http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/Steyr-Pandur-1.jpg

Бронеавтомобиль Steyr Pandur разработан компанией Steyr-Daimler-Puch в частном порядке. В 1985 г. был изготовлен прототип, а первые 68 серийных машин были поставлены в группировку австрийских войск в составе войск ООН в 1994 г. Пандуры - так в XVIII веке называли легковооружённых свободных всадников, помогавших австрийской армии нести пограничную службу. Специальные военные колесные машины, сходящие с конвейера «Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeig A.G.», отличаются от большинства выпускаемой в Европе военной техники тем, что идеально подходят для проведения боевых операций в гористой местности (обладая повышенными мощностью и маневренностью, они вместе с тем предельно компактны). Причем, как правило, на базе основного варианта производится целое семейство бронированных плавающих машин, способных нести разнообразное вооружение. К последним разработкам относится гамма моделей Pandur состоящая из шести основных вариантов (не считая десятка специсполнений по заказам конкретных покупателей).

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/Steyr-Pandur-2.jpg

Первые сведения об этих бронеавтомобилях в отечественной печати появились в 1986 г. Варианты бронеавтомобиля «Steyr Pandur» предполагают различные типы вооружения: 12.7-мм пулемёт, 20-мм автоматическую зенитную пушку, 81-мм миномёт, 90-мм безоткатное орудие. Машина рассчитана па перевозку 12 человек (включая двух членов экипажа). Габариты машин невелики: длина не превышает 6.0 м. а ширина равна 2.5 м. Несущий корпус трехосного автомобиля (с равным расстоянием между осями) сварен из стальных плит толщиной от 3 до 5 мм и имеет заостренную переднюю часть. Задняя панель корпуса имеет ярко выраженный отрицательный наклон, и в ней располагаются две двери для посадки бойцов. Рядный 6-цилиндровый дизель Steyr WD612 мощностью 245 л.с. при 2400 об/мин, пятиступенчатая автоматическая коробка передач Allison МТ603 DR и одноступенчатая раздатотчная коробка расположены продольно со смещением к правому борту. (В первом варианте 1986 года - дизель 210 л.с.).

Слева от двигателя находится механик-водитель, управляющий машиной при помощи трёх перископов. За ним место командира подразделения. В отсеке для боевого расчета могут находиться восемь бойцов (в удлиненной версии - до десяти), которые во время движения сидят на сиденьях попарно спиной друг к другу. Для десанта есть люки в крыше и амбразуры. Модификация для армии Австрии имеет приподнятую заднюю часть десантного отделения с подбоем брони, противоминными накладками и обогревателем. Главные передачи всех мостов унифицированы и дополнены блокирующимися с места водителя колесными дифференциалами. Рулевое управление (поставляется компанией ZF) действует на два передних моста, а его тяги расположены внутри корпуса, что не только повышает живучесть машины, но и облегчает ремонт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/Steyr-Pandur-3.jpg

Особого внимания заслуживает независимая подвеска всех колёс. Причем подвеска четырех передних колес по кинематике двухрычажная, с размещением верхнего косого рычага над колесом. Амортизатор же закреплен значительно ниже и опирается на нижний поперечный рычаг. Подвеска задних неуправляемых колес также независимая, но с поперечным торсионом в качестве упругого элемента и с продольным рычагом, качающимся в вертикальной плоскости.

Высокая проходимость бронеавтомобиля Steyr Pandur помимо оптимальной расстановки колес по бортам обеспечивается применением шин размерностью 12,5 R20 и большим дорожным просветом (430 мм). Что же до солидного переднего свеса машины (1,43 м), то его отрицательное влияние сведено на «нет» 45-градусным наклоном нижней плиты корпуса. И вообще тактико-технические данные этого военного внедорожника впечатляют. По сухому грунту машина легко преодолевает 70%-ный холм, она также способна взобраться на полуметровое препятствие с вертикальными стенками, преодолевать ров шириной до 1.6 м и водные преграды глубиной до 1.2 м.

Бронеавтомобили Steyr Pandur обладают неплохим запасом живучести: в отличие от привычных нам конструкций их силовые агрегаты можно достаточно быстро заменить в полевых условиях, а внутри колес расположены специальные кольца с относительно мягким профилем - они позволяют машине не потерять подвижность при выходе воздуха из шин. Динамические показатели Steyr Pandur впечатляют: для разгона до скорости 48 км/ч машине со снаряженной массой от 11,3 до 1,3 т требуется около 12 секунд, а максимальная скорость у разных версий составляет от 100 до 110 км/ч. Тормоза всех колес машины дисковые со сдвоенным контуром системы привода, в котором используется как сжатый воздух, так и гидравлика. А вот стояночный тормоз - барабанный, и действует он на трансмиссию.

Ну а теперь поговорим об особенностях конструкции трех наиболее массовых модификаций базовой модели.
Steyr Pandur ARSV-30 - тринадцатитонный бронетранспортёр с экипажем от трех до пяти человек, вооруженный тридцатимиллиметровой автоматической пушкой и пулемётом калибра 7.62 мм. Приборы ночного видения позволяют ему вести борьбу с противником в любое время суток, а подъем пушки на 50° вверх от горизонтали делает возможным ведение стрельбы и по летящим целям. Небольшая ширина бронетранспортера (2.5 м) создает дополнительные удобства при операциях в городах и гористой местности.

Steyr Pandur ARFSV-90 - «истребитель танков» и средство огневой поддержки сухопутных войск при наступлении. Оснащен 90-миллиметровой пушкой и двумя пулемётами. Экипаж состоит из трёх человек. Запас хода после полной заправки равен 600 км.

Steyr Pandur APC-127 - бронетранспортер с пушкой калибра 12.7 мм и пулемётом. Вмещает 11 бойцов. Снаряжённая масса машины 11,3-12,5 т. По заказу оснащается системой регулирования давления воздуха в шинах.

В заключение стоит заметить, что колесные боевые машины семейства Steyr Pandur получили высокую оценку специалистов НАТО и поставляются во многие страны блока.

Тактико-технические характеристики Steyr Pandur
Количество ведущих колес, шт. 6
Количество колес, шт. 6
Калибр основного орудия, мм 12.7
Боекомплект основного орудия, шт. 800
Экипаж 2
Десант 10
Масса, кг 14500
Мощность двигателя, л.с. 280
Длина, мм 6282
Ширина, мм 2500
Высота, мм 1892
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 700