Германские промышленные концерны за годы Второй мировой войны накопили огромный опыт разработки бронированных колесных машин. Этим опытом пользовались все кому не лень, кроме самих немцев. Причин тому несколько: определенную роль сыграли ограничения, наложенные на развитие военной промышленности ФРГ державами-победительницами, но главное - руководство бундесвера отдавало предпочтение гусеничной технике. К концу 60-х гг. общемировые тенденции развития бронетехники и успешное применение американских БРМ Cadillac V-100/150 «Commando» в ходе войны во Вьетнаме заставили командование западногерманской армии пересмотреть свои взгляды на бронеавтомобили. Одним из первых послевоенных бронеавтомобилей, разработанных в ФРГ, стал бронетранспортер UR-416.
Машину делали в кооперации два гиганта немецкой индустрии - концерны Daimler-Benz и Rheinstahl-Henschel. За двигатель, шасси, подвеску колес, трансмиссию отвечала фирма Daimler-Benz. Концерн Rheinstahl-Henschel, имеющий опыт разработки и производства БМП «Marder» и бронированного гусеничного шасси для ЗРК «Roland», занимался бронекорпусом. Человеку даже с небольшой долей фантазии, ни разу не видевшему бронеавтомобиль UR-416, представить его довольно просто: не самый изящный утюг на четырех колесах - чисто немецкая эстетика. Однако красивая внешность - не самое главное для боевой техники. «Гадкий утенок» из ФРГ получил широкое распространение в мире. Всего построено более 1000 бронеавтомобилей, большинство из которых поставлено на экспорт в страны Южной Америки и Африки, Грецию, Испанию. Нидерланды и Турцию. Машины несли и несут службу как в вооруженных силах, так и в полиции. На вооружение бундесвера бронеавтомобиль поступил в 1969 г.
Компоновка бронеавтомобиля UR-416 соответствует классической компоновке «мирного» автомобиля: мотор впереди, за ним - место водителя, за водителем - пассажиры, в данном случае - солдаты. Шестицилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением Daimler-Benz ОМ352 мощностью 130 л. с. установлен в передней части корпуса. Призмообразный интегральный сварной бронекорпус придает машине характерную утюгообразность, в его форме несомненно чувствуется влияние кюбельвагена - автомобиля-лоханки времен Второй мировой войны. Толщина стальных бронелистов везде одинакова - 6 мм - значительно меньше, чем у большинства зарубежных бронеавтомобилей. Тем не менее реклама UR-416 утверждает, что его броня защищает от бронебойных пуль калибра 7,62 мм.
Обзор вперед с мест водителя и командира, расположенных рядом, осуществляется через два лобовых окна, закрываемых изнутри машины плоскими бронезаслонками. По бортам боевого отделения расположено по четыре амбразуры для наблюдения и стрельбы из личного оружия, все амбразуры прикрываются бронезаслонками. Для посадки и высадки используются две сдвижные двери (имеются варианты с двухсегментными дверями, нижний сегмент откидывается вниз, верхний - в сторону) по бортам (по одной двери с каждого борта) и большой прямоугольный люк в задней части крыши корпуса. На некоторых вариантах бронеавтомобиля еще два небольших прямоугольных люка имеются над местами командира и водителя. В центре крыше расположен большой круглый люк, рядом с которым устанавливается пулеметная турель, предусмотрена возможность монтажа вращающейся башни вместо люка. Ходовая часть машины почти полностью аналогична ходовой части грузового автомобиля повышенной проходимости Daimler-Benz Unimog 4х4. Хорошо продуманное шасси обеспечивает бронеавтомобилю прекрасную проходимость по пересеченной местности. Все колеса ведущие. Стандартные колеса 12,5x20 грузовика «Unimog» имеют дополнительный металлический бандаж. Если шины прострелены и камеры спустили воздух, бронеавтомобиль может преодолеть расстояние до 80 км на бандажах.
Бронеавтомобиль UR-416 выпускался в нескольких вариантах:
UR-416 APC - Бронетранспортер для перевозки десяти человек, включая водителя и командира. Вооружение - пулемет калибра 7,62 мм. Машина выпускалась с двумя пулеметными турелями: для обстрела наземных целей и с зенитным пулеметом. В первом случае - углы обстрела по азимуту были ограничены сектором ±115" от оси машины, во втором - обстрел по азимуту круговой, по углу возвышения - от -10 до +75. Базовый вариант бронеавтомобиля UR-416 не являлся амфибией, но на базе БТР выпускался «водоплавающий» вариант - MTW-S. БТР, поставляемые полиции, оборудовались дополнительными устройствами и системами, например бульдозерным ножом и громкоговорителями.
UR-416 Scaut - Легкая БРМ на базе UR-416, машина вооружена одним или двумя 7,62-мм пулеметами в легкой одноместной башне (толщина брони 6 мм) с круговым обстрелом по азимуту и с углом возвышения от -6" до +60° Экипаж машины три человека: командир, водитель, стрелок. Существует вариант БРМ «огневой поддержки», в этом случае вместо 7,62-мм пулеметов в башне устанавливается 20-мм пушка Rheinmetall Rh-202 с боезапасом 520 снарядов.
Машины огневой поддержки на базе UR-416 - Было разработано три типа бронеавтомобилей с тяжелым вооружением на базе UR-416. В первом случае на машину устанавливалась 90-мм пушка «Мекар» с ограниченными углами обстрела (по азимуту: 16" влево от оси машины, 14 - вправо; по углу возвышения - от -8° до +15 ), боезапас 20 снарядов. Два других варианта были носителями ПТУР «Кобра» и «Тоу», боезапас составлял по 10 ракет.
Командно-штабная машина на базе UR-416 - Основное место в боевом отделении командно-штабной машины занимают стол для топографических карт и стойка радиоаппаратуры. Экипаж машины - четыре человека: командир, водитель и два офицера-оператора.
Санитарная / ремонтно-эвакуационная машина на базе UR-416 - В санитарном варианте в боевом отделении можно разместить восемь сидячих раненых или четверых раненых на носилках. Сложное медицинское оборудование в машине отсутствует, основная задача - не оказание первой помощи, а доставка раненых с поля боя в медпункт. Санитарная машина может быть переоборудована в ремонтно-эвакуационную путем установки крана грузоподъемностью 500 кг, гидравлического подъемника грузоподъемностью 1500 кг и лебедки с тяговым усилием от 2000 до 4000 кг.
Технические характеристики UR-416
Колёсная формула 4х4
Боевая масса, т 7,6
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 8
Длина корпуса, мм 5210
Ширина, мм 2250
Высота, мм 2250 (по крыше корпуса)
Клиренс, мм 440
Бронирование - стальная противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 9
Борт корпуса, мм/град. 9
Корма корпуса, мм/град. 9
Вооружение - Пулемёты 1 х 7,62-мм MG-3 или 1 х 12,7-мм M2HB
Тип двигателя дизельный Daimler-Benz OM352
Мощность двигателя, л. с. 120
Скорость по шоссе, км/ч 81
Запас хода по шоссе, км 600
Преодолеваемая стенка, м 0,55
Преодолеваемый брод, м 1,3