Сегодня очень многие СМИ и вольные стрелки бросились обсуждать тему HIMARS. Насколько это передовая РСЗО, как мы безнадежно отстали от США в разработках, как еще СССР зашел в концептуальный тупик в создании артсистем.
Мне понравилось мнение одного «эксперта», который высказал мнение о том, что в СССР создавали РСЗО, основной задачей которых было создание огневого вала, а США сконцентрировались на создании высокоточных систем, способных изменить положение дел хирургически точными ударами.
То есть – дубина против шпаги.
Ну да, все та же старая песня о том, что у них все высокоинтеллектуальное, а мы варвары, потому все у нас из разряда «трупами закидаем». У них ракеты летят по струнке и попадают в точку, у нас надо закидать площади сотнями снарядов, чтобы получить хоть какой-то эффект.
Странный подход, странное осмысление. Те, кто сегодня превозносят HIMARS, как оружие чуть ли не судного дня, немного переигрывают в амеропоклонничестве. И я рискну продолжить свои размышления месячной давности М142 HIMARS и М270 на Украине: найти и обезвредить относительно того, насколько мы отстаем от американцев.
На самом деле, даже те, кто расхваливает сегодня и превозносит HIMARS, согласны с тем, что установка не представляет из себя ничего прорывного и суперсовременного.
«Сама по себе с точки зрения технологий М270 на то время не представляла из себя что-то, что на порядок превосходило бы конкурентов – напротив, впечатляющие результаты ее боевого применения были продиктованы в первую очередь передовой тактикой и крайне грамотной концепцией. Установка не имела радикального превосходства в дальности над советским вооружением (условно говоря, 30 км против 20 км) – ее козырем были точность, мобильность и постоянная работа в связке со средствами разведки».
Собственно, все. Не стану озвучивать автора цитаты, дабы не делать рекламы очередному поборнику Запада.
Действительно, основное преимущество, которое продемонстрировали HIMARS на Украине, в первую очередь связаны не с ошеломительными прорывными разработками, а с грамотным применением.
То, что ВСУ имеет значительное преимущество перед армией России в плане использование беспилотных разведывательных аппаратов, факт, который оспаривать будет только глупец. Украина имеет в своем распоряжении достаточное количество БПЛА, которые старается использовать максимально эффективно. И использует. Обломки украинских разведывательных дронов, прощупывавших наше ПВО, собирали под Курском, Белгородом и даже Воронежем.
Добыча точных разведывательных данных – это большой шаг на пути к успеху. Далее грамотное применение РСЗО, которое было выражено в разрядке российских комплексов ПВО более старыми ракетами РСЗО «Ураган». Затем было нанесение ударов ракетами HIMARS.
Результат – уничтожение российских военных объектов в Новой Каховке.
Здесь позволю процитировать самого себя месячной давности.
«HIMARS вполне неплохо поражает цели на расстоянии от 5 до 70 км, но назвать систему точной после афганских событий язык не поворачивается. Управляемые снаряды – да, но насколько они реально точны, мы сможем узнать несколько позже, когда 4 установки прибудут в Украину и, если наши их не разнесут на подходе, то возможно, мы сможем получить информацию о профпригодности данной РСЗО».
Мы получили информацию, и стоит признать, что да, снаряды HIMARS летят довольно точно. Однако, я не стал бы биться в истерике на тему того, что все пропало. Да, уничтожение шестью снарядами склада с боеприпасами – это показатель хорошо проделанной работы, это показатель качества реактивных снарядов, но кто сказал, что в этом событии есть что-то уникальное?
Данный момент нужно рассматривать в объеме. А сколько объектов и целей уничтожили «Смерчи», «Ураганы», «Торнадо»? Конечно, данных от нашего Минобороны в этом плане не дождаться никогда, потому приходится заниматься вангованием самого низкого пошиба, но в любом случае, уверен, что цифры боевой эффективности у «Смерчей» и «Ураганов» на порядок выше, чем у HIMARS.
Просто потому, что их больше.
Понятно, что успешное применение HIMARS вызвано и тем, что наводили РСЗО явно по команде сведущих специалистов. Это понятно, как белый день, что не взятый от «Града» украинский артиллерист так удачно положил ракеты в цель. Я не хочу сказать, что это делали американцы и британцы (хотя такой расклад вполне возможен), я имею в виду, что украинские артиллеристы просто обязаны были пройти подготовку у тех, кто знает, как правильно и эффективно использовать комплекс.
Ведь за 30 лет применения (дебют М270 состоялся в 1991 году в Ираке) опыт американцы накопили вполне себе достойный. И М270, и HIMARS применялись, и применялись успешно. Именно в комплексе с разведкой. Да, в Ираке 1991 года такого набора БПЛА разведывательного характера не было, но были разведывательные группы ССО, которые прекрасно дополняли картинку, полученную со спутников и самолетов. И по уточненным координатам вполне успешно летели высокоточные снаряды М270.
И кто-то, именно использовав опыт, полученный в Ираке и Афганистане, щедро поделился им с украинцами. Согласитесь, такого приема, как комбинированный удар разными РСЗО в разное время, для отвлечения и разрядки комплексов ПВО, раньше не наблюдалось. До недавнего момента все, что делали ВСУ, это с маниакальным упорством пытались пробить ПВО пусками тех же «Точек У» и снарядами РСЗО. С различной степенью эффективности.
И вот – подсказали и получилось.
«Итак, четыре М270 и четыре М142 попадут в Украину. С управляемыми снарядами М31А1. Может ли такое количество РСЗО оказать влияние на ситуацию на фронте? Ответ один – никакого».
Да, потеря склада с боеприпасами – это неприятно. Некоторые каналы в телеграмме с той стороны радостно заверещали о том, что у армии России начался снарядный голод, чем изрядно насмешили нормальных людей. Логистика – не самый сильный наш козырь, но уверен, что вопрос с дефицитом снарядов встанет еще не скоро.
Не хочется считать, сколько аналогичных складов разнести летчики и ракетчики с начала СВО, но намного больше, чем украинцы у нас. И ничего, артиллерия ВСУ почему-то не замолкла. А тут один склад – и все, вся российская артиллерия осталась без снарядов…
Это действительно смешно.
«Точечные удары управляемыми ракетами? Да, конечно, такое вполне возможно. Здесь высокомобильный HIMARS, вдвое более легкий и более быстрый, чем М270, способен на «уколы шпагой».
Все так и случилось, иначе и быть не могло. Высокоточная корректируемая ракета – она на то и существует, чтобы прилететь туда, куда надо, а не куда получиться.
Но бросаться петь дифирамбы HIMARS по-прежнему рановато. Это, как уже говорилось, хорошая система залпового огня, которую можно превратить в ОТРК с неплохими ракетами, но не более того.
Да, есть нюансы, которым не уделялось должного внимания.
Первый – это малозаметность системы. Да, в походном положении HIMARS очень сложно отличить от грузовика, что со спутника, что с БПЛА, тут надежда только на глазастость оператора, в украинских условиях все-таки FMTV от «КрАЗа» отличается.
Но так как применяют HIMARS в основном по ночам, то увы, с обнаружением проблемы.
Второй – это пакетная перезарядка. Тут просто шквал восторженных отзывов, ах, какая РСЗО, 2,5 минуты – и снова готова стрелять! А наш «Торнадо-С» надо 20 минут заряжать…
И здесь возникает вопрос: а чего тогда по Новой Каховке стреляли ДВЕ машины, каждая из которых выпустила три ракеты? Да ноль толку в таких огневых высокоточных налетах в быстрой перезарядке, надо быстренько пуск произвести и быстренько смотаться, пока в место старта не прилетело!
Потому и половину б/к каждая машина отстреляла. Все просто, рисковать никто не хочет.
Так что HIMARS, выпустив все 6 ракет, никуда не денется, поедет на запасную позицию, где и станет менять пусковой контейнер. Тихо, спокойно и на значительном удалении от точки пуска. Потому что контейнер надо не бросить в поле, а отправить на завод, где с него снова зарядят ракеты.
Кстати, тот еще головняк для командира РСЗО. Наверняка на нем это дело висит. А бросить контейнер не бросишь, явно утрата имущества, потому что если каждый начнет ТПК разбрасываться, то где их напастись?
Нет, конечно, если речь идет о войсковой операции, когда в стиле российской армии, идет плотный огонь на подавление всего, такая система будет очень и очень хороша. Но когда речь идет о точечных уколах – извините, но быстрая перезарядка - это совершенно ни о чем. Выстрел 2-3 ракет – и все, бежать.
Да, применение корректируемых и высокоточных снарядов типа GMLRS М30, способных поражать цели на расстоянии до 70 км увеличивают потенциал системы, как об этом говорят многие, но вот без употребления слов «исключительно точная», «превосходная» и так далее.
Система, способная поразить цель на расстоянии 70 км минимальным количеством снарядов. Не одним, а минимальным. Меньшим, чем, скажем, потребуется «Урагану» и «Смерчу». Возможно, таким же, как потребуется «Торнадо-С».
Шаблон, по которому будут и дальше действовать ВСУ, понятен: опираясь на данные разведки, получаемые с БПЛА, от диверсантов и оставшихся на занятой территории «кротов», наносить выверенные удары по объектам армейской инфраструктуры. Да, конечно, американские помощники станут щедро снабжать ВСУ данными со своих спутников и обеспечивать спутниковое же сопровождение ракет с помощью GPS.
И это будет не массовое применение (чего так ожидают некоторые «российские» авторы), а единичное. HIMARS – это дорого. Это очень дорого, потому как бы не мечтали некоторые о «насыщении украинской армии системами залпового огня M270 MLRS и HIMARS», «передачи значительной части установок в подчинение армейского командования как огневого средства бригадного уровня» и «подавления численно превосходящей, но куда менее технологичной артиллерии советского образца» - это останется в мечтах.
HIMARS прошел неплохую проверку в Афганистане и Сирии как РСЗО. Но афганские талибы и сирийские проправительственные силы – это, прямо скажем, не соперники. Отрабатывалась практика применения по вооруженным формированиям, не способным к отражению подобных ударов.
На Украине начался новый этап: действия против армии, имеющей на вооружении не только ПВО, но и системы контрбатарейной борьбы. И здесь у HIMARS будет только такой метод применения – «бей и беги».
Есть «мыслители», которые утверждают, что такой метод работы остается именно российской артиллерии, несмотря на превосходство ее в количестве стволов. Но нет, тактику создания превосходства на определенных направлениях невозможно отменить, имея несколько установок HIMARS.
Даже несколько десятков HIMARS не дадут превосходства, поскольку за ними будет идти охота на всех направлениях. Установки и так применяются максимально скрытно, в ночное время. Если российская разведка будет столь же эффективна, как и украинская, то у расчетов HIMARS начнутся проблемы определенного характера.
И это несмотря на преимущество ВСУ в плане получения разведданных.
Какой будет итог? В принципе, тот же, что и месяц назад: HIMARSы надо отлавливать и уничтожать, потому что это довольно современный и боеспособный артиллерийский комплекс с возможностью применения как ОТРК.
Применение HIMARS с ракетой MGM-140 ATACMS – вопрос. Для кого-то это вопрос времени, для кого-то – это просто вопрос. Вопрос в том, решаться ли США на передачу Украине этих ракет.
Вообще здесь 50/50. Полноценная проверка боем для тактических ракет, предназначенных для подавления систем ПВО и оперативно-тактических узлов армии противника – это большой соблазн. Но это действительно отдельный вопрос, который поможет решить только время.
С появлением тех, кто считает, что HIMARS – это оружие завтрашнего дня и «чудо-оружие», появляется большое желание возразить. Не потому что я уверен в абсолютном торжестве советского оружия, а почти все российское – это советское с определенными модернизациями в стиле современности. Дело в том, что HIMARS – это неплохая РСЗО, с большими возможностями, но он хорош именно в рамках той доктрины, для которой он создавался.
А применение HIMARS в первую очередь – это контрбатарейная стрельба по артиллерии и ПВО противника на основании разведданных в стиле «бей и беги». И никак иначе.
Для такой концепции не нужно много стволов, как у «Урагана» или «Смерча», достаточно шести, но с точными снарядами. Но HIMARS – это не оружие тотального превосходства. Это действительно инструмент нанесения высокоточных ударов, но даже для таких систем вооружений действует правило количества.
Десять HIMARS ничего не смогут сделать против 30 «Торнадо-С» даже при более качественной спутниковой разведке. Сетецентрическая война, спутники, наводящие ракеты, беспилотные аппараты, по данным которых производится стрельба – это, конечно, день завтрашний. И в том завтра, конечно, не будет места массированному применению артиллерии. Палицу сменит шпага. И воевать будут именно так, уничтожая противника точно выверенными ударами.
Но это будет только завтра, а сегодня массированный огонь артиллерии, сметающий все на участке наступления своей армии – это действительность, от которой пока не уйти. Даже если США с союзниками и рискнут пойти на такой шаг, как массовая передача Украине РСЗО HIMARS, то все равно, даже несколько десятков этих РСЗО не смогут изменить ход событий.
Просто потому, что каким бы не было эффективным отдельно взятое «чудо-оружие», как показала практика, оно не способно изменить ход событий. Даже первое применение атомного оружия, как вы помните, не принесло ожидаемого эффекта. Да, мир ужаснулся, но Япония не капитулировала.
Ждать, что «Байрактары», HIMARSы, «Джавелины» смогут принести победу ВСУ в начавшемся противостоянии – это значит тешить себя неосуществимыми планами. Победу приносит не только современное вооружение, победу приносит комплекс вооружения и умения его применять.
Стоит перевести: грамотное применение не столь современного вооружения сведет на нет наличие у другой стороны единичных, но суперсовременных систем вооружений.
Потому повторюсь: большого влияния на события на Украине HIMARS и M270 оказать не смогут именно по причине своего небольшого количества. Однако, это серьезные системы, и обнаружение и уничтожение их должно стать одной из первоочередных задач для российской армии.
Если, конечно, события Новой Каховки не надо будет повторить для полного понимания ситуации.
Автор:Роман Скоморохов