После окончания второй мировой войны, механизированные и танковые подразделения итальянской армии имели на вооружении иностранную технику. Основным средством переброски пехоты на большие расстояния были американские бронетранспортёры M113. В начале 80-х годов в Италии начались работы по созданию БМП которая устранила бы существующую разницу между итальянской армией и вооружёнными силами основных союзников Италии по НАТО. Для решения этой задачи в 1984 г. был образован консорциум, в который вошли фирмы Oto Melara и Fiat. Oto Melara имеет огромный опыт в разработке и производстве не только танков, но и более лёгких гусеничных машин. С 1964 года, совместно с американской корпорацией FMC она производит бронетранспортеры M113. Всего за истекшие годы построено почти 4600 машин разных модификаций, в том числе и для зарубежных заказчиков (Турции и Греции).
Некоторые модели настолько отличались от базовой модели, что даже получили новые обозначения VCC-1 и VCC-2. После изготовления трёх прототипов и проведения ряда испытании, в июле 1992 г боевая машина пехоты VCC-80 (Vehicolo Corazzato da Combattimento) была готова к серийному производству, но из-за сокращения бюджетных расходов на вооружение, работы были приостановлены.
VCC-80 построен по классической для этого типа машин конструктивной схеме: двигатель и трансмиссия находятся впереди, башня — в средней части корпуса, десантное отделение — сзади. Рабочее место механика-водителя располагается в передней части корпуса слева. Механик-водитель попадает в машину через круглый люк, который открывается вправо. В полностью откинутом состоянии крышка люка лежит на лобовой броневой плите и не ограничивает обзора механику-водителю при езде "по-походному". Для наблюдения за местностью он имеет в своем распоряжении три перископа, смонтированных перед люком в крыше отделения управления, при вождении машины в условиях ограниченной видимости средний перископ заменяется пассивным прибором ночного видения. Справа от механика-водителя находится моторно-трансмиссионное отделение.
В средней части корпуса размещается боевое отделение, частью которого является также внутренний обьем двухместной башни. В башне располагаются командир машины (слева) и наводчик (справа). И тот, и другой попадают в БМП через индивидуальнью круглые люки, которые открываются назад. Башня установлена на корпусе VCC-80 с небольшим смещением влево относительно продольной оси машины.
В кормовой части корпуса VCC-80 находится десантное отделение, в котором размещаются шесть солдат с полной выкладкой. Они сидят на индивидуальных складных сиденьях тремя рядами, вдоль бортов корпуса и посреди десантного отделения. Солдаты, сидящие вдоль бортов (один за другим), обращены лицами в направлении движения. Что касается пары, занимающей средний ряд, то первый солдат сидит боком к направлению движения, а второй — спиной. Десантники занимают места в машине и покидают её через цельную рампу с гидравлическим приводом, расположенную в кормовой стенке корпуса, или через три люка (два прямоугольных и один круглый) в крыше десантного отделения. На случай выхода из строя гидравлического привода, в рампе имеется небольшая дверь, которая открывается вручную. Пять солдат могут вести огонь из стрелкового оружия изнутри машины. Для этого в бортах корпуса имеются по два стрелковых гнезда, еще одно предусмотрено в задней стенке.
Проектируя десантное отделение VCC-80, конструкторы стремились обеспечить максимальные удобства для его обитателей. При забортной температуре от -19°С до +44'С в нём, благодаря применению системы кондиционирования воздуха, сохраняется постоянная температура и влажность. Более того, солдаты имеют возможность справлять физиологические потребности, не покидая машины, даже при действующей системе защиты от оружия массового поражения (фильтровентиляционной установки, создающей избыточное давление внутри машины). Для этого в десантом отделении имеется тщательно спроектированный пандус.
Как и в других боевых машинах пехоты, на VCC-80 топливные баки соседствуют с солдатами десанта. Три топливных бака обшей ёмкостью 620 л расположены следующим образом: один под башней и два в углах кормовой части корпуса. При полной заправке VCC-80 обладает запасом хода до 500 км.
Корпус и башня VCC-80 сварены из броневых плит, изготовленных из алюминиевого сплава. Но поскольку алюминиевая броня не обеспечивает экипажу должного уровня безопасности, лоб, борта корпуса и частично башня укреплены дополнительным слоем брони высокой твёрдости, которая имеет различную толщину в зависимости от положения и наклона алюминиевых плит. Такое сочетание обеспечивает требуемую степень защищенности заброневого пространства при сохранении массы машины на допустимом уровне. Боевая масса VCC-80 составляет 21,7 т (для сравнения, БМП М2 "Брэдли" — 22,6 т; CV 90 — 22 т. "Уорриор" — 24,5 т).
Вооружение VCC-80 состоит из установленной в башне кругового вращения 25-мм пушки Oerlikon KBA-В02 и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта MG42/59. Углы наведения вооружения в вертикальной плоскости (от -10° до +60°) позволяют вести эффективную борьбу как с воздушными целями (например, вертолётами), так и с целями, находящимися на закрытых позициях. Двухленточная подача боеприпасов к пушке даёт возможность командиру и наводчику выбирать тип боеприпаса в зависимости от поражаемой цели. Дальность эффективной стрельбы пушки KBA-В02 составляет 2500 м. В состав боекомплекта входят трассирующие бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APDS-T) и трассирующие кумулятивные снаряды (HEI-T), разработанные фирмой Oerlikon. Снаряд APOS-T, выпущенный с расстояния 1000 м, пробивает стальную броневую плиту толщиной 45 мм, установленную под углом 90'. Очевидно, могут использоваться и новые боеприпасы типа APFSDS-T (оперённые трассирующие бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном), пробивающие 60-мм броню. При стрельбе из пушки или пулемёта гильзы автоматически выбрасываются из машины через круглый лючок в передней левой плите башни.
Для уничтожения тяжелобронированных целей VCC-80 может оснащаться пусковой установкой ПТУР MILAN, которая устанавливается на крыше башни. Противотанковые ракеты перевозятся внутри корпуса и вручную заправляются в пусковую установку. На боковых стенках башни смонтированы восемь (2x4) дымовых гранатометов "Вегманн" калибра 76 мм. Кроме того, на башне имеются датчики, информирующие командира о подсветке машины лазерным лучом.
Разработанная фирмой Oto Melara, система стабилизации и наведения вооружения в обеих плоскостях имеет полностью электрические приводы. Она обеспечивает эффективное ведение огня как с места, так и с ходу. Боекомппект VCC-80 состоит из 400 выстрелов(150 АРSD-Т и 250 НЕI-Т), 1200 патронов и 4 ПТУР.
Высокую точность стрельбы обеспечивает система управления огнем, разработанная фирмой "Оффичине Галилео" и состоящая из тех же компонентов, что и СУО основного боевого танка "Ариете" - лазерного дальномера, тепловизора, стабилизированных в обеих плоскостях приборов наблюдения и прицеливания командира и наводчика.
Рабочее место наводчика оборудовано прицелом фирмы "Оффичине Галилео". Сам по себе прицел не стабилизирован, а лишь связан со стабилизированным вооружением. Прицел позволяет наводчику следить за целями в секторе наведения вооружения . Дневной канал прицела обеспечивает 1-кратное (обзор без увеличения) и 10-кратное увеличение и связан с лазерным дальномером, действующим на расстояние до 10000 м. В условиях ограниченной видимости используется ночной тепловизионный канал. Изображение с тепловизора передается также на бинокулярныи монитор командира машины. Тепловизор позволяет обнаруживать цели при 4- и 12-кратном увеличении. Объекты размером 2,3x2,3 м обнаруживаются на расстоянии около 3000 м, а их полная идентификация обеспечивается на расстоянии от 1500 м.
Рабочее место командира оборудовано дневным, независимо стабилизированным панорамным прицелом SP-T-694 фирмы "Оффичино Галилео", который позволяет командиру наводить орудие в вертикальной плоскости в секторе от -10° до +60" и обладает 2,5- и 10-кратным увеличением. Кроме того, командир располагает шестью перископами для ведения наблюдения за местностью.
На рабочих местах командира и наводчика имеются пульты управления вооружением. При ведении огня командир может заменить наводчика, а кроме того, он имеет приоритет в выборе цели. Система стабилизации вооружения в сочетании с системой управления огнем ставит VCC-80 на одно из первых мест среди боевых машин пехоты мира.
На боевой машине пехоты VCC-80 используется 6-цилиндровыи V-образный дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом Iveco – Fiat 6V MTCA (модель 8260) обьемом 12,9 л. При 2300 об/мин двигатель развивает мощность 382 кВт, что обеспечивает значение удельной мощности на уровне около 18.5 кВт/т при езде по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 70 км/ч.
Двигатель взаимодействует с гидромеханической трансмиссией LSG 1500, выполненной в виде компактного блока. В состав трансмиссии входят гидрокинетическая передача с блокирующей муфтой, коробка передач, планетарнью сумматоры. гидростатическая передача и тормоза. Автоматическая коробка передач, управляемая микропроцессором, позволяет машине двигаться вперед на четырех скоростях, а задним ходом - на двух. Использование гидростатической передачи в системе управления обеспечивает плавную и равномерную смену радиуса поворота машины.
Ходовая часть VCC-80 состоит из двенадцати (2x6) опорных катков диаметром 560 мм с резиновыми бандажами, двух ведущих колёс переднего расположения, двух направляющих колёс заднего расположения, восьми (2x4) поддерживающих роликов и двух гусениц. Опорные катки связаны с упругими элементами подвески посредством балансиров. На VCC-80 применяются двухшкворневые гусеницы "Диль" производства фирмы Iveco – Fiat. Длина опорной поверхности гусеницы составляет 3.78 м, что при ширине 430 мм обеспечивает удельное давление на грунт на уровне 0,065 Мпа.
На БМП VCC-80 применяется независимая подвеска с торсионными валами в качестве упругих элементов, которые обеспечивают перемещение опорных катков на 230 мм вверх и на 137 мм вниз от статичного положения по отношению к корпусу машины. Над каждым балансиром располагается спиральныи ограничитель динамического хода, что выглядит довольно странно, тем более, что на танках "Ариете" та же фирма устанавливает современные гидравлические ограничители. Кроме того, при первых, вторых и шестых опорных катках смонтированы телескопические гидравлические амортизаторы. Один из прототипов VCC-80 имел гидропневматическую подвеску, что свидетельствует о продолжении исследований в области развития этого важного элемента машины.
Серийные боевые машины пехоты VCC-80 оборудованы системой защиты от оружия массового поражения, разработанной фирмой "Спачиани", и системой пожаротушения (фирма "Элтро"), элементы которой располагаются в моторно-трансмиссионном и десантном отделениях.
Машина не рассчитана на преодоление глубсжих водных преград, но способна форсировать броды глубиной до 1,5 м. Итальянская армия крайне заинтересована в приобретении боевых машин пехоты VCC-80, но сокращение расходных статей бюджета существенно ограничило закупки новой техники. Учитывая сложность финансового положения, консорциум предложил заказчику модифицированную модель БМП, стоимость которой значительно ниже первоначальной. Модифицированная машина оборудована башней, выполненной из алюминиевого сплава методом сварки и получившей довольно сложное обозначение TD-25-TOW-HITFIST. Вооружение модернизированной машины не изменилось, а сокращение стоимости было достигнуто за счет установки упрощенной системы управления огнём, отказа от системы стабилизации вооружения и системы оповещения о подсветке машины лазерным лучом. На модифицированных машинах установлена СУО HITFIST, в состав которой входит прицел наводчика с дневным и ночным каналами фирмы "Коллсман". Рабочее место командира оборудовано монитором, на который выводится изображение, видимое наводчиком, и перископами для наблюдения за окружающей местностью.
Тактико-технические характеристики VCC-80
Экипаж, включая водителя, чел. 9
Масса, кг:
собственная 19900
боевая 21700
Длина, полная, м 6,70
Ширина, полная, м 3,00
Высота, м:полная 2,71
Основное вооружение:
калибр, мм 25
фирма и модель "Эрликон", КВА
боекомплект, выстр. 200+200
Вспомогательное вооружение:
калибр, мм 7,62
фирма и модель "Рейнметалл", MG 42/59
боекомплект, выстр. 700+500
Прицел командира:
фирма и модель "Галилео", SP-T-694
тип панорамный, стабилизированный увеличение 10х; 2,5х
Двигатель: "Ивеко Фиат", МТСА 6V дизель, четырехтактный v-образный, шестицилиндровый
Емкость топливных баков, дм 620
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Номинальное давление на грунт, кН/м* 655,5
Запас хода по шоссе, км 500
Глубина преодолеваемого брода, м 1,5