадания. Все варианты M31 несут унифицированную осколочно-фугасную боевую часть массой 91 кг.

В конце восьмидесятых годов РСЗО M270 американского производства получили возможность использования оперативно-тактических ракет линейки ATACMS. В связи с наличием собственных ОТКР французская армия не стала заказывать новые американсеие ракеты. Проект модернизации LRU тоже не предусматривал превращение РСЗО в ОТРК. Возможна ли интеграция ATACMS на данном этапе и насколько сложной она будет, неизвестно.

Ограничения и проблемы

К настоящему времени иностранные государства прислали на Украину около десятка систем залпового огня M270 разных версий. Кроме того, передано сопоставимое число более новых изделий M142 HIMARS. Теперь же сообщается о скором росте группировки иностранных РСЗО вследствие поставки французских машин LRU.

Однако Франция планирует передать всего три самоходные пусковые установки. Нетрудно заметить, что этой техники не хватит для заметного усиления украинской реактивной артиллерии. Три машины позволят создать всего один огневой взвод, и от такого подразделения можно не ждать никаких выдающихся результатов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-10/lru-3.jpg
Первое боевое применение РСЗО LRU. Мали, март 2016 г. Фото Opex360

В связи со специфическими требованиями французской армии, РСЗО могут использовать реактивные снаряды только одного типа, тогда как применение иных попросту исключается. LRU не может стрелять наиболее опасными ракетами, несущими кассетную или «альтернативную» боевую часть. Совместимость с оперативно-тактическими ракетами тоже не предусматривается.

Реактивные снаряды M31 имеют достаточно высокие характеристики, однако их успешное применение не гарантируется. Украинские формирования регулярно пытаются атаковать российские военные или гражданские объекты. Подавляющее большинство летящих ракет, а иногда и все изделия, успешно перехватываются нашей ПВО. Очевидно, что результаты применения французских LRU будут такими же.

Во время стрельбы РСЗО демаскирует себя и рискует попасть под ответный удар. Кроме того, боевую машину могут засечь на стоянке или в движении к огневой позиции. К настоящему времени российская армия успела уничтожить несколько иностранных РСЗО, переданных Украине. Французские машины LRU не застрахованы от такой участи.

Сомнительная помощь

Таким образом, зарубежный партнер вновь пообещал Украине военно-техническую помощь, но ее реальная ценность под вопросом. Киевскому режиму готовы передать лишь несколько боевых машин с ограниченными возможностями, причем их перспективы вполне понятны. Техника из Франции практически не повлияет на потенциал получателей и, скорее всего, быстро прекратит свое существование.

При этом ситуация с РСЗО LRU имеет любопытную особенность, выделяющую ее на фоне других эпизодов «помощи» для Украины. По неким причинам, Франция решила выделить 3 боевые машины из 13 имеющихся, что должно негативно сказаться на ее собственной обороноспособности. Французская армия имеет теоретическую возможность восстановить количественные показатели, но неясно, используют ли ее. Почему Париж идет на такие меры – большой вопрос.

Автор:Рябов Кирилл