С начала 60-х годов фирма «Colt’s Manufacturing Company» стала активно предлагать для принятия на вооружение американской армии винтовку Colt AR-15. В середине 1964 года на её базе была разработана целая гамма различных вариантов, наиболее интересным из которых был короткий карабин, названный Colt CAR-15. Первые модели были очень похожи на винтовку Colt AR-15 и имели стволы длиной 381 и 406 мм (15 и 16 дюймов). Карабины имели укороченное цевье и газоотводное отверстие другого диаметра, необходимого для надежной работы автоматики. После экспериментальных исследований удалось уменьшить вес затвора.
В 1966 году фирма «Кольт» серьезно занялась усовершенствованием карабина Colt CAR-15. В настоящее время его отличительными чертами являются стандартизованный телескопический приклад и 254-мм (10-дюймовый) ствол. Из-за чрезмерного шума при выстреле и большого дульного пламени, вырывавшегося из короткого ствола, «Кольту» пришлось установить специальный «шумо/пламегаситель».
После принятия на вооружение первоначальному варианту Colt CAR-15 с 10-дюймовым стволом было присвоено обозначение XM177E1. Вскоре длину ствола увеличили до 292 мм (11,5 дюйма), а обозначение сменили на XM177E2. Этот вариант в каталогах «Colt» представлялся под названием «XM-177E1 Commando». Полюбившийся в спецподразделениях и в LRRPs карабин Colt CAR-15 / XM177E2 практически по всему Вьетнаму стал символом принадлежности к особому, элитному классу военнослужащих. Спецподразделения часто использовали ранние образцы XM177, а ВВС США приняли на вооружение этот карабин как 5,56-мм пистолет-пулемет GAU-S/A.
Общая длина ствола с установленным пламегасителем составляла всего 356 мм (14 дюймов). Этот удобный, компактный карабин в ближнем бою превосходил любое другое оружие, несмотря на все его недостатки. В 1968 году восторги по поводу Colt CAR-15 резко сократились из-за огромного количества задержек в работе автоматики.
Длина ствола все-таки была недостаточной, чтобы пороховые газы могли обеспечить хоть сколько-нибудь надежное функционирование карабина. Темп стрельбы колебался в ужасающих пределах. Шумо/пламегаситель быстро засорялся и после этого практически не уменьшал звук выстрела, и при стрельбе из 10- или 11,5-дюймового стволов грохот был непереносимым. Назначение первоначального дульного насадка, устанавливавшегося на XM177E1, было ограничено лишь снижением шума до уровня стандартной винтовки М16 с 20-дюймовым стволом (508 мм). Как только такой глушитель засорялся, кроме усиления звука при выстреле появлялась опасность возможного контакта вылетающей пули со стенками глушителя, что могло привести к значительному снижению точности стрельбы.
Пока многие бойцы умилялись крохотным и удобным XM177E2, его недостатки оказались столь значительными, что в 1969-1970 годах вся серия XM177 карабинов Colt CAR-15 была изъята из войсковых подразделений, а их производство на «Colt» полностью прекращено. Казалось, что проект Colt CAR-15 похоронен. Но уже в середине 70-х «Colt» возобновил продажи всемирно известного Colt CAR-15 с 11,5-дюймовым (292 мм) стволом под названием «Commando M733».
Проведенные Корпусом морской пехоты США испытания показали, что те карабины, длина ствола на которых не достигала 14 дюймов (356 мм), имели серьезные проблемы при стрельбе. Но при стволе уже в 14,5 дюйма (368 мм) Colt CAR-15 демонстрировал абсолютно такой же уровень надежности, как и обычная винтовка M16. Как оказалось, в середине 70-х «Colt» принял очень мудрое решение, выпустив на рынок карабины Colt CAR-15 с удлиненным стволом.
В конце 70-х появился гражданский самозарядный вариант винтовки Colt CAR-15, имевшей телескопический приклад, короткую верхнюю рукоятку и 16-дюймовый (406 мм) ствол. Назывался этот вариант «Спортивный карабин Кольт», и он быстро стал среди покупателей наиболее желанной винтовкой среди всей продукции «Кольта».
Colt CAR-15 шел нога в ногу с наиболее знаменитыми винтовками Colt AR-15 и M16A2. В 80-х годах к нему резко возрос интерес со стороны американской армии. Основное влияние оказала заинтересованность спецподразделений, где всецело приняли Colt CAR-15 как идеальное компактное оружие в качестве основного. В настоящее время подобный карабин имеет обозначение Colt M4 и очень удобен при транспортировке. Одна из отличительных особенностей Colt CAR-15 - это его выдвижной приклад. Первые карабины имели алюминиевый затылок с нейлоновым покрытием, установленный на алюминиевом цилиндре возвратной пружины. Современные Colt CAR-15 имеют приклады из стеклонаполненного нейлона, которые по прочности и долговечности ничуть не уступают своим предшественникам.
С технической точки зрения, Colt CAR-15 почти не отличается от современных ему вариантов винтовки M16 - он имеет такую же ствольную коробку из алюминиевого сплава, состоящую из двух частей, такую же автоматику с прямым отводом пороховых газов в затворную раму и поворотным затвором с 8 боевыми упорами. Возвратная пружина находится в прикладе, и потому все варианты Colt CAR-15 оснащаются не складными вбок или вниз, а телескопическими прикладами. В зависимости от модели, Colt CAR-15 может иметь полностью автоматический режим огня или огонь с отечкой очереди по 3 патрона (в добавление к обязательному режиму одиночных выстрелов).
Colt CAR-15 - это идеальное оружие для стрельбы навскидку, и при желании из него легко можно поразить цель на расстоянии до 200 метров. Он прост в обращении и не требует тщательного ухода при хранении. Огромное количество различного рода насадок и дополнительных устройств характерно для всего семейства винтовок Colt AR-15, поэтому вы можете скомплектовать свой карабин как вам заблагорассудится.
Характеристики Colt CAR-15
Масса, кг: 2,44 (без магазина)
Длина, мм: 762—680 (в зависимости от позиции приклада)
Длина ствола, мм: 254 (CAR-15), 292 (XM177E2)
Патрон: 5,56?45 мм НАТО
Калибр, мм: 5,56
Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор
Скорострельность, выстрелов/мин: 750
Начальная скорость пули, м/с: 838
Вид боепитания: коробчатый магазин на 30 патронов