https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/mv-carolyn-chouest-2.jpg
Судно MV Carolyn Chouest в начале службы. Фото Минобороны США

Командование морских перевозок ВМС США планирует прекратить  эксплуатацию специального вспомогательного судна MV Carolyn Chouest. Это  судно принадлежит частной компании и с середины девяностых арендуется флотом.  Проект военного бюджета на следующий финансовый год предусматривает  отказ от продления такого контракта, вывод судна из состава флота и его  возврат хозяину. Это позволит высвободить деньги для реализации других,  более актуальных проектов. При этом ВМС останется без одного из самых  интересных и гибких инструментов.

На правах аренды

Флот  Командования морских перевозок (MSC) в основном комплектуется за счет  заказа собственных вымпелов, но часть потребностей покрывается арендой  судов у коммерческих организаций. В частности, программа «специальных  миссий» обеспечивается исключительно арендованными судами, одним из  которых является MV Carolyn Chouest.

Судно MV Carolyn Chouest  было построено в начале девяностых годов по заказу частной компании  Edison Chouest Offshore. Уже в 1994 г. судно с особыми возможностями  было арендовано ВМС США. Его планировалось использовать в качестве  океанографического судна и носителя подводных аппаратов для проведения  исследований и специальных операций.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/mv-carolyn-chouest-4.jpg

В сухом доке. Фото Marinetraffic.com

В  дальнейшем специальное судно неоднократно участвовало в разнообразных  мероприятиях и операциях, в т.ч. секретных. Кроме того, по мере  необходимости MV Carolyn Chouest модернизировали для получения новых  функций и возможностей. Контракты аренды регулярно продлевались или  перезаключались на новых условиях, учитывающих актуальные потребности  ВМС.

Последний контракт был подписан в декабре 2017 г. и в  дальнейшем дополнялся. Как и предыдущие, он предусматривал продолжение  эксплуатации судна в качестве плавбазы для спецопераций в зоне  ответственности Индо-Тихоокеанского командования. Контракт  предусматривал базовый период аренды в 1 год, три опциона по году и один  продолжительностью в 11 месяцев. Общая стоимость контракта – более 60  млн долл. Максимальный срок службы по этому контракту – до ноября 2022  г.

Без продления контракта

Несколько недель назад, в  марте Пентагон представил проект военного бюджета на следующий 2023 ф.г.  Этот документ описывает траты на будущий год, а также предлагает меры  по экономии средств. В частности, предусматривается отказ от ряда  устаревших систем и образцов, что позволит высвободить деньги для более  приоритетных программ.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/mv-carolyn-chouest-6.jpg
Carolyn Chouest и подлодка NR-1, 2006 г. Фото Минобороны США

Одним  из устаревших образцов названа плавбаза для специальных операций на  Тихом океане. Проект бюджета предлагает не продлевать аренду этого судна  и вернуть его владельцу. Имя вымпела не называется, но очевидно, что  речь идет именно о MV Carolyn Chouest.

На предложение о  вспомогательном судне отреагировали в обеих палатах Конгресса. Два  комитета по делам вооруженных сил потребовали разъяснений. Пентагон  должен был обосновать нецелесообразность дальнейшей эксплуатации MV  Carolyn Chouest и необходимость экономии именно на этом судне.

Вскоре  ситуацию прояснило Командование специальных операций (USSOCOM).  Оказалось, что последний пятилетний контракт был заключен Командованием  перевозок в интересах USSOCOM и при его непосредственном участии.  Командование спецопераций недавно пересмотрело свои планы и решило  закрыть финансирование программ, связанных с судном MV Carolyn Chouest.  Соответственно, необходимость в его аренде по линии MSC пропала.

Издание  The Drive приводит еще более интересные сведения. По его данным, дело  не в экономии, а в отсутствии денег. Аренда MV Carolyn Chouest и других  специальных судов оплачивалась из т.н. зарубежных фондов Пентагона. В  недавнем прошлом их расходовали на другие направления, а общий уровень  финансирования сокращали. Как следствие, на плавбазы попросту не хватает  денег.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/mv-carolyn-chouest-5.jpg
В порту. Фото Минобороны США

Впрочем,  дальнейшая судьба специального судна еще не решена окончательно. Проект  военного бюджета должен пройти все бюрократические процедуры и получить  одобрение Конгресса. Вполне возможно, что законодатели не дадут  Пентагону списать MV Carolyn Chouest, а также заставят продлить аренду  судна и найти для него новые задачи.

Многоцелевая платформа

MV  Carolyn Chouest представляет собой многоцелевое судно длиной 73 м,  шириной 16 м с водоизмещением 1600 т. Используется корпус с максимально  возможными площадями и объемами. С его носовой части размещена высокая  надстройка, разделенная на два крупных объема. Корма отдана под грузовую  палубу с крановым и иным оборудованием.

По мере продолжения  службы, судно несколько раз модернизировалось. В ходе этих мероприятий  увеличили кормовую часть надстройки, а палубу оснастили дополнительными  боковыми площадками. На надстройке появились новые антенные устройства;  изменились грузовые и целевые возможности судна, а вместе с ними и  внешний вид.

Энергетическая установка MV Carolyn Chouest  строилась вокруг двух дизельных двигателей мощностью 10800 л.с. Имеются  основные гребные винты и подруливающее устройство. С их помощью судно  может идти со скоростью до 17 узлов или удерживаться на месте для  выполнения работ.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/mv-carolyn-chouest-3.jpg
После одной из модернизаций. Фото Marinetraffic.com

Для  размещения специального оснащения предназначаются палуба и внутренние  помещения общей площадью не менее 1200 кв.м. Предусматриваются  дополнительные каюты для дополнительного научного, технического или  боевого состава. Полезная нагрузка выполнена сменной, что упрощает  эксплуатацию судна и организацию конкретных миссий и экспедиций.

Судно на службе

Вспомогательное  судно MV Carolyn Chouest начало службу в качестве носителя специальной  малой подлодки NR-1. Оно совершало переходы в заданные районы, где  спускало подлодку на воду и обеспечивало ее работу. Основная масса таких  операций проводилась в интересах Пентагона и потому засекречена. При  этом имели место и иные экспедиции.

Так, в 1995 г. MV Carolyn  Chouest и NR-1 нашли останки лайнера HMHS Britannic, а в 2002-м они  участвовали в поисках знаменитого корабля USS Monitor. Несколько раз  судно и подлодка участвовали в поисково-спасательных операциях. К  примеру, в 1999 г. они нашли обломки упавшего в море пассажирского  самолета, а в 2006-м обеспечили эвакуацию больного с подлодки,  находившейся в открытом море.

В 2008 г. ВМС США списали подлодку  NR-1, а судно-носитель отправили на модернизацию. После всех обновлений  MV Carolyn Chouest может принимать разнообразные грузы и нести различные  плавсредства. По известным данным, в такой конфигурации оно  используется в качестве плавбазы для спецподразделений. При этом  подробности подобной эксплуатации, по очевидным причинам, остаются  неизвестными.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/mv-carolyn-chouest-1.jpg
Современный вид судна. Фото Thedrive.com

В  последние годы MV Carolyn Chouest несет службу на Тихом океане. Его  регулярно замечали в разных районах океана и в портах региона. Последние  отметки судна в открытых сервисах отслеживания появились в начале мая в  районе Японии. Какие задачи сейчас выполняет судно и чем будет  заниматься до ноября, неизвестно.

Близкий финал

Аренда  специального вспомогательного судна MV Carolyn Chouest продолжается уже  почти 28 лет. За это время судно приняло участие в большом количестве  миссий и операций разного рода, часть которых до сих пор остается  секретной. Кроме того, специальный вымпел помогал <noindex>исторической</noindex> и археологической науке.

Однако  теперь от судна планируют отказаться. Несмотря на все модернизации, оно  стареет и уже не в полной мере соответствует требованиям ВМС,  Командования морских перевозок и Командования спецопераций. Кроме того,  имеются проблемы по линии финансирования. Все эти факторы делают  дальнейшую эксплуатацию MV Carolyn Chouest нецелесообразной.

Дальнейшая  судьба судна будет определена в ближайшие месяцы, в ходе обсуждения и  утверждения нового военного бюджета. Если Конгресс одобрит списание, то  MV Carolyn Chouest лишится специального оснащения и затем его вернут  компании-хозяину. Впрочем, возможен и иной исход. Текущий контракт  завершается в ноябре – и затем может появиться новый.

Автор:Рябов Кирилл