Винтовки под патрон кольцевого воспламенения калибра .22 LR были и остаются популярнейшим видом нарезного огнестрельного оружия. Причин тому множество - доступная цена и большой выбор боеприпасов, практически полное отсутствие отдачи и негромкий звук выстрела. При этом комбинация качественного оружия и матчевых боеприпасов в этом калибре позволяет добиваться исключительно высоких результатов стрельбы на кучность и точность. Благодаря такому сочетанию качеств .22 LR с полным основанием можно считать «школьной партой» стрелка из винтовки, и именно с этого калибра начинали свой путь очень многие охотники, спортсмены, профессионалы и просто любители точной стрельбы.
К сожалению, владение малокалиберной винтовкой в наших реалиях несколько омрачают сопутствующие бюрократические процедуры, трактующие оружие в калибре .22 LR как охотничье огнестрельное нарезное - не делая, таким образом, разницы между этим маленьким патрончиком и каким-нибудь серьезным монстром наподобие .338 Lapua Magnum. С точки зрения разрешительной системы, разницы тут нет никакой. В странах, где законы о владении оружием несколько проще, малокалиберные винтовки приобретаются в основном как оружие развлекательно-тренировочное, очень часто на подарок сыну-подростку (либо дочери, что тоже случается). У нас же эту нишу занимает пневматическое оружие калибра 4,5 мм, не требующее лицензирования - хотя различия между пневматикой и нарезным «огнестрелом» - пусть даже таким, как .22 LR, на деле довольно серьезные.
Как бы там ни было, все же не стоит забывать, что патрон .22 LR - это не игрушка, и его пуля при удачном стечении обстоятельств может улететь на дистанцию больше 1000 м (для справки: угол бросания при этом должен быть порядка 27 градусов). Именно с этим связан отечественный запрет охоты с нарезным оружием на птицу - чтобы вверх не стреляли.
Оружие под самый популярный калибр выпускает множество производителей, причем на любой вкус и кошелек. Сегодня мы остановимся на продукции американской компании Savage Arms - хотя бы потому, что выпускаемые ею и давно заслужившие признание в родных США винтовки в наших краях все еще являются диковинками. В ассортименте оружия Savage Arms винтовки под калибры кольцевого воспламенения занимают весьма почетное место. Разобраться в их номенклатуре не очень просто, но возможно. Итак, винтовки с продольно-скользящим затвором под патрон .22 LR у Savage входят в серию Mark II; полуавтоматы под этот же патрон - в серию 64. Есть также отдельная линейка оружия под магнум-калибр .22WMR - она носит порядковый номер 93. Нужно отметить, что каждая из этих серий насчитывает более десятка моделей: с пластиковыми или деревянными ложами различных форм и расцветок, с толстыми и тонкими стволами разнообразной длины, с открытыми прицельными приспособлениями либо без них, с оптическими прицелами в комплекте и т.д. Поэтому из всего ассортимента «мелкашек» Savage Arms мы отобрали несколько моделей, которые больше всего приглянулись лично автору.
«Только точные винтовки представляют интерес», - сказал, как отрезал, полковник Таунсенд Уэлен (Townsend Whelen) и был, по нашему мнению, абсолютно прав. Нисколько не умаляя достоинств легких охотничьих конфигураций, при выборе оружия экземпляры с толстыми матчевыми стволами и другими конструктивными средствами повышения кучности всегда предпочтительнее. Ведь всякий, кто любит стрельбу в тире, наверняка согласится, что нет ничего хуже, чем пытаться определить: собственные ли это ошибки на мишенях, или все же «фокусы» недостаточно кучной винтовки? Поэтому в дальнейшем речь у нас пойдет о моделях Savage Mark II FVXP и FV-SR - толщина и матчевость их стволов не вызывают никаких сомнений.
Несмотря на «несерьезность» калибра, при ближайшем рассмотрении винтовки Mark II сразу же производят впечатление вполне серьезного оружия. Качество их изготовления ничем не уступает винтовкам Savage Arms под патрон центрального боя, а толщине матчевого ствола в 20,5 мм позавидовали бы многие «взрослые» варминт-представители. Ствол цилиндрического профиля, как и полагается высокоточному оружию, у этих моделей свободно вывешен. Хотя нужно отметить, что пластиковая ложа все же хлипковата - она легко изгибается и скручивается под боковой нагрузкой и потому способна иногда касаться ствола внутренней поверхностью цевья слева или справа - так что при стрельбе приходится быть аккуратным.
Винтовки Mark II выпускаются подразделением Savage Arms в Канаде, и, по заверениям многих американских стрелков, найти более кучные модели калибра .22 LR вообще и за такую цену в частности просто нереально. Этому в очень большой степени способствуют фирменные технологии изготовления стволов, а также использование знаменитого спускового механизма AccuTrigger, легкого, регулируемого и одновременно абсолютно безопасного, поскольку благодаря специальной предохранительной пластине в прорези спускового крючка, перехватывающей шептало при срыве спуска, случайный выстрел практически исключен. Если же выжимать спусковой крючок одновременно с пластиной, то спуск происходит плавно и четко. Savage не без оснований гордится своим спуском AccuTrigger - и то, что они смогли внедрить его еще и в линейке малокалиберного оружия (это потребовало серьезной переделки конструкции спускового механизма), однозначно заслуживает аплодисментов.
Затворная группа Mark II устроена довольно традиционно. Запирание здесь, как и в большинстве оружия такого типа, осуществляется рукояткой затвора за вырез в стенке ресивера. Интересно, что на ресивере в районе патронника с обеих сторон предусмотрены отверстия для аварийного сброса пороховых газов в случае разрыва гильзы - и отверстия эти довольно крупные. При этом нормальной работе винтовки они не мешают. На личинке затвора друг напротив друга размещаются экстракторы гильзы. Отражатель интегрирован в ресивер, выброс гильзы происходит вверх и вправо. Винтовки оснащены магазинной системой питания и комплектуются коробчатыми магазинами на пять патронов - их довольно легко снаряжать, и никаких проблем при работе с ними не возникает. Движения затвора поначалу могут показаться излишне шероховатыми - это следствие защитного фосфатирования ресивера и самого затвора. Достичь желанной плавности со временем помогут интенсивное холощение либо настрел в 100-200 патронов, после чего часть покрытия отполируется от трения деталей. Также скольжение затвора можно улучшить, к примеру, нанесением на трущиеся поверхности тефлоновой смазки.
Отличие двух моделей, выбранных для тестового отстрела, состоит, прежде всего, в длине ствола: для Mark II FVXP это 53 см, а для Mark II FV-SR всего 42 см. При этом на стволе последнего выполнены продольные каннелюры, а в дульной части предусмотрена резьба стандарта 1/2”-28 UNEF для установки саундмодератора. Таким образом, предпочесть модель с более длинным стволом стоит только в том случае, если вы точно знаете, что собираетесь стрелять без глушителя - и, соответственно, наоборот. Хотя нужно сказать, что на открытом воздухе звук выстрела из Mark II FVXP слабо отличается от такового для пневматической винтовки, совершенно не требуя применения средств защиты слуха. В помещении, впрочем, да еще при сверхзвуковом скоростном патроне - другое дело, поэтому не забывайте наушники.
У целевых винтовок с массивным стволом его меньшая длина дает еще одно преимущество - общий баланс оружия получается более привычным, вести стрельбу с рук и навскидку будет значительно удобнее. Вдобавок у модели с коротким стволом еще и более удобная рукоятка затвора увеличенного размера, что тоже приятно. А вот чего нет у обеих моделей, так это открытых прицельных приспособлений; при желании придется приобретать и устанавливать их самостоятельно. Еще одно различие - это комплектация. Дело в том, что Mark II FVXP поступает с завода с оптическим прицелом традиционной охотничьей кратности 3-9х40 (в нашем случае - производства Bushnell), установленным на раздельные базы с простыми кольцами. Что же касается Mark II FV-SR, то на ней предустановлена цельная планка Пикатинни, а оптику мы на нее сейчас подберем.
Черные пластиковые ложи и толстые матчевые стволы черного же цвета наших моделей вызывают однозначные тактические ассоциации. Поэтому принимается решение вести отстрел с сошек Harris S-BRM - тем более что у каждой винтовки снизу на цевье предусмотрена соответствующая антабка. Вместо заднего мешка под прикладом - кулак левой руки; так мы как бы имитируем условия, в которых может оказаться начинающий стрелок-снайпер в поле. Если, конечно, в полях встречаются столы и стулья - занять позицию лежа на стрельбище в этот раз оказалось невозможным, а жаль.
На винтовку Mark II FV-SR мы устанавливаем саундмодератор Ase Utra Zet-Z CQBS - его компактные размеры здесь как раз очень уместны. А вот над выбором оптики приходится призадуматься. Руководствуясь принципом «лучше перебдеть, чем недобдеть», мы выбираем Nikko Stirling TargetMaster 6-24?56. Прицел этот на коротком карабинчике выглядит просто громадным, о чем нас и пытались предупредить старшие товарищи. Зато, с другой стороны, в него прекрасно видно мишень - и еще более прекрасно видны колебания перекрестья сетки прицела на мишени, вызванные пульсацией нашего «заднего мешка». Теперь понятно, почему ни один уважающий себя стрелок не отправляется в поле или на стрельбище без этого простого, но очень нужного аксессуара - либо без специальной толстой перчатки, превращающей кулак в монолит. С голым кулаком под прикладом устранить влияние пульса на прицеливание оказывается не так-то просто.
Как бы то ни было, а по итогам пристрелки мы приходим к выводу, что устанавливать прицел таких размеров и такой кратности на укороченную винтовку вроде Savage Mark II FV-SR практического смысла не имеет. Лучше обойтись максимальной кратностью порядка 12-16х при передней линзе не более 40-42 мм в диаметре. Этого будет вполне достаточно, чтобы вести прицельную стрельбу на дальность 50 и 100 метров.
Пластиковая ложа, на которую мы уже жаловались при первичном осмотре, продолжила портить нам настроение. В этот раз пришлось сетовать на отсутствие подъема щеки, необходимого для комфортной стрельбы с установленной оптикой - причем как с комплектной заводской, так и с плодом нашей гигантомании. Это несложно исправить - дополнительный аксессуар-подщечник производства Blackhawk! застегивается на прикладе, а его высота регулируется подкладываемыми под него обрезками монтажного пенополиэтилена. Цвет, правда, не очень подходящий, но в результате нам удается получить достаточное поднятие гребня приклада, чтобы комфортно стрелять - а это главное.
Кстати сказать, не мы одни страдаем от нерасторопности производителей в этом вопросе. Если посмотреть на Youtube ролики о стрельбах морских пехотинцев США из винтовок М40, то у многих из них дополнительные подщечники чаще всего примотаны к прикладам банальным серым скотчем. Хотя, казалось бы, уж где-где, а в США жаловаться на недостаток аксессуаров для подобных винтовок никак нельзя. Но, судя по всему, примотать что-нибудь скотчем - это тот максимум самостоятельной модификации служебного оружия, который позволен рядовому морпеху…
Вдох, выдох, задержка дыхания… плавно тянем за спусковой крючок. Щелк! В высокократный прицел отлично видно, как на мишени, установленной на дальности 50 м, появляется аккуратная дырочка. Щелк! Щелк! А дырок-то на мишени больше не становится - просто отверстие немного увеличивается. Щелк! Еще одна чуть левее… Щелк! Ну вот, так всегда. Последний выстрел в группе из пяти - досадный отрыв. А все из-за нетерпеливости, совершенно несовместимой с высокими стрелковыми результатами. Теперь придется щелкать заново. Щелкать, потому что назвать раздающиеся звуки выстрелами как-то даже не поворачивается язык - и это мы стреляем из длинной Mark II FVXP, которая без саундмодератора. Из второй винтовки, укомплектованной глушителем Ase Utra Jet-Z CQBS, пули вообще вылетают настолько тихо, что кажется, будто звук их удара в мишенный щит звучит громче, чем щелчок ударника. Звука выстрела как такового нет вообще. При этом общая длина винтовок сравнялась - компактный саундмодератор добавил всего около 10 см длины.
Секрет отсутствия звука выстрела заключен в патронах - они у нас дозвуковые. Это матчевые - и очень дорогие по меркам «мелкашки» - Lapua X-Act. Средняя скорость пули по хронографу - порядка 315-320 м/с. Это патроны, которыми стреляют, например, биатлонисты - и точность которых настолько эталонна, насколько это вообще может быть. Такие патроны нужны нам, чтобы получить хорошие результаты в тестах кучности винтовок - по крайней мере, если оставить за скобками руки стрелка. Разумеется, у реального владельца выбор патронов в .22 LR гораздо больше - от самых доступных вариантов для развлекательной стрельбы до высокоскоростных охотничьих с очень настильной траекторией пули.
Винтовки же ведут себя абсолютно предсказуемо: спусковые механизмы AccuTrigger работают отлично, подача из магазина не вызывает вопросов, движения затвора - плавные и экономные. Главная задача стрелка - выбрать такое удержание оружия, чтобы при выстреле оно смещалось абсолютно одинаково. В этом случае пробоины от пуль на дистанции 50 м, что называется, «вяжутся». Если же исполнение выстрела неидеально, результат не замедлит сказаться - уже по характеру реакции винтовки в руках можно заранее предсказать, в какую сторону и на какое расстояние от общей группы уйдет пуля.
Переход на 100-метровый рубеж потребовал ввода заметной вертикальной поправки - порядка 20 см. Также сразу стало заметно влияние ветра на открытом стрельбище - даже небольшое дуновение способно «сдуть» легкую и медленную пульку на сантиметр-два в сторону. Для такого точного оружия - это уже много; нужно ставить ветровые индикаторы-флаги и учиться работать с ветром. Подытоживая вопрос кучности, скажем так: когда стрелок все делает верно, а условия позволяют, винтовка не выходит за габариты десятикопеечной монеты на дистанции 50 м и пятикопеечной - на 100 м. Остается лишь научиться этот потенциал реализовывать. И очень часто подобное оружие необходимо именно для учебы - причем не только новичкам.
Собственно, постреляв из такого оружия, сразу понимаешь, отчего его называют школьной партой снайпера. Использование точной винтовки и точного патрона в калибре, имеющем минимальную отдачу, позволяет сразу же видеть - и мгновенно устранять - все те небольшие, но досадные ошибки в производстве выстрела, которые на более мощных калибрах маскируются их серьезной отдачей. Здесь же все видно, как в микроскоп: прижал ли сильнее, чем надо, к плечу, сжал ли чуть иначе пистолетную рукоятку, изменил ли положение указательного пальца на спуске или характер его обработки. Сразу же чувствуется, что винтовка отреагировала иначе - и заранее становится понятно, что пробоина на мишени оторвется от группы. Даже можно предсказать, в какую сторону оторвется и на какую величину - а взгляд в прицел это лишь подтверждает.
Что ж, великомудрые аксакалы пулевой стрельбы не зря говорят, что добротная винтовка калибра .22 LR должна стоять в сейфе каждого стрелка, претендующего на звание «высокоточника» - и заниматься с ней имеет смысл регулярно. Благодаря компании Savage Arms и ее продукции возможность реализовать это желание наконец появляется даже у тех, кто раньше не мог позволить себе спортивную малокалиберную винтовку от именитых брендов - по причине ее высокой стоимости. Остается лишь подобрать к вашему «Сэведжу» подходящий прицел, немного «обвесить» по вкусу, выбрать качественные патроны - и скорей на стрельбище!