Гусеничный плавающий бронетранспортёр БТР-50П разработан конструкторскими бюро Челябинского тракторного завода в 1952 году на базе легкого танка ПТ-76. На вооружение Советской Армии он поступил в 1954 году, в том же году было развернуто его серийное производство, продолжавшееся около двадцати лет. С вооружения российской армии БТР-50П был снят в 1993 году, однако во многих странах мира продолжает эксплуатироваться до сих пор. В вооружённых силах Чехии, Словакии и Польши имеются бронетранспортеры OT-62 TOPAS, разработанные на базе БТР-50П, а на вооружении китайской и некоторых других армий состоят бронетранспортёры Type 77, скопированные китайцами с БТР-50П.
Компоновка бронетранспортёра обусловлена компоновкой базовой машины — танка ПТ-76. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части корпуса, а отделение управления и десантное отделение выполнены в виде рубки и занимают переднюю и среднюю части корпуса. В лобовом листе корпуса слева вварена рубка командира с тремя смотровыми приборами, а в средней части смонтирован люк механика-водителя, закрываемый откидной крышкой.
Бронетранспортёр БТР-50П имеет сварной полуоткрытый корпус, выполненный из листов катаной броневой стали. Толщина лобовых броневых листов составляет 10—13 мм при угле наклона вертикали от 53' до 83", в остальных частях корпуса использованы броневые листы толщиной 5—9 мм. Лобовая броня защищает экипаж и десант от огня крупнокалиберных пулемётов, а бронирование бортов и кормы — от огня индивидуального стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
В качестве основного вооружения на большинстве бронетранспортёров устанавливается 7,62-мм пулемет СГМТ. Имеется модификация БТР-50ПА, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ установленным на погоне крыши командирской рубки. Круговую стрельбу из этого пулемёта можно вести в диапазоне углов вертикальной наводки от -3^30' до +85".
Бронетранспортёры первой серийной модификации БТР-50П имели открытое десантное отделение, над которым обычно крепился брезентовый тент. Начиная с 1958 года промышленностью выпускалась усовершенствованная модификация БТР-50ПК с бронированной крышей над десантным отделением. Для обеспечения доступа экипажа и десанта в бронированной крыше сделаны четыре больших люка.
Кроме использования бронетранспортёра по прямому назначению в качестве транспортного средства мотострелковых отделений, он может применяться и как десантное переправочное средство. Для этого на крыше моторно-трансмиссионного отделения закреплены откидные аппарели для погрузки и установки артиллерийских систем или автомобилей типа "УАЗ". Для погрузки и выгрузки таких грузов используется лебедка с усилием 1500 кгс. Бронетранспортёр обеспечивает перевозку 76-мм пушки с боекомплектом 20-25 выстрелов и расчетом 6 человек, 85-мм пушки с расчетом 2 человека, автомобиля УАЗ-469 и 7 человек десанта; трех 82-мм безоткатных орудий с 24 выстрелами и 12 человек расчета, одного 120-мм миномета с 32 минами и 6 солдатами расчета. На крыше моторно-трансмиссионного отделения можно перевозить и другие грузы массой не более 2000 кг. При этом бронетранспортёр обеспечивает уникальную возможность ведения стрельбы из перевозимого артиллерийского орудия.
Как и у танка ПТ-76, в моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортёра установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель В-6, развивавший максимальную мощность 177 кВт. Дизель снабжен подогревателем, эжекционной системой охлаждения и механизмом защиты от попадания воды. Двигатели бронетранспортёров, выпускавшихся после 1960 года,
имели обогреваемый картер. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия, в состав которой входят главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
Подвеска индивидуальная, торсионная. Ходовая часть, применительно к одному борту, насчитывает шесть однорядных обрезиненных опорных катков. В узлах подвески переднего и заднего опорных катков, с каждого борта имеются гидравлические амортизаторы поршневого типа. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеничная цепь стальная мелкозвенчатая.
На шоссе бронетранспортёр развивает максимальную скорость 44 км/ч. Он обладает хорошей проходимостью по болотам, снежной целине, пескам и способен преодолевать подьёмы крутизной до 38", вертикальные стенки высотой до 1.1 м, рвы шириной по 2,8 м. Водные преграды бронетранспортёр преодолевает вплавь со скоростью 10,2 км/ч. Движение на воде обеспечивают два реактивных водомётных движителя, которые приводятся в действие от основного дизельного двигателя через редукторы отбора мощности.
В состав оборудования бронетранспортёра входят, радиостанция Р-113 или 10-РТ, танковое переговорное устройство, автоматическая система пожаротушения, термодымовая аппаратура и водооткачивающие насосы. На некоторых бронетранспортёрах устанавливались системы противоатомной защиты и приборы ночного видения.
На базе бронетранспортёра БТР-50П разработано семейство бронированных боевых и специальных машин:
• БТР-50А — соответствует базовой модели, но не имеет погрузочных трапов.
• БТР-50ПК — отличается полностью закрытым бронированным корпусом, наличием фильтровентиляционной установки и шкворневой установкой на крыше 7,62-мм пулемета СГМТ;
• БТР-50ПУ — машина управления, выпускалась в двух модификациях (модель 1 и модель 2) Модель 1 отличалась одной выступающей полубашенкой на передней стенке отделения управления, а модель 2 имела две такие полубашенки. Более распространенной была модель 2. Как правило, машина оснащалась дополнительной антенной, генератором и ящиками для ЗИПа и прочего имущества.
• БТР-50ПК(Б) — плавающая бронированная эвакуационная машина, разработана для оказания помощи и эвакуации машин, вышедших из строя при преодолении водных препятствий.
• МТП — машина технического обеспечения, разработанная на базе БТР-50ПК и используемая для ремонта и эвакуации боевых бронированных машин. Имеет характерную высокую крышу, которая позволяет техническому персоналу работать стоя. Существует также ремонтная модификация этой машины под обозначением МТР:
• минный тральщик МТК — представляет собой БТР-50ПК со специальной пусковой установкой на крыше, выстреливающей ракеты с гибкими трубками наполненными взрывчаткой.
В настоящее время бронетранспортёры БТР-50П не производятся. Эксплуатация модификации БТР-50ПК продолжается в вооруженных силах Афганистана, Албании, Алжира, Анпилы, Болгарии, Конго, Чешской республики, Египта и ряде других стран.
Технические характеристики
Боевая масса, т 14,2
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение сзади, управления и десантное спереди
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 20
Длина корпуса, мм 7070
Ширина корпуса, мм 3140
Высота, мм 2030
Клиренс, мм 270
Тип брони стальная катаная гомогенная высокой твёрдости
Лоб корпуса, мм/град. 10-13
Борт корпуса, мм/град. 8-10
Корма корпуса, мм/град. 6
Вооружение
Пулемёты 1 ? 7,62-мм СГМБ
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 (на плаву)
Запас хода по шоссе, км 260
Запас хода по пересечённой местности, км 70 (на плаву)
Удельная мощность, л. с./т 16,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,5
Преодолеваемый подъём, град. 38
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает