http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/M42-Duster.jpg

После войны на вооружении американской армии состояли только две зенитные самоходные установки — M16 и M19. Но когда в 1950 году разразилась война в Корее, промышленность почти незамедлительно приступила к разработке новой ЗСУ, получившей обозначение T141. Машина создавалась на базе легкого танка M41 и в 1952 году была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением M42. В 1953 году первые образцы ЗСУ M42 поступили на вооружение армии США. ЗСУ M42, известная также под названием M42 Duster, предназначалась для борьбы с низколетящими самолетами, но могла использоваться и для стрельбы по наземным целям — бронетранспортерам, скоплениям пехоты и т. д. По вооружению M42 Duster почти не отличалась от своей предшественницы ЗСУ M19.

В сравнении с танком M41 компоновка машины претерпела незначительные изменения. Вместо танковой башни на роликовой опоре была установлена открытая сверху башня кругового вращения с двумя 40-мм зенитными автоматическими пушками «Бофорс». Толщина брони башни составляла 25,4 мм. В носовой части корпуса справа размещался командир машины. Между командиром и механиком располагалась часть боекомплекта, для лучшего доступа к которому в носовой части корпуса был предусмотрен люк.

Спаренная система пушек, оборудованных противооткатными устройствами пружинно-гидравлического типа, с помощью цапф устанавливалась на специальном станке, смонтированном на днище башни. Качающаяся часть пушек уравновешивалась пружинным механизмом. Механизмы наведения оснащались электрогидравлическими приводами с преобразователями ротационно-плунжерного типа. Угол вертикального наведения пушек составлял от -3° до +85°. В ручном режиме наводки угол склонения можно было увеличить еще на 2°. Скорострельность каждого ствола установки составляла 120 выстрелов в минуту, при этом в состав боекомплекта входили 480 фугасных и бронебойных трассирующих выстрелов. Вертикальная дальность стрельбы достигала 4800 м.

Для автоматической работы пушек с клиновыми затворами использовался откат стволов. Специальное копирное устройство открывало затвор, выбрасывало гильзу, подавало выстрел из обоймы в патронник и закрывало затвор. Заряжание осуществлялось вручную обоймами по 4 выстрела. В связи с трудностью первого заряжания последний патрон предыдущей обоймы не выстреливался до подачи следующей. Стреляные гильзы по дугообразным «гильзопроводам» отводились в пространство между башней и корпусом, а затем через люки падали на землю. Для стрельбы использовался простой зенитный прицел построительного типа с оптическими элементами коллиматорного типа.

В боевом отделении располагались четыре человека: два заряжающих, наводчик и его помощник. При отказе силовых приводов наведение пушек можно было осуществлять вручную. В этом случае перемещение по вертикали выполнял наводчик, а по горизонтали — его помощник, который пользовался второй рукояткой ручного привода и вторым коллиматором прицела.

Боекомплект располагался в бронированных ящиках на надкрылках корпуса, внутри башни по ее периметру и в носовой части корпуса.

Первоначально зенитные установки M42 Duster поступали в войска с 7,62-мм стандартным пулеметом M1919A4, смонтированным в кормовой части башни, но позднее на ЗСУ стали устанавливать стандартный 7,62-мм пулемет M60. Из пулемета можно было вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям.

Для зенитной самоходной установки M42 Duster была разработана автоматическая радиолокационная система управления огнем Т50, состоявшая из радиолокатора, счетно-решающего устройства и усилителя, связанного с электрогидравлическими приводами механизмов наведения. Радиолокационная антенна была смонтирована в специальной установке, обеспечивавшей поиск цели и непрерывное слежение за ней в горизонтальной и вертикальной плоскостях. После фиксирования цели в «поле зрения» автоматическая система, воздействуя на механизмы наведения, обеспечивала точное сопровождение цели до пределов досягаемости пушек или вмешательства наводчика.

В качестве силовой установки ЗСУ M42 Duster оснащалась шестицилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения AOS-895-3 фирмы «Континентал» или «Лайкоминг», который развивал мощность 368 кВт при 2800 об/мин и обеспечивал движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 72,4 км/ч.

Двигатель взаимодействовал с гидромеханической трансмиссией «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон», включавшую в себя комплексную гидропередачу, трехступенчатую планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный механизм поворота дифференциального типа. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок. В 1956 году ЗСУ M42 Duster были модернизированы путем установки двигателя «Континентал» AOSI-895-5 с системой непосредственного впрыска топлива. Эта модификация зенитной самоходной установки получила обозначение M42A1. В состав ходовой части M42 входили, применительно к одному борту, пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра, три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. В ходовой части использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков. Подвеска независимая торсионная с буферными пружинами и гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связаны компенсирующими устройствами.

В ходе боевых действий во Вьетнаме американцы использовали ЗСУ M42 Duster в довольно больших количествах, но не столько для борьбы с авиацией противника, сколько для обороны военно-воздушных баз и других важных военных объектов. Благодаря высокой скорострельности машина хорошо справлялась со своей задачей, однако специалисты очень быстро увидели все ее недостатки. Как следствие этого, был разработан ряд программ по улучшению базовой машины, но они не дали никакого результата. Все закончилось тем, что в американской армии почти все M42 Duster были заменены зенитными самоходными установками M163 «Вулкан», которые представляли собой стандартные бронетранспортеры M113A1, оснащенные новой башней с установленной в ней шестиствольной пушкой «Вулкан». Пушка имела электрический привод и обладала скорострельностью 3000 выстрелов в минуту.

В последующие годы американцы разработали ряд эффективных зенитно-ракетных комплексов, таких как «Хок», «Чапарэл», «Найк-Геркулес» и «Ред Ай», но, тем не менее, продолжали проявлять интерес и к артиллерийским системам ПВО, хорошо помня, что в небе Северного Вьетнама от огня зенитной артиллерии потеряли больше самолетов, чем от действий ракетных комплексов. Аналогичная ситуация повторилась и в ходе арабо-израильской войны 1973 года, когда израильская авиация понесла тяжелые потери от огня сирийских и египетских ЗСУ-23-4 советского производства.

Производство ЗСУ M42 Duster завершилось в июне 1956 года. Всего было выпущено более 3700 машин этого типа. В настоящее время M42 Duster еще состоят на вооружении армий Венесуэлы, Греции, Гватемалы, Иордании, Ливана, Тайваня, Таиланда, Туниса и Турции.

Характеристики M42 Duster
Экипаж, чел. 6
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 16,4
Запас топлива, л 530
Максимальная дальность стрельбы, м 4800
Длина c пушкой вперёд, мм 6356
Ширина общая, мм 3225
Высота по крыше башни, мм 2847
Масса боевая, кг 2245
Бронирование башни: лоб, мм 16
Бронирование башни: борт, мм 12,7
Бронирование корпуса: лоб, мм 25,4
Бронирование корпуса: борт, мм 17,7
Преодолеваемая стенка, м 0,71
Макс. угол подъёма, % 30
Преодолеваемый ров, м 1,83
Преодолеваемый брод, м 1,016
Число опорных катков на борт 5
Число поддерживающих катков на борт 3
Подвеска индивидуальная торсионная независимая торсионная

Вооружение

Тип Пушка
Калибр, мм 40
Модель Bofors
Кол-во 2
Боезапас х 1 - 480

Тип Пулемёт
Калибр, мм 7,62
Модель M1919A4
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 1750