Производство вертолета Bell Model 212 было налажено в Италии вскоре после того, как в США был разработан двухдвигательный вариант вертолета Model 205. Bell 212 (и его итальянский вариант AB.212) представлял собой фюзеляж вертолёта Model 205 с двумя установленными на него двигателями Pratt & Whitney Canada РТ6Т-3 Turbo Twin-Рас. Два двигателя обеспечивали большую безопасность полёта, чем один; вертолёт Model 212 способен выполнять горизонтальный полёт с одним работающим двигателем. По размерам и составу бортового оборудования вертолёт AB.212 близок к вертолёту AB.205A-1, но обладает значительно большей надежностью. Поставки вертолётов AB.212 заказчикам начались осенью 1971 года.
В базовом варианте вертолёт AB.212 предназначен для перевозки 14 человек и одного члена экипажа - летчика, однако кабина просто адаптируется для выполнения иных задач, в частности - VIP-перевозок. На вертолете предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования: лебедки, крана для перевозки грузов на внешней подвеске, дополнительных топливных баков, поплавков, лыжного шасси и прочего оборудования по желанию заказчика. Кабина при необходимости переоборудуется для перевозки раненых на шести носилках и двух сидячих мест для медперсонала. С учетом опыта разработки модификации AB.204AS фирма «Agusta» разработала вариант AB.212ASV/ASW, предназначенный для борьбы с надводными и подводными целями. Данная модификация предназначена для базирования на корабельных площадках ограниченных размеров. Конструкцию вертолёта палубного базирования пришлось усилить, добавить узлы крепления вертолёта к палубе и обработать вертолёт антикоррозионной зашитой.
Самым заметным внешним отличием корабельной модификации стал массивный обтекатель поискового радиолокатора (по желанию заказчика вертолёт оснащается РЛС разного типа, в том числе Ferranti SeaSpray), был изменен состав бортового электронного оборудования вертолёта, а также состав приборного оборудования кабины. В грузовой кабине оборудован тактический центр обработки информации с местами для двух операторов. В состав системы управления включен автопилот; приборное оборудование позволяет выполнять полёты круглосуточно в любых метеоусловиях. В составе бортового оборудования совместно с автопилотом с системой автоматической стабилизации полёта работают радиовысотомер и допплеровская навигационная система, что позволяет вертолёту в автоматическом режиме выходить на любой из выставленных радиогидроакустических буев. Навигационная система в автоматическом режиме отображает местоположение вертолёта на экране радиолокатора, установленного в тактическом центре обработки информации и определяет координаты цели, обнаруженной гидроакустической станцией Bendix AQS-186/F.
Установленный на вертолёте AB.212ASW поисковый радиолокатор в сочетании с линией передачи данных позволяет использовать вертолёт для загоризонтного наведения корабельных управляемых ракет класса «поверхность-поверхность». Для выполнения поисково-спасательных задач вертолёт оборудован внешней гидравлической лебедкой. Штатный экипаж вертолёта состоит из трех-четырех человек, включая двух операторов тактического центра, но вертолёт способен перевозить ещё до семи пассажиров. Для выполнения иных задач вертолёт AB.212ASW оборудуется краном грузоподъемностью 2270 кг или лебедкой грузоподъемностью 270 кг, поплавками, внешними и внутренними топливными баками.
Разработка вертолёта AB.212ASW началась В1971 году. Прототип поступил для оценочных испытаний в ВМС Италии в 1973 году. Серийные вертолёты AB.212ASV/ASW поступили на вооружение в 1976 году. Фирма построила более 100 вертолётов для семи заказчиков, крупнейшим из которых стал военно-морской флот Италии, получивший 60 машин. Первые 12 вертолётов AB.212ASV/ASW ВМС Италии были оснащены радиолокаторами MEL ARI. 5955, остальные радиолокатором APS-705, позволявшим применять с вертолёта легкие противокорабельные ракеты. В ВМС эти вертолеты стали стандартными для кораблей класса эсминец и фрегат. Вертолёт AB.212ASV/ASW в противолодочном варианте несет две самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк 44 или Мк 46, или MQ44, в противокорабельном варианте - две управляемых ракеты AS12. Вертолёты ВМС Италии доработаны путем установки системы Marte Mk.II с РЛС SMA MM/APS-706 под использование противокорабельных ракет Sea Killer Mk.2.
Греция получила 14 вертолетов AB.212ASV/ASW, включая три в варианте радиоэлектронной борьбы. ВМС Перу закупили пять вертолётов AB.212ASV/ASW. Десять вертолётов AB.212ASV/ASW ВМС Испании вооружены ракетами AS12 и пулемётами, они используются с десантного вертолётоносца «Галисия» для огневой поддержки десанта. ВМС Турции изначально закупили 12, а затем еще четыре вертолета AB.212ASV/ASW в варианте с радиолокаторами Seasprey и противокорабельными ракетами Sea Skua. Вертолёты базировались на фрегатах типа «Явуз» Несколько вертолётов ВМС Турции доработаны в вариант РЭБ - AB.212AS(EW). Венесуэла эксплуатирует не менее шести вертолётов AB.212ASV/ASW, вооруженных противокорабельными ракетами OTO Melara Sea Killer.
Тактико-технические характеристики Agusta-Bell AB.212
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 14 пассажиров
Диаметр несущего винта, м 14.64
Длина, м 17.30
Высота, м 3.83
Масса, кг
- пустого 2962
- максимальная взлетная 5082
Тип двигателя 2 ГТД Pratt & Whitney Canada РТ6Т-3 Turbo Twin-Рас
Мощность, л.с. 2 х 900
Максимальная скорость, км/ч 223
Крейсерская скорость, км/ч 186
Практическая дальность, км 439
Скороподъемность, м/мин 532
Практический потолок, м 5305