http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/SpPz-2-Luchs-01.jpg

В середине 50-х гг. министерство обороны ФРГ инициировало работы по программе разработки колесной техники нового поколения. Предполагалось, что с целью снижения стоимости машин и упрощения их эксплуатации максимально возможное количество узлов и агрегатов автомобилей различного назначения должно быть унифицировано, а число типов машин, находящихся на вооружении, уменьшено. В те годы в Германии наивысшим приоритетом пользовалась гусеничная техника, поэтому работы по колесным машинам велись ни шатко ни валко. Лишь в 1964 г. министерство обороны выдало запрос предложений германской промышленности на колесное транспортное средство для ведения разведки, связи и транспортировки людей и грузов в зоне боевых действий. Надо сказать, промышленники с большим энтузиазмом отнеслись к программе разработки бронеавтомобиля. Все шесть ведущих гигантов автомобилестроения ФРГ решили принять в ней участие.

Пять из них - Büssing, Kloeckner-Humboldt-Deutz, Krupp, MLN и Thyssen-Henschel - объединили свои усилия, образовав Объединенное конструкторское бюро. Фирма Daimler-Benz решила создавать новую машину, полагаясь только на свои силы. Проектные работы начались в 1965 г. Обе конкурирующие команды выбрали для машин колесную формулу 8x8. Первые испытания прототипов состоялись в 1967 г., а в 1968 г. машины были переданы в испытательный центр «41» бундесвера в г. Трир. К этому времени позиция командования бундесвера в отношении полной стандартизации колесной техники несколько изменилась, и главной задачей стало создание БРМ. Испытания 1968 г. не выявили явного претендента на победу: обе машины удовлетворяли заданию, В течение нескольких лет обе команды разработчиков последовательно улучшали свои машины по результатам испытаний, в общей сложности было построено по девять опытных образцов,

В 1970 г. бронеавтомобили обкатали в различных климатических условиях: с января по март - в Норвегии, в августе - на Сардинии. Испытания продолжались до 1973 г. В декабре 1973 г. министерство обороны остановило свой выбор на машине Объединенного конструкторского бюро. Контракт на поставку 408 бронеавтомобилей SpPz 2 Luchs (Spähpanzer Luchs - «Рысь») был подписан с главным подрядчиком - фирмой Thyssen-Henschel (Rheinmetall). Первый серийный бронеавтомобиль SpPz 2 Luchs выкатили с завода в Касселе в мае 1975 г., а 4 сентября 1975 г. на торжественной церемонии он был передан представителям бундесвера. В войсках БРМ SpPz 2 Luchs пришли на смену танкам M41 и гусеничным бронетранспортерам SP1A.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/SpPz-2-Luchs-02.jpg

БРМ SpPz 2 Luchs представляет собой легкобронированный полноприводный восьмиколесный автомобиль с экипажем из четырех человек. Все восемь колес управляемые, при движении на больших скоростях управление двумя средними парами колес отключается. Особенностью машины являются два одинаковых поста управления в передней и задней частях машины, благодаря чему она может двигаться вперед и назад с одинаково высокой скоростью. Функции водителя при движении назад выполняет радист, сидящий спиной вперед. Кроме органов управления в заднем отделении располагаются радиостанция и аппаратура навигационной системы. Место водителя - в передней части корпуса. За передним отделением управления расположено боевое отделение с вращающейся башней TS-7, в которой находятся места командира и стрелка. В башне установлена 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall Rh-202 (боекомплект 375 снарядов), а над командирским люком - 7,62-мм пулемет MG-3 (боекомплект 400 патронов). Углы возвышения башенного вооружения изменяются в пределах от -15 до - +69 что позволяет экипажу вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. По бортам башни установлены два блока дымовых гранатометов (по четыре гранатомета в каждом).

Боевая разведывательная машина SpPz 2 Luchs может применяться в темное время суток, для чего предусмотрена возможность замены перископического прицела BM-8025 с встроенным оптическим дальномером PERI-Z11A1 на активный ИК прибор ночного видения и наблюдательный прибор с электронно-оптическим усилением изображения. Двенадцать неподвижных перископических наблюдательных устройств (семь - у командира и пять - у стрелка), расположенных на крыше башни, обеспечивают круговое поле обзора. Приводы наведения пушки и поворота башни электрогидравлические. В средней части корпуса размещается изолированное пожарными перегородками моторно-силовое отделение, в котором в одном блоке с гидромеханической трансмиссией установлен 10-цилиндровый многотопливный V-образный двигатель Daimler-Benz ОМ-403 VA с турбонаддувом. Мощность двигателя при использовании солярки в качестве топлива – 390 л.с., бензина – 300 л.с.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/SpPz-2-Luchs-03.jpg

Большое внимание уделено снижению шумности и теплового излучения двигателя, для чего применены специальные звуко- и тепло-поглощающие материалы. Отмечается, что на расстоянии 50 м движущуюся машину почти не слышно. Выхлопные газы для снижения их температуры перед выбросом смешиваются с атмосферным воздухом. Топливные баки - протектированные. Моторное отделение оснащено автоматической системой пожаротушения. Корпус бронеавтомобиля сварен из катаных стальных бронелистов, толщина брони в лобовой части корпуса обеспечивает защиту от попаданий 20-мм снарядов. Подвеска ходовой части балансирная, с пружинными рессорами и гидравлическими амортизаторами. Имеется система централизованной подкачки воздуха в шины. Размер шин 14.00x20. БРМ SpPz 2 Luchs является амфибией, движение на плаву осуществляется с помощью двух гребных винтов, расположенных в нишах кормовой части корпуса. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой.

БРМ SpPz 2 Luchs выпускалась серийно в 1975-1978 гг., бундесверу было поставлено 410 машин, экспортных заказов не было. Бронеавтомобили SpPz 2 Luchs в составе германского контингента IFOR принимают участие в миротворческих операциях ООН и НАТО на территории бывшей Югославии.

Технические характеристики SpPz 2 Luchs
Экипаж, чел.: 4
Колесная формула 8х8
Боевая масса, кг: 19500
Длина, м: 7,74
Ширина, м: 2,98
Высота по крыше корпуса, м: 2,06
Высота по крыше башни, м: 2,84
Колесная база, м: 1,40/2,36/1,40
Дорожный просвет, м: 0,44
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 90
Максимальная скорость на плаву, км/ч: 10
Запас хода по шоссе, км: 800
Емкость топливного бака, л: 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м: 0,60
ширина траншеи, м: 1,90
Вооружение
- Пушка нарезная автоматическая 20-мм Rheinmetall MK.20 Rh 202
- Пулемёт 7,62-мм MG.3