В сербском городе Крагуевац на заводе «Црвена застава» в 40-50-е гг. прошлого века выпускались первые югославские ручные противотанковые гранатомёты (по-сербски - Ручни бацач) RRB M49 и RB M57. Развитие стратегии и тактики в годы Второй мировой войны поставили перед Югославией в 1945 г. вопрос о создании эффективного противотанкового оружия ближнего боя. Из-за недостатка бронетехники и противотанковых средств Министерство национальной обороны (MHO) Югославии обратило своё внимание на немецкий опыт борьбы с танками в период с 1942 по 1945 г. Его изучение показало, что для эффективного противодействия бронетехники противника требуется насытить свои пехотные части дешёвыми и эффективными противотанковыми средствами.
В качестве таковых рассматривались ручные противотанковые гранатомёты, которые по принципу действия относятся к динамореактивному оружию, и стрельба из которых ведётся надкалиберными кумулятивными гранатами. В качестве прообразов для первых югославских РПГ рассматривали знаменитые немецкие противотанковые гранатомёты Faustpatrone и Panzerfaust. В рамках реализации новой концепции противотанковой борьбы первым «Планом военной промышленности и кораблестроения на период с 1947 до 1951 г.» предусматривалось и производство нового ручного гранатомёта. Выпуск планировалось организовать на крагуевацком оружейном заводе «Црвена Застава» Но поскольку здесь также собирались начать сборку стрелкового оружия для Югославской армии, то все эти планы оказались трудновыполнимыми. Изначально предполагалось, что в 1947-1948 гг. будут изготовлены опытные образцы РПГ, а в 1949-м уже начнётся серийное производство. План предусматривал поставку в войска в 1949 г. - 100.000 гранатомётов, а в 1950 и 1951 гг. по 150.000 штук.
Однако на «Црвене Заставе», в «Институте №11» и в Отделе вооружения «Военно-технического института» (ВТИ), на которые было возложено создание и производство РПГ, как оказалось нет даже специалистов, способных взяться за разработку этого типа оружия. Поэтому производство RB (Ручни бацач - так на сербском называется РПГ) было передано на «Военно-технический завод» в городе Валево, где были хорошо подготовленные конструкторские кадры и имелось производство мин, взрывателей и ручных гранат. Во главе команды встал начальник Конструкторского бюро Антон Мешичек. Он ещё в 1946 г. начал работу над ручным противотанковым гранатомётом и кумулятивным боеприпасом к нему на базе немецкого Panzerfaust. Главной задачей для конструкторов стало создание многоразового гранатомёта (Panzerfaust был одноразовым), с высокой скоростью стрельбы, большой прицельной дальностью и увеличенной бронепробиваемостью кумулятивной гранаты.
Сначала конструкторы взялись за проектирование надкалиберной кумулятивной гранаты с гибким оперением. Мина состояла из составного корпуса с разрывным зарядом и кумулятивной воронкой, а также хвосотовой части с детонирующим устройством, взрывателем и хвостовым оперением. Хвостовая часть мины представляла собой деревянный стержень, к которому крепились четыре тонкие стальные пластинки (хвостовое оперение). Проектирование боеприпаса, получившего название Srno, было завершено инженером Буклишем в сентябре 1948 г. Длина мины составляла 552,5 мм, калибр головной части кумулятивной гранаты - 76,2 мм, диаметр деревянного стержня - 43,7 мм. Последним элементом кумулятивного боеприпаса, спроектированным конструкторами, стал взрыватель К-301, созданный на основе взрывателя ТК-12. Его чертежи были подписаны в июле 1949 г.
После этого Мешичек начал конструировать непосредственно ручной противотанковый гранатомёт. Он должен был представлять собой гладкостенную цельнонатянутую стальную трубу (ствол) калибра 44 мм и длиной 970 мм. На стволе крепился ударно-спусковой механизм с предохранителем спуска и бойковый механизм: ствольная коробка с продольно-скользящим затвором и спусковой механизм малокалиберной винтовки, пистолетная рукоятка с деревянными щёчками, магазинная коробка и защёлка магазина, вынесенная между рукояткой и спусковой скобой, и отъёмный однорядный коробчатый магазин ёмкостью шесть холостых патронов кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм (практически, капсюли-воспламенители).
Патронник был связан с трубой затравочным отверстием. От удара ударника затвора срабатывал холостой патрон, через затравочное отверстие он прожигал картонную гильзу и воспламенял порох в метательном заряде. Предохранитель выглядит как цилиндрический стержень, который отводится вправо и влево и блокирует спуск. Эффективная дальность стрельбы - 200 м, максимальная дальность стрельбы - 600 м, бронепробиваемость кумулативной гранаты - 100 мм (мина обр. 1949 г.) и 240 мм (более поздние мины обр. 1950 и 1951 гг.). Гранатомёт оснащён оптическим прицелом, позволяющим вести прицельный огонь на дистанции до 200 м, простым механическим прицелом и плечевым упором, которью присоединены к стволу стальными кольцами. Масса ручного гранатомёта 6200 г, боевая скорострельность - 3 выстр/мин, начальная скорость мины - 87 м/с. Метательный заряд имеет вид картонной гильзы, заканчивающейся с одной стороны резиновой прокладкой. Внутри находился заряд дымного ружейного пороха (420 г) и песок, расположенные между картонными перегородками (сопротивление песка увеличивало давление газов).
Был в то время и конкурирующий проект ручного противотанкового реактивного гранатомёта. В нём выстрел осуществлялся при помощи капсюлей-воспламенителей, которые располагались в однорядном съёмном магазине на три капсюля, расположенном у заднего края ствольной коробки. Однако комиссия Генерального штаба ЮНА выбрала ручной противотанковый гранатомёт системы Мешичка с продольно-скользящим затвором RRB M49 (РПГ обр. 1949 г.). Выпуск гранатомётов RRB M49 был налажен на предприятии «Црвена Застава» в городе Крагуевац, а выпуск кумулятивных гранат - на предприятии«Крушик» в городе Валево. Прототип и несколько бутафорских RRB M49 были сделаны для военного парада 1 мая 1948 г. В 1949 г. крагуевацкие оружейники изготовили 232 ручных противотанковых гранатомёта. Но к этому времени был замечен ряд недостатков РРБ М49: дорогое и сложное производство, неточность стрельбы, задержки и небольшая начальная скорость гранаты. Мешичек доработал оружие. Вследствие этого удалось упростить массовое производство: к стволу прикрепили антабки для крепления плечевого ремня, простой механический прицел и плечевой упор стали присоединять к стволу сваркой (без колец), изменили форму рукоятки и головки ручки предохранителя, улучшили оптический прицел (в плоскости объектива установили прицельные нити с О по 20, что облегчило пристрелку и дало возможность быстро производить поправки на ветер).
На «Крушике» была разработана ещё одна однозарядная конструкция ударно-спускового механизма: ударно-спусковой механизм вместе с пистолетной рукояткой вращались в вертикальной плоскости вниз на 90° - таким образом листовая боевая пружина с ударником на конце ставилась автоматически на боевой взвод. Снаряжение патронника капсюлем-воспламенителем производилось по одному капсюлю. Но этот вариант не был принят, поскольку он был хуже, чем конструкция, предложенная Мешичеком.
Ряд недостатков имела и граната RRB M49: маленькая пробивная способность (меньше, чем у немецкого Panzerfaust), высокая вероятность рикошетирования, взрыватель К-301 не срабатывал, если граната встречалась поверхностью цели с большим углом наклона. Поэтому конструкторы с «Крушика» 23 мая 1949 г. начали конструирование «Мины РРБ, группа Б», со стержнем стабилизатора из силумина - сплав алюминия с кремнием (4-22 % Si, 96-78% А1). А в феврале 1950 г. были завершены работы над новым взрывателем - К-302. Улучшенная мина пошла в производство под кодом RRB M50 (со старым взрывателем К-301) и RRB M51 (с взрывателем К-302 и разрывным зарядом в 610 г тротил-гексогена). Отдельной проблемой стало производство гибких металлических крыльев раскладного хвостового оперения, кумулятивной воронки, корпуса и обтекателя. Так как крагуевацкая и вальевская фабрики не успели освоить их производство они изготавливались на предприятии «ЕМО» в городе Целе (Республика Словения). «Предприятие Црвена Застава» продолжило серийное производство улучшенного гранатомёта RRB M49. В 1950 г. армии было поставлено 6625 ед., в 1951 - 3437, в 1952 - (только) 20 ручных гранатомётов. Именно тогда стало очевидно, что большинство недостатков не было исправлено, кроме того, для ручных противотанковых средств разработали новые очень жёсткие тактико-технические требования. Единственно правильным решением в создавшейся ситуации стало создание совершенно нового РПГ.