http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/btr-60pa-01.jpg

Бронетранспортер БТР-60ПА (ГАЗ-49А) являлся дальнейшим развитием бронетранспортера БТР-60П в отношении повышения защищенности боевого расчета от поражающих факторов ОМП. Бронетранспортер БТР-60ПА был создан на базе БТР-60П в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова в 1961-1963 гг. и имел заводское обозначение ГАЗ-49А (ГАЗ-49-03). Выпускался серийно с июля 1963 г. по 1966 г. Горьковским автозаводом. Всего было изготовлено 2348 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.

Тактико-технические требования на разработку бронетранспортера БТР-60П с крышей были утверждены начальником ГБТУ генерал-лейтенантом ИТС Благонравовым 18 января 1961 г. Требованиями допускалось изготовление крыши из легких сплавов или пластмассы. Основной целью работы было обеспечение защиты экипажа и десанта от поражающих факторов ОМП. Основное оружие устанавливалось на вертлюжном кронштейне. Для ведения огня пулеметчик вынужден был открывать люк в крыше, нарушая герметичность обитаемых отделений. Для сохранения боевой массы БТР на приемлемом уровне число перевозимых членов боевого расчета было сокращено до 12 человек.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/btr-60pa-02.jpg

Опытный образец был изготовлен в IV квартале 1961 г., тогда же были проведены его заводские испытания. Для наблюдения за местностью, определения дальности до целей, целеуказания и корректирования пулеметного огня на рабочем месте командира дополнительно был установлен прибор ТПКУ-2Б. На бронетранспортере БТР-60ПА были установлены более надежные в работе узлы ходовой части (торсионы, амортизаторы, поворотные шкворни) и трансмиссии (коробка передач).

С июля 1965 г. на ГАЗе стала выпускаться следующая модификация бронетранспортера - БТР-60ПА-1. В конструкцию этого бронетранспортера были введены: двухсекционный масляный насос двигателя, фильтр центробежной очистки масла, компрессор более высокой производительности, усиленные подвеска и раздаточные коробки. С наружной стороны корпуса бронетранспортера БТР-60ПА-1 были приварены элементы крепления шести дополнительных канистр с топливом. На базе БТР-60ПА были созданы командно-штабная машина Р-145БМ "Чайка" и машина технической помощи МТП-2.

Технические характеристики БТР-60ПА (ГАЗ-49А)
Боевая масса - 9,9 т;
экипаж - 2 чел.,
десант - 10 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность силового агрегата - 132 кВт (180 л.с.);
максимальная скорость: на суше - 80 км/ч, на плаву - 10 км/ч;
колесная формула - 8x8.