Бронеавтомобиль FV601 «Saladin» разработан фирмой Alvis Cars в соответствии с требованиями министерства обороны Великобритании к высокомобильной, хорошо вооруженной колесной бронированной машине, способной действовать в экстремальных климатических условиях в любой точке земного шара. Бронеавтомобиль FV601 «Saladin», бронетранспортер FV603 «Saracen», имеющий общую с ним колесную базу, и легкая БРМ FV 701(C) «Ferret» на долгие годы стали визитной карточкой военной промышленности Англии. Удачная конструкция FV601 «Saladin», высокая надежность, мощное вооружение и относительно низкая стоимость предопределили его успех в развивающихся странах. На вооружение британской армии бронеавтомобили FV601 «Saladin» поступили в 1958 г., тогда же начались и поставки на экспорт.
Серийное производство осуществлялось с 1953 по 1972 г., построено 1177 машин. В вооруженных силах Великобритании на смену бронеавтомобилям FV601 «Saladin» пришли легкие танки FV101 «Scorpion». В 1996 г., спустя 40 лет после начала серийного производства, несколько сотен боевых машин FV601 «Saladin» все еще состоят на вооружении Бахрейна, Ганы, Гондураса, Иордании, Индонезии, Йемена, Катара, Кении, Ливана, Мавритании, Нигерии, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, Португалии, Судана, Туниса и Шри-Ланки.
Компоновка бронеавтомобиля FV601 «Saladin» - классическая, танковая: впереди - отделение управления, в середине - боевое отделение, сзади - моторное. Корпус бронеавтомобиля сварной, из стальных бронелистов, в задней части имеет значительный свес. Лобовой лист корпуса толщиной 14 мм установлен под углом 42, бортовые бронелисты имеют толщину 16 мм и наклон 20. Толщина брони днища корпуса - переменная, 8-12 мм. Броня защищает от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов. В задней части корпуса установлен восьмицилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce B80 Mk.6A мощностью 160 л.с. Моторное отделение оборудовано системой пожаротушения. Вращательный момент передается на все шесть колес, первая и вторая пара колес управляемые. Управление колесами осуществляется с помощью гидроусилителя. Подвеска колес независимая, торсионная, с двухкамерными гидроамортизаторами. Дисковые тормоза установлены также на всех колесах. Коробка передач имеет пять скоростей для движения вперед и пять - для движения назад.
Применение шести ведущих колес с шинами 12,00x20 обеспечивает бронеавтомобилю хорошую проходимость по пересеченной местности; его удельное давление на грунт лишь немного превышает удельное давление танка «Центурион». При разработке подвески и трансмиссии бронеавтомобиля FV601 «Saladin» ставилась задача достижения высокой максимальной скорости движения, хорошей проходимости и высокой надежности. Шум, создаваемый при движении бронеавтомобиля, не превышает шум грузовика среднего класса. Для преодоления водных преград на плаву на борта корпуса устанавливаются гибкие экраны. Движение по воде осуществляется за счет вращения колес. Отделение управления - более просторное по сравнению с танками и бронеавтомобилями конца 50-х гг. В переднем бронелисте, по центру, находится люк водителя; для улучшения обзора при движении вне боевой обстановки люк обычно открыт. Водитель имеет три перископических наблюдательных прибора (один - на крышке люка, два - по бокам), дающих обзор в 180'. Для быстрого покидания машины двумя другими членами экипажа в бортах корпуса над средними колесами находятся аварийные люки.
Многогранная двухместная башня, как и корпус, сварена из бронелистов. Толщина переднего бронелиста, установленного под углом 15° к вертикали, - 32 мм, бортовых и кормового - 16 мм, толщина крыши башни - 10-12 мм. В башне установлены 76-мм пушка L5A1 с полуавтоматическим заряжением и спаренный с ней 7,62-мм пулемет M1919A4. Углы возвышения пушки и пулемета от -10" до +20. Еще один 7,62-мм пулемет устанавливаются на кронштейне рядом с люком командира. По бортам передней части башни смонтированы 12 гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами (по 12 с каждой стороны). Штатный боезапас включает 42 снаряда к пушке, 2750 патронов к пулеметам, 24 дымовые гранаты (12 в гранатометах), 5 магазинов к пистолету-пулемету «Стен», 8 сигнальных и 4 осветительных ракеты. Разворот башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляются вручную, хотя для быстрого разворота башни с борта на борт используется электропривод. Прицел наводчика с одно- и 6-кратным усилением унифицирован с прицелом танка «Центурион». Командир имеет четыре фиксированных наблюдательных прибора и один вращающийся перископ. Стрельбу из спаренного пулемета ведет наводчик, а командир совмещает свои обязанности с работой заряжающего. В крыше башни имеются люки над местами командира и наводчика. Башня оборудована вентиляционной системой, удаляющей газы, образующиеся при стрельбе из пушки и пулемета.
В боевом отделении корпуса, рядом с перегородкой, отделяющей его от моторного отделения, расположены бачок с питьевой водой, аккумуляторные батареи и контейнер с углекислотой. Бронеавтомобиль оснащен пожарной сигнализацией. Электропитание осуществляется от сети постоянного тока напряжением 24 В. Запуск мотора может осуществляться с помощью электростартера или от батареи, или от внешнего источника электропитания. В состав электрооборудования входит уникальное устройство - электрочайник, поскольку ни один истинный англичанин не мыслит жизни без ежедневного «файф-о-клока». В кормовой нише башни установлена радиостанция С13/В47. Бронеавтомобиль достаточно прост в техническом обслуживании. Так, все основные работы по обслуживанию двигателя и ходовой части могут быть выполнены силами членов экипажа без посторонней помощи и сложных механизмов. Весь «багаж>> экипажа, включая спальные принадлежности, размещается в больших водонепроницаемых ящиках снаружи корпуса.
В конце 80-х гг. фирма Alvis Cars разработала модернизированный вариант бронеавтомобиля FV601 «Saladin» с дизельным двигателем. Вместо башни с 76-мм пушкой была установлена новая башня, вооруженная 90-мм орудием KENERGA. Интерес к дизельному FV601 «Saladin» проявляют вооруженные силы Индонезии.
Технические характеристики FV601 «Saladin»
Боевая масса, т 11,6
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 4930
Ширина, мм 2540
Высота, мм 2390
База, мм 3048
Колея, мм 2079
Клиренс, мм 430
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 12/45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 14/42°
Борт корпуса, мм/град. 16/20°
Корма корпуса, мм/град. 16/20°
Днище, мм 8-12
Крыша корпуса, мм 10-12
Лоб башни, мм/град. 32/15°
Борт башни, мм/град. 16/0°
Корма башни, мм/град. 16/0°
Крыша башни, мм/град. 10
Вооружение
Калибр и марка - нарезная пушка 76-мм L5A1
Боекомплект пушки 42
Углы ВН, град. -10…+20
Прицелы перископический No.17,
Пулемёты 2 х 7,62-мм L3A3
Боекомплект пулемётов 3500
Тип двигателя рядный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя Rolls-Royce B80 Mk.6A
Мощность двигателя, л. с. 160
Скорость по шоссе, км/ч 73
Запас хода по шоссе, км 400
Колёсная формула 6х6х4
Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1,1