http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/LVTP5-(2).jpg

В 1950 году корпорация Borg Warner получила контракт на разработку и производство нового образца гусеничной бронированной десантной машины, призванной заменить устаревшие модели, строившиеся в годы второй мировой войны. Первый прототип был готов в 1951 году, а с 1952 года новая машина под обозначением LVTP5 стала выпускаться серийно. Всего за годы серийного производства, завершившегося в 1957 году, пять фирм-производителей выпустили 1124 бронетранспортёра, которые поступили на вооружение частей корпуса морской пехоты США.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/LVTP5-(1).jpg

В отличие от старых образцов десантных гусеничных машин, бронетранспортёр LVTP5 представлял собой полностью бронированную машину. Закрытый коробчатый корпус сваривался из листов катаной стали максимальной толщины 16 мм и защищал экипаж и десант от пулемётного огня и осколков снарядов и мин. Боковые и задняя стенки корпуса устанавливались вертикально. В лобовой части корпуса имелась аппарель с гидравлическим приводом для посадки и высадки десанта. Характерной чертой являлось углубление на аппарели, напоминавшее формой перевернутую букву V. В горизонтальной крыше бронетранспортёра имелись люки для экипажа, посадки десанта, погрузки и выгрузки грузов, а также для доступа к силовому отделению, расположенному в задней части корпуса.

В передней части крыши корпуса справа и слева размещались люки механика-водителя и его помощника. Между этими люками находилась командирская башенка, в которой смонтирован 7.62-мм пулемёт.

Все три члена экипажа — командир, механик-водитель и пулемётчик — размещались над десантным отделением, которое тянулось от аппарели до силового отделения, находившегося в корме бронетранспортёра. В десантном отделении помешалось до 34 морских пехотинцев с полной выкладкой.

В корме бронетранспортёра LVTP5 устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения Continental LV-1790-1 V-12, развивавший мощность 484 кВт при 2800 об/мин, и гидромеханическая трансмиссия типа "Кросс-Драйв". Силовая установка обеспечивала движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 48,28 км/ч.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили девять маленьких опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направпяющве колесо переднего расположения. Ходовая часть более чем наполовину прикрыта стальными экранами.

Машина имела большие размеры, что было вызвано стремлением обеспечить запас плавучести, достаточный дпя действий в морских условиях. Её грузоподъемность на воде составляла около 5 т. Движение в воде осуществлялось за счет перематывания гусениц. На плаву LVTP5 развивал скорость 10.94 км/ч. Для вождения машины ночью, в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/LVTP5-(3).jpg

В 1960 г. был изготовлен опытный образец плавающего бронетранспортёра LVTPX-10, созданный на базе бронетранспортёра LVTP5. В отличие от LVTP5, на новой машине конструкторы установили газотурбинный двигатепь мощностью 662 кВт. Общий вес нового силового агрегата составлял 1450 кг, в то время как поршневой двигатель Continental и гидромеханическая трансмиссия "Кросс-Драйв", которыми оснащался LVTP5, весили 2950 кг.

Пространство, занимаемое ГТД и бензиновым двигателем, составляло соответственно 0,25 м' и 1,84 м'. Сокращение объема, занимаемого ГТД, и размещение его над трансмиссией позволили передвинуть назад на 1,5 м перегородку силового отделения и увеличить за счет этого объем десантного отдепения на 5,9 м', или на 33%.

Грузоподъемность новой машины увеличилась по сравнению с LVTP5 более чем на 2 т, а скорость повысилась на 30%, бронетранспортёр оснащенный ГТД, вмещал до 46 человек десанта.

Обороты ГТД снижались до 6000 в минуту посредством редуктора, от которого крутящий момент передавался через дополнительную передачу на параллельный вал, расположенный под двигателем. Этот вал, соединенный с силовой передачей посредством конических шестерен, вращается со скоростью 5500 об/мин. Воздух для ГТД засасывался через впускную трубу, помещенную на крыше бронетранспортёра, и пройдя воздушный фильтр, попадал в силовое отделение. Отработавшие газы от ГТД выходили через аналогичную выпускную трубу, расположенную на противоположной стороне машины.

На базе бронетранспортёра LVTP5 были разработаны следующие машины:
• LVTH6 — плавающий танк со 105-мм гаубицей в башне кругового вращения, в 1955 г, поступил на вооружение корпуса морской пехоты США;
• LVTC5 — плавающая машина управления с дополнительными средствами связи,
• LVTR1 — плавающая ремонтно-эвакуационная машина, оборудована грузовой стрелой, лебедкой, инструментами и другим специальным оборудованием;
• LVTE1 - плавающая инженерная машина, оборудована специальным бульдозерным отвалом и пусковой установкой реактивной системы разминирования.

Кроме того, на базе LVTP5 разрабатывалась плавающая зенитная самоходная установка LVTAAX1, в башне которой устанавливались спаренные 40-мм автоматические пушки Bofors.

В 1974 году все машины серии LVTP5 были сняты с вооружения корпуса морской пехоты США, который стал оснащаться новыми плавающими бронетранспортёрами LVTP7. В настоящее время плавающие бронетранспортеры LVTP5 состоят на вооружении армий Чили, Филиппин и Тайваня.

Технические характеристики
Боевая масса, т 39,8
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 34
Длина корпуса, мм 9 042
Ширина корпуса, мм 3 569
Высота, мм 3 061 (по крыше пулемётной башенки)
Клиренс, мм 280—460
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная, 6-16 мм
Вооружение
Пулемёты 1 ? 7,62-мм M1919A4
Мощность двигателя, л. с. 810
Скорость по шоссе, км/ч 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч 11 на плаву
Запас хода по шоссе, км 300
Запас хода по пересечённой местности, км 90 на плаву
Удельная мощность, л. с./т 18,5
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 3,65
Преодолеваемый брод, м плавает