https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/bpla-2.jpg
БПЛА "Волк-18" - одна из разработок Концерна "Алмаз-Антей" в сфере беспилотнойавиации. Фото "Алмаз-Антей"

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» продолжает работы в области  беспилотной авиации. Недавно было объявлено о скором завершении  разработки перспективного многофункционального легкого БПЛА. Новый  проект уже дошел до стадии опытного производства, а в течение нескольких  следующих месяцев ожидается запуск полноценной серии.

Последние новости

О  существовании нового проекта и его последних успехах 4 августа сообщила  пресс-служба Концерна. В официальном сообщении приводилась общая  информация о проекте, его цели и задачи, а также технические особенности  и некоторые характеристики. Кроме того, «Алмаз-Антей» уже раскрывает  планы на ближайшее будущее.

Перспективный многопрофильный легкий  БПЛА создается Всероссийским НИИ радиоаппаратуры (АО «ВНИИРА», г.  Санкт-Петербург), входящим в состав Концерна. Когда стартовали работы,  не уточняется, но к настоящему времени они приближаются к своему  завершению. Создано несколько вариантов БПЛА и уже начато их опытное  производство. Кроме того, ведется подготовка к сборке установочной  партии.

В ближайшее время ВНИИРА доработает существующий проект и  дополнит беспилотник новыми компонентами. Так, до конца года будет  разработан оригинальный полетный контроллер с собственным программным  обеспечением и функцией идентификации. В начале 2023 г. ожидается  появление аппаратуры передачи команд и видеосигнала по защищенному  каналу.

Так же в начале следующего года разработчики планируют  завершить локализацию производства БПЛА. К этому моменту доля  отечественных комплектующих достигнет 90%. Затем, в течение первого  квартала 2023 г., предприятия из состава Концерна освоят производство  рам, двигателей, лопастей винтов, приборов управления и контроллеров. До  тех пор эти компоненты будут поставляться другими производителями.

К  сожалению, «Алмаз-Антей» и ВНИИРА пока не показали новый беспилотник и  не раскрыли все его характеристики. Также не сообщаются сроки его выхода  на рынок и стоимость готового комплекса. Наконец, остается неизвестным  даже его название. Впрочем, есть все основания считать, что все эти  сведения будут раскрыты в самое ближайшее время.

Технические особенности

Организации-разработчики  раскрыли часть технической информации, которая позволяет составить  общую картину и представить, каким будет пока безымянный БПЛА. Судя по  описанию, речь идет о малогабаритном легком аппарате вертолетного типа с  несколькими винтомоторными группами. По своей общей архитектуре он  должен быть похож на другие распространенные беспилотники коммерческого и  военного назначения.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/bpla-1.jpg
DJI Phantom - один из самых распространенных легких БПЛА. Фото Wikimedia Commons

При  разработке основных элементов конструкции были приняты меры по  повышению прочности и сокращению массы. Для решения такой задачи были  использованы современные материалы, такие как наполненные полимеры и  карбон. Кроме того, применены аддитивные технологии производства. Итогом  этого стал летательный аппарат размером 250 х 250 х 100 мм. Масса не  сообщается.

БПЛА получает электрическую двигательную установку.  Она включает несколько электромоторов с собственными воздушными винтами,  аккумулятор и сопутствующие приборы. С ее помощью аппарат сможет  развивать скорость до 120 км/ч и показывать высокие маневренные  характеристики. Дальность полета определена в 20 км, высота – до 3 км.  Штатную батарею можно будет заряжать как от бытовой сети, так и от  автомобильного аккумулятора.

На борту нового БПЛА присутствуют  средства управления с возможностью автономного полета или работы по  командам оператора. Также имеется система спутниковой навигации и  устанавливается видеокамера, передающая сигнал на пульт управления.

Система  управления беспилотником в целом похожа на средства из других  комплексов. Управление полетом или ввод полетного задания осуществляется  при помощи смартфона / планшета либо ноутбука. Программное обеспечение  рассчитано на неопытного пользователя и отличается простотой освоения и  использования.

Предусматривается несколько режимов работы с  разными особенностями. Прежде всего, это полет с непосредственным  управлением оператором и выдачей видеосигнала в режиме реального  времени. При этом БПЛА сможет удаляться от оператора на 5 км. За  пределами этой зоны возможен полет по запрограммированному маршруту.

В  ближайшем будущем безымянный БПЛА от ВНИИРА получит новые приборы  управления и связи. Они обеспечат устойчивую к помехам и взлому  радиосвязь, что позволит работать и выполнять поставленные задачи даже в  сложной обстановке.

Собственная разработка

Концерн  ВКО «Алмаз-Антей» разработал и готовит к производству новый легкий  беспилотник-квадрокоптер. Судя по доступным данным, этот проект  представляет большой интерес, причем не только технического характера. В  первую очередь, следует обратить внимание на организацию производства и  на специфику нынешней ситуации.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/bpla-3.jpg
Операторы беспилотного комплекса за работой. Фото Минобороны РФ

Сейчас  на рынке присутствует масса коммерческих квадрокоптеров легкого класса,  однако все они имеют иностранное происхождение. Недорогие и массовые  образцы отечественного производства в этой категории отсутствуют. Новый  проект от ВНИИРА должен изменить эту ситуацию. Его результатом станет  БПЛА полностью российской разработки с минимальным применением  зарубежных компонентов.

Полностью отечественный беспилотник может  заинтересовать армию или иные государственные структуры. Практика  показывает, что им необходима такая техника, причем в больших  количествах. БПЛА российского производства поможет закрыть эти  потребности, а также упростить процессы закупки и снизить расходы.

Одновременно  с этим исключаются различные риски, характерные для иностранной  техники. Так, упрощаются организационные вопросы, и отсутствует риск  прекращения поставок из-за санкций или иных недружественных шагов. Кроме  того, в отечественных беспилотниках гарантируется отсутствие «закладок»  или скрытых функций, представляющих потенциальную угрозу.

При  всем этом, безымянный БПЛА от Концерна ВКО «Алмаз-Антей» покажет высокие  летно-технические характеристики и будет достаточно прост в  эксплуатации и применении. В этом отношении он будет похож на  квадрокоптеры коммерческих моделей, пользующихся большой популярностью.

Достаточный  уровень характеристик и наличие преимуществ иного рода позволяют делать  положительные прогнозы. Весьма вероятно, что перспективный  отечественный БПЛА не только дойдет до полноценного производства, но и  найдет своих заказчиков. Государственные и коммерческие структуры оценят  такую технику и будут активно ее осваивать, в т.ч. в качестве замены  для импортных изделий.

Первые успехи

Таким образом,  российская промышленность активно осваивает новый для себя класс  беспилотных авиационных комплексов и уже готова говорить о реальных  успехах. Перспективный квадрокоптер от Концерна ВКО «Алмаз-Антей» и  ВНИИРА дошел до сборки опытной партии, а в ближайшем будущем ожидается  выход на полноценное производство, в т.ч. в усовершенствованном  варианте.

По всей видимости, безымянный БПЛА от ВНИИРА не  останется в одиночестве. Вскоре могут появиться другие проекты такого  рода от иных разработчиков. Номенклатура выпускаемых отечественных  беспилотников расширится и заполнит одну из важнейших ниш. В результате  армия и иные государственные или частные структуры смогут получить любую  необходимую технику с высокими характеристиками и без специфических  рисков.

Автор:Рябов Кирилл