В мае 2015 года компания FNSS Defense Systems впервые представила свою боевую гусеничную бронированную машину (ББМ) нового поколения Kaplan-20 разработанную на базе платформы NG-AFV (Next Generation Armoured Fighting Vehicle) на Международной выставке оборонной промышленности IDEF 2015, которая прошла в Стамбуле, Турция. Машина предназначена для удовлетворения потребностей вооруженных сил Турции, а также других дружественных стран и союзников. Платформа Kaplan NG-AFV представляет собой модульную машину, разработанную с возможными вариантами интеграции с пилотируемыми и необитаемыми турельными системами, вооруженными легкими и средними калибрами, а также 120-мм артиллерийскими системами. Модульная конструкция позволяет настраивать Kaplan NG-AFV для выполнения полного спектра задач, таких как транспорт для механизированной пехоты, разведка, машина командования и управления, медицинская эвакуация, инженерная машина и огневая поддержка.
Бронемашина Kaplan-20 NG-AFV способна двигаться с высокой скоростью по дорогам или пересеченной местности, может работать в любых климатических условиях. Усовершенствованная система подвески предназначена для снижения вибрации и увеличения сцепления с дорогой. Она имеет инфраструктуру электроники с открытой архитектурой, которая позволяет легко интегрировать различное оборудование для миссии в соответствии с требованиями. Kaplan-20 NG-AFV оснащена модульными системами обеспечения живучести, что обеспечивает эффективное решение меняющихся угроз на поле боя. Боевая бронированная машина Kaplan-20 NG-AFV предлагается в бронетранспортерной (с башней) и турельной версиях.
Kaplan-20 NG-AFV, которая первоначально разрабатывалась как легкая бронированная разведывательно-дозорная машина с полной снаряженной массой 9 тонн. Первоначальный вариант машины предусматривал наличие пяти опорных катков, однако, вследствие увеличенной до 20 тонн массы БМП, турецкие инженеры приняли решение внедрить дополнительную пару опорных катков, что позволило сохранить высокую маневренность и устойчивость машины. Боевая бронированная машина нового поколения Kaplan-20 NG-AFV отличается водостойким корпусом и амфибийными характеристиками. Она имеет длину 6,5 м, ширину 3,15 м, общую высоту 2 м и вмещает экипаж из трех человек, включая водителя, наводчика и командира. В передней части машины находится водитель, а места наводчика и командира размещены в средней части. В варианте бронетранспортера может перевозить до восьми человек в заднем отсеке, тогда как версия с башней может быть оснащена шестью сиденьями для десанта. В верхней части предусмотрен широкий люк для использования персоналом, и еще один люк предусмотрен в передней части машины для максимального увеличения поля зрения водителя.
Бронирование и материал корпуса позволяют защитить экипаж и десант от огня из стрелкового оружия калибра 14,5-мм, а бронирование башни позволяет выдержать попадание из пушки кал. 30-мм. Нижняя часть корпуса машины выполнена в форме латинской буквы V, что позволяет недопустить поражения машины самодельным взрывным устройством или мины с мощностью взрыва эквивалентному 6-10 кг тротила. Кроме того, турецкие конструкторы предусмотрели болтовое крепление дополнительных броневых панелей, которые могут быть установлены силами экипажа в течение 30 минут. Средства защиты бронемашины включают в себя автоматическую систему пожаротушения, топливные элементы с защитой от взрыва и утечки, усовершенствованную модульную бронезащиту, систему предупреждения о лазерном облучении и систему активной защиты. Его сиденья с защитой от мин обеспечивают повышенную защиту экипажа в случае взрыва, десант также размещается в безопасных креслах с противоминной защитой и ремнями безопасности с четырехточечным креплением. В местах размещения второго и третьего кресла вдоль правого и левого борта машины размещены топливные баки, что позволяет сохранить общую балансировку машины. Посадка и высадка десанта осуществляется через бронированную аппарель с электроприводом, а на случай выхода его из строя в аппарели предусмотрена откидная дверь.
Защита Kaplan-20 NG-AFV от мин, самодельных взрывных устройств (СВУ), угроз кинетической энергии и реактивных гранат обеспечивается системами баллистической защиты корпуса, химической, биологической, радиологической и ядерной (РХБЯ) защиты и обнаружения снайперов. Дымовые гранатометы обеспечивают дополнительную защиту экипажа и десанта. Для маскировки БМП Kaplan-20 NG-AFV применены материалы и покрытие, снижающие тепловую заметность машины. Следует отметить, что кроме основного двигателя на БМП установлена компактная вспомогательная силовая устновка, которая обеспечивает все электрические потребители (радиостанции, видеокамеры и дисплеи, системы наведения и боепитания) машины во время стоянки, что позволяет серьезно снизить расход топлива, а также сохранить ресурс основного двигателя. Кроме того, на БМП Kaplan-20 NG-AFV использованы литий-ионные аккумуляторные батареи большой емкости, которые также позволяют серьезно снизить тепловую заметность машины на стоянке при том условии, что основные системы машины будут обеспечены электропитанием с напряжением 24 вольт.
Корпус выполнен цельносварным с высоким уровнем герметичности, что позволяет без предварительной подготовки форсировать водные преграды, а также осуществлять доставку подразделений морской пехоты с корабля на берег. В кормовой части БМП Kaplan-20 NG-AFV установлено два поворотных водометных движителя, позволяющих БМП уверенно перемещаться по водной поверхности при волнении моря до 2-х баллов. Турецкие конструкторы применили как классические меры по повышению защиты экипажа (навесная броня, система автоматического пожаротушения, система постановки дымовой завесы, вышибная панель в оружейном модуле) так и внесли новацию в виде акустической установки контрснайперской борьбы (пр-во компании METRAVIB, Франция), которая состоит из нескольких разнонаправленных микрофонов и вычислительной станции. Подобная аппаратура позволяет в течение 1,5 секунд после выстрела определить место положения снайпера с точностью до 2 градусов на стоянке, и с точностью от 5 до 10 градусов при движении. Известно, что данная система определяет выстрел из оружия калибром от 5,45 до 20-мм на расстоянии от 200 до 1500м, что достаточно актуально в случае применения снайперами противника винтовок калибров 12,7-мм или 14,5-мм, которые позволяют успешно бороться с данной БМП.
Боевая бронированная машина Kaplan-20 NG-AFV оснащена независимым панорамным прицелом командира и стабилизированным прицелом наводчика, что обеспечивает повышенные возможности наблюдения и обнаружения целей. Прицелы наводчика и командира имеют тепловизионный канал, дневной канал, лазерный дальномер (ЛРФ) и систему управления огнем. Водитель БМП обладает возможностью наблюдать за обстановкой как через триплексные бронированные стекла (5 шт.), так и через один из трех мониторов, смонтированных на его месте (придвижении задним ходом автоматически включается видеокамера). Управление машиной штурвальное, справа от водителя расположен рычаг автоматической коробки передач (4 скорости вперед, 1 назад).
Kaplan-20 NG-AFV оснащена 8-цилиндровым дизельным двигателем Scania DSI-14, соединенным с полностью автоматической трансмиссией. Отмечается высокая надежность и простота обслуживания/замены двигателя даже в полевых условиях. Крутящий момент передается на резиновые гусеницы, которые являются слабым местом БМП в случае действий в горной местности или в городских условиях, где в большом количестве присутствуют бетонные осколки и части арматуры, которые могут обездвижить машину. Единственным преимуществом резиновых гусеничных трактов является низкий уровень шума при движении, однако представители компании FNSS заявляет, что при необходимости БМП Kaplan-20 NG-AFV будет укомплектована цельнометаллическим гусеницами. Мощная торсионная подвеска повышает надежность и комфорт. Машина имеет удельную мощность от 22 л.с./т до 25 л.с./т и оснащена двумя полностью бронированными топливными баками в задней части. Ходовая часть состоит из шести опорных катков с каждого борта. Две водные двигательные установки, установленные сзади, позволяют машине выполнять амфибийные операции без какой-либо подготовки.
Компания FNSS предлагает два варианта оснащения БМП Kaplan-20 NG-AFV. В качестве первого варианта возможна установка необитаемого боевого модуля с дистанционным управлением FNSS Teber-30, который имеет следующие размеры: длина башни вместе с орудием 3,58 м, ширина 2,35 м, высота 0,66 м. Существует также и обитаемое исполнение указанного модуля, однако вес в таком случае будет увеличен с 2,5 до 3,5 тонн, что также позволит повысить уровень бронезащиты с 2-ого до 4-ого класса по стандартам ВС стран-членов НАТО. В качестве основного орудия может быть выбрана 30-мм автоматическая пушка Mk.44 Bushmaster II или GAU-8 (кал. 30х173 мм), а 7,62-мм пулемет установлен на спаренной установке в качестве дополнительного вооружения.
В боекомплект (от 250 до 500 выстрелов) входят бронебойно-зажигательные (начальная скорость полета снаряда 1385 м/сек), осветительные, полуоболоченные, а также оперенные боеприпасы. При применении бронебойно-зажигательных снарядов стрелок БМП способен поражать легкобронированную технику с толщиной брони 120 мм на расстоянии до 1000 мм, а на расстоянии 1500 м толщина пробиваемой брони не превышает 60-мм. Максимальная эффективная дальность ведения огня составляет 2000 м. Предусмотрено три режима ведения огня: одиночный, серия из пяти выстрелов и автоматический огонь. В модуле FNSS Teber-30 внедрено двухканальное питание пушки и делитель, которые по своим характеристикам не уступают системе боепитания российской автоматической пушки 2А72. На дульном срезе 30-мм пушки Mk.44 Bushmaster II установлен компенсатор, что позволило серьезно снизить отдачу и повысить кучность стрельбы.
Известно, что диаметр посадочного места орудийной башни дистанционного управляемого модуля 1,6 м и это позволяет опционально установить в необитаемом модуле гладкоствольное орудие L7 калибра 105-мм, но при этом варианте количество мест для десанта сокращается до 6, тогда как при устнановке необитаемого башенного модуля FNSS Teber-30 с 30-мм автоматической пушкой Mk. 44 Bushmaster II от американской компании АТК (возможен вариант с пушкой кал. 40-мм) и 7,62-мм спаренным пулеметом Mk.52 (боекомплект от 500 до 750 патронов) представляется возможным разместить 8 военнослужащих десанта. В качестве прицельных устройств используются: тепловизор (диапазон 8-12 мкм), видеокамера формата CCD, оптический прицел, лазерный дальномер (максимальная дальность действия 10 000 м). Вышеперечисленные устройства стабилизированы в двух плоскостях. Системы управления огнем позволяют стрелку и командиру машины действовать в режиме «охотник-стрелок». БМП Kaplan-20 NG-AFV оснащена системой определения «свой-чужой», навигационной системой GPS и цифровой системой передачи данных, которые, в совокупности, позволяют командиру машины оценить обстановку в районе боевых действий, опередлеить свое местоположение и размещение сил противника.
Тактико-технические характеристики Kaplan-20 NG-AFV:
Экипаж: 3 человека. (водитель, стрелок и командир БМП)
Длина: 6,5 м
Ширина: 3,15 м
Высота: 2 м (без боевого модуля)
Силовая установка: 8-цилиндровый дизельный двигатель Scania DSI-14
Мощность двигателя: 500 л.с.
Максимальная скорость: 70 км/ч
Максимальный запас хода: 650 км
Вооружение:
- 30-мм автоматическая пушка Mk. 44 Bushmaster II
- 7,62-мм пулемет Mk.52
Максимальная высота преодолеваемого препятствия: 0,7м
Максимальная ширина преодолеваемого рва: 2,6 м
Максимальный угол въезда: 60%
Максимальный угол съезда: 40%