http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/btr-90.jpg

Разработка нового бронетранспортёра, получившего кодовое название «Росток», была завершена в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов прошлого столетня. Машина получила индекс БТР-90 (ГАЗ-5923). Бронированный корпус для нового бэтээра изготовили в сентябре 1993 года в Челябинске, а уже в начале следующего года в Арзамасе собрали его опытный образец. После проведения государственных испытаний было принято решение о серийном выпуске новой боевой машины. Выполнение этой задачи поручили дочерней компании «ГАЗа» — ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Начнем с главного — вооружения. В этом компоненте БТР-90 коренным образом отличается от своих предшественников. Главный атрибут всех предыдущих машин - крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый (КПВТ), размещенный в маленькой башне, — теперь в прошлом. На бэтээре появилось настоящее боевое отделение, в состав вооружения которого вошли 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом 500 снарядов, 7,62-мм пулемет Калашникова танковый (боекомплект 2.000 патронов), аналогичный сухопутному автоматический фанатомет АГ-17 с боекомплектом 400 выстрелов, а также противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс» с четырьмя ракетами, наведение которых на цель осущестапяется в полуавтоматическом режиме по проводу.

Наличие гранатомета позволяет бронетранспортеру делать то, что раньше было под силу только минометчикам и артиллеристам-гаубичникам: уничтожать живую силу противника на обратных скатах высот и в других местах, скрытых от взора стреляющих.

Учитывая довольно внушительные размеры нового бронетранспортера, его грузоподъемность (7 т), большой внутренний объем (12 куб. м), разработчики машины отмечают, что на него в случае необходимости можно установить 120-мм артиллерийское орудие, противотанковую пушку, миномет, зенитно-ракетные комплексы и другие виды вооружения.

Важная особенность вооружения БТР-90 - его стабилизированность в двух плоскостях: наводчик-оператор может вести точную стрельбу прямо в движении. Увеличенный размер башни позволил разместить в ней не только наводчика, но и командира, получившего круговой обзор, а также возможность в случае необходимости взять управление оружием на себя и поразить не замеченную оператором цель. «Рабочее место» командира оборудовано дневным прицелом 1П-13, прибором наблюдения и радиостанцией. У наводчнка-оператора имеется комбинированный прицел БПК3-42, позволяющий вести уверенную стрельбу как днем, так и ночью.

Серьезно усиливают огневую мощь бронетранспортера и традиционные бойницы, расположенные по обоим бортам, через которые мотострелки могут вести огонь как из автоматов, так и из ручных пулеметов.

Имеющееся вооружение позволяет БТР-90 уничтожать танки и живую силу противника на дальностях свыше 4 км, бронетехнику, а также вертолеты и легкие инженерные сооружения на дальностях 2,5 км. Именно благодаря мощи вооружения БТР-90 дали меткое название: танк на колесах.

Как отмечают специалисты, комплект вооружения, установленный на БТР-90, можно рассматривать в качестве временного, поскольку есть мысли поставить на него разработанный Тульским КБ приборостроения для модернизации БМП-1 боевое отделение под названием «Кливер». А это — новая 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКМТ, новый ПТУР «Корнет> с четырьмя ракетами в боекомплекте. Это боевое отделение уже прошло испытания на БТР-80 и показало свою высокую эффективность. Весьма вероятно также появление на БТР-90 боевого отделения, заимствованного у БМП-3.

Что касается бронезащиты, то она значительно увеличена, причем как за счет утолщения бронелистов, из которых сварен корпус, так и за счет более рациональных углов их наклона. Благодаря этому экипаж машины стал надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков артиллерийских снарядов. А если учесть, что днище бронетранспортера имеет У-образную форму, то можно констатировать факт: и для мин этот «орешек» может оказаться не по зубам. Впрочем, этим разработчики бэтээра не ограничились. Они предусмотрели возможность установки дополнительного бронирования, а также систем пассивной и активной защиты.

БТР-90 оснащен многотопливным турбодизелем А-58 челябинского производства мощностью 510 л.с., который заимствован у боевой машины десанта БМД-3. Двигатель «всеяден»: он одинаково резв, и когда в баках залита солярка, и когда в трубопроводах течет керосин, и когда его нечем заправить кроме как бензином. К двигателю можно подобраться как изнутри, так и снаружи - через два люка моторно-трансмиссионного отделения. Оригинапьная автоматическая гидромеханическая реверсивная коробка передач позволяет распределять поток мощности отдельно на колеса левого и правого борта. Более того, новый бэтээр способен осуществлять разворот «по-танковому», то есть практически на месте. Для полного разворота ему достаточно плошади радиусом 6 метров.

В БТР-90 применена новая торсионная подвеска. Шины с централизованной регулировкой давления позволяют развивать на шоссе скорость до 100 км/ч, а на пересеченной местности - до 50 км/ч. Благодаря большому наклону лобового бронелиста, бэтээр способен с ходу преодолевать препятствия высотой до полутора метров. На БТР-90 установлены два водомета, позволяющие преодолевать водные преграды со скоростью 9 км/ч. Испытания в морских условиях показали, что машина способна плавать даже при волнении в 3 балла, а также свободно покидать десантный корабль и возвращаться на него.

Надо отметить и такое немаловажное для боя качество новой машины: она может двигаться даже в том случае. если четыре колеса - по два с каждого борта — окажутся поврежденными. БТР-90 способен действовать в весьма жестких и экстремальных условиях. Он оснащен системой противорадиационной защиты, а также защищает экипаж и десант от бактериологического оружия и химических веществ. В экспортных вариантах и при действиях в условиях высоких температур предусмотрено оснащение бэтээра системой кондиционирования воздуха.

БТР-90 - первый из отечественных бронетранспортеров, который планируется оснащать бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), позволяющей не только управлять двигателем и трансмиссией в автоматизированном режиме, но и диагностировать основные жизненно важные системы машины.

Высокие характеристики новейшего российского бронетранспортера вызвали вполне оправданный интерес за рубежом. Сообщалось о том, что машиной заинтересовались представители Соединенных Штатов Америки, Южно-Африканской Республики и некоторых другах стран. Специалисты из ЮАР, в частности, помимо остальных достоинств БТР-90, отметили его энерговооруженность, высокую маневренность, большой (более 500 м,м) клиренс машины, что позволяет активно эксплуатировать ее в горных условиях на высотах более 3000 метров.

Тактико-технические характеристики БТР-90
Боевая масса, т 22
Экипаж, чел. 3+7 десант
Размеры
Длина корпуса, мм 8200
Ширина корпуса, мм 3100
Высота, мм 3000
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм 2А42
Пулемёты 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение гранатомёт АГ-17, ПТРК «Конкурс-М»
Подвижность
Тип двигателя многотопливный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 510
Скорость по шоссе, км/ч более 100
на плаву — 12
Запас хода по шоссе, км 800
Колёсная формула 8?8
Тип подвески независимая торсионная с телескопическими гидроамортизаторами