Химическая разведывательная машина БРДМ-рх была разработала в 1958-1959 гг. на базе бронированной разведывательной дозорной машины БРДМ и отличалась от последней включением и размещением в ней специального оборудования и составом расчета. ОКР проводилась в рамках темы «Буран». Приказом главкома СБ от 23 января 1960 г. машина была принята на вооружение. В первом полугодии 1961 г. выпущена партия 100 машин, после чего производство было свернуто. Проектирование размещения на машине оборудования радиационной и химической разведки, а также его установку на серийные машины осуществлял Вологодский завод «Мясомолмаш». Расчет машины, предназначавшейся для ведения радиационной и химической разведки, состоял из командира, старшего химика-разведчика, химика-разведчика и водителя.
Расчет машины с помощью установленного на ней оборудования мог вести радиационную и химическую разведку, обозначать границы зараженных участков в движении, при коротких остановках и с высадкой пешего разведывательного дозора. В комплект специального оборудования машины входили: приборы химической разведки, приборы радиационной разведки, средства защиты кожи и средства связи. Боевая масса машины составляла 5,8 т, причем на долю специального оборудования приходилось 235 кг.
Химическая разведка осуществлялась с помощью автоматического газосигнализатора ГСП-1м (ГСП-11), войскового прибора химической разведки ВПХР, полуавтоматического прибора химической разведки ППХР и комплекта приспособлений для отбора проб КПО-1. Автоматический газосигнализатор ГСП-1м обеспечивал непрерывный контроль воздуха с целью определения в нем наличия паров фосфорорганических отравляющих веществ (ФОБ). При обнаружении в воздухе ОВ прибор подавал световой (желтый) и звуковой сигналы. Приборы химической разведки ППХР и ВПХР предназначались для групповых и специфических определений ОБ с помощью индикаторных трубок и для подтверждения сигнала (желтого) автоматического газосигнализатора. Комплект приспособлений для отбора проб КПО-1 предназначался для взятия зараженных радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериальными средствами проб почвы, воды, пищевых продуктов и других материалов.
Радиационная разведка осуществлялась с помощью рентгенметра ДП-3Б и полевого радиометр-рентгенметра ДП-5А. Рентгенметр ДП-3Б позволял измерять мощности доз гамма-излучения (уровней радиации) в местах расположения выносного блока. Прибор имел четыре поддиапазона и обеспечивал измерение мощности доз гамма-излучения в диапазоне от 0,1 до 500 Р/ч. Питание прибора производилось от бортовой электрической сети машины. Полевой радиометр-рентгенметр ДП-5А использовался при действиях вне машины и позволял обнаруживать и измерять уровни гамма-радиации и наличие радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению. Диапазон измерений по гамма-излучению - от 0,05 Р/ч до 200 Р/ч. Средства защиты кожи были представлены четырьмя комплектами, в каждый из которых входили защитный плащ ОП-1, пятипалые перчатки БЛ-1 или БЗ-1 и защитные чулки Б-1 или МВКШ. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113.
Для обозначения границ зараженных участков местности и проходов в них использовалось приспособление для установки знаков ограждения в грунт во время движения машины. Приспособление состояло из двух установок, в каждой из которых одновременно закреплялось по 20 знаков. Для оповещения войск световым и звуковым сигналами о радиоактивном, химическом и бактериальном заражении в комплекте машины имелось шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ. Определение направления ветра производилось с помощью девяти ручных дымовых гранат РДГ-2. Частичная дегазация и дезинфекция вооружения и военной техники осуществлялись с помощью артиллерийского дегазационного комплекта АДК.
С принятием в 1962 г. на вооружение БРДМ-2 машину химической разведки предусматривалось создавать на ее базе. Тактико-технические требования на такую машину были выданы в 1965 г., тема имела шифр «Дельфин».