Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-76 (H-76 Eagle) предназначен для выполнения транспортных операций и оказания огневой поддержки с воздуха. В 70-х годах наметился устойчивый интерес к экономичным вертолетам, рассчитанных на перевозку пассажиров. Успех фирмы Белл со своей моделью "206" заставил руководство фирмы Сикорский в 1974 году предпринять попытку создания вертолета, который вскоре начал рекламироваться как первый коммерческий, ориентированный на эксплуатацию в гражданском секторе экономики. Особо подчеркивалась его приспособленность для перевозки персонала, обслуживающего нефтяные и газовые платформы в отрытом море. В 1975 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию 14-местного пассажирского вертолета S-76, названного «Spirit». Первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 13 марта 1977 г., а первый серийный вертолет, полностью сертифицированный согласно правилам полетов по приборам, был поставлен 27 февраля 1979 г.
В новом вертолете, не в последнюю очередь уделено большое внимание эстетическому виду. И конечно, использованы технологические разработки, апробированные на вертолете Sikorsky S-70. Каждая из четырех лопастей несущего винта изготовлена из сочетания полых лонжеронов титанового сплава, сотового заполнителя и стеклопластиковой обшивки. Используется нелинейная крутка лопастей по размаху. На концах лопастей имеется стреловидность для уменьшения изгибающих моментов на больших скоростях, снижения шума и вибрации. Лопасти соединяются со втулкой несущего винта посредством конических эластомерных подшипников, срок эксплуатации которых составляет 2000 часов. Хвостовой винт выполнен из композиционного материала на основе графита. В пассажирской кабине размешается 12 человек. Четыре двери открываются, как у автомобиля. Трехопорное шасси - убирающееся. Фюзеляж изготовлен из сочетания металлических и композиционных материалов.
В феврале 1979 года началась коммерческая эксплуатация Sikorsky S-76. Была надежда, что вертолет смогут покупать небольшие государства Европы и Азии. Первую партию из восемнадцати вертолетов закупила Иордания. Однако массовых закупок из-за высокой стоимости фирме первоначально организовать не удалось. Выход был найден традиционный - модернизация Sikorsky S-76 в военный вариант. Вариант Sikorsky S-76A (AUH-76) был объявлен как многоцелевой вертолет, способный выполнять транспортные операции и оказывать огневую поддержку с воздуха. В апреле 1982 года Sikorsky S-76A был продемонстрирован военным экспертам. На Sikorsky S-76A установлены сдвижные двери в кабину и грузовой отсек, неубирающееся шасси, взрывобезопасные топливные баки, бронированные сиденья летчиков, места для 10 десантников, арматура для крeплeния 16 ПТУР BGM-71 Tow, пулемета калибра 7,62 мм. На входе в двигатель установлен сепаратор очистки воздуха от посторонних предметов.
Двухлетняя программа сертификации стала результатом использования усовершенствованного сочетания динамических систем и силовой установки, разработанных исходя из военных требований. Однако модернизация вертолета продолжалась и тогда, когда началось серийное производство, которое с 1 марта 1982 г. переключилось на улучшенный вариант S-76 Mk.2. Он отличается усовершенствованной системой кондиционирования, улучшениями динамической системы, более простыми, с точки зрения технического обслуживания, панелями и улучшенным вариантом ТВД Allison 250, который позволяет увеличить гарантированную выходную мощность.
В 1983 г. поднялся в воздух первый вертолет Sikorsky S-76B. Он имеет два двигателя Рratt-Whitney Canada PT6B-36A, каждый мощностью по 771 кВт/1033 л.с., а также аэродинамические усовершенствования, разработанные для вертолета UH-60, и полностью отвечает требованиям правил полетов по приборам категории А. В 1984 году начались испытания другой модификации Sikorsky S-76B (H-76 «Eagle»), на которой установлены более мощные двигатели PT6B-36B. При этом масса полезной нагрузки увеличилась на 499 кг. С другой стороны пришлось увеличить фюзеляж, усилить несущий винт и втулку винта. Появился лазерный дальномер, интегральная система управления огнем. Полезная нагрузка включает 10 десантников или 1500 кг на внешней подвеске. Уделено внимание защите вертолета от управляемых ракет противника (система предупреждения об облучении, ложные тепловые цели, выброс металлизированных лент).
В 1985 году предложен еще один вариант Sikorsky H-76N для военно-морского флота. Круг выполняемых задач традиционен: наблюдение и целеуказание морских целей, борьба с подводными лодками. В этом варианте усилено шасси, установлены складывающийся винт и система крепления к палубе. Вертолет оснащен РЛС кругового обзора, все вычисления выполняет цифровая ЭВМ. Вертолет оснащен радиолокационной станцией кругового обзора Seaspray 3 или MEL Super Searcher, все вычисления выполняет цифровая ЭВМ. Возможна установка опускаемого в воду гидролокатора. Мощность двигателя Allison 250-C345 доведена до 548,3 кВт. На внешних узлах подвески он способен нести две торпеды Mk 46, Mk 50 Barracuda, Stingray, A 244/S или ПКР Sea Skua. Двенадцатиместный вариант Sikorsky S-76C был представлен в июне 1989 г. и поднялся в воздух в мае 1990 г. с двигателями Turbomeca Arriel 1S1. К этому времени на него уже поступили военные заказы из Гонконга и Испании. Военные варианты Sikorsky S-76 приняты на вооружение в США и проданы в ряд государств Азии.
На основе S-76 был создан экспериментальный вертолет S-75, построенный почти целиком из композиционных материалов. На долю алюминиевых и стальных сплавов приходится только 15,6% массы. Был достигнут выигрыш в массе 25,2%, стоимости - 24,5%, надежности - 25%. С 27 июля 1984 года начались летные испытания. В ходе испытаний выяснилось, что необходим крепеж из нержавеющей стали, а для защиты от ударов молний - металлическая сетка, покрывающая всю конструкцию. Полученные результаты будут использованы в следующем поколении вертолетов Сикорского.
Производились или были разработаны следующие варианты.
S-76 - первоначальный серийный вариант.
S-76A - непроданные вертолеты S-76 с ТВД Turbomeca Arriel. Производились как спасательные вертолеты для ВВС Гонконга с прожекторами и турелью под носовой частью фюзеляжа для бортовой ИК-системы FLIR и системы подвижной радиолокационной цели. S-76 Mk.2 - серийный всепогодный транспортный вариант.
S-76 «Утилити» - упрощенный вариант вертолета S-76 Mk.2 со сдвижными люками и неубирающимся шасси.
AUH-76 - вертолет общего назначения; корпус как у вертолета S-76 «Утилити», но оснащался авионикой и оружием.
S-76B - серийный вариант с ТВД Pratt & Whitney Canada PT6B-36B.
S-76C - серийный вариант с ТВД Turbomeca Arriel 2S1.
S-76C+ - Модернизированная версия, оснащенная улучшенными турбовальными двигателями Turbomeca Arriel 2S1 с FADEC.
S-76C++ - с двигателями Turbomeca Arriel 2S2
S-76D - оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW210S. Также имеется Thales Topdeck и улучшенная шумовая характеристика по сравнению со всеми предыдущими вариантами.
H-76 Eagle — вооруженный вариант вертолета S-76B.
H-76N — проектный вариант военно-морского вертолета.
Описание конструкции Sikorsky H-76
Фюзеляж вертолета Sikorsky H-76 монококовой конструкции выполнен с использованием композиционных материалов. Носовая часть фюзеляжа изготовлена из стекловолокна, в конструкции грузовой кабины использованы легкие сплавы и сотовый заполнитель, хвостовая балка полумонококовой конструкции выполнена из легких сплавов, обтекатели изготовлены с применением кевлара. Из кевлара выполнены также панели обшивки фюзеляжа, смотровые панели, двери, каркас фонаря кабины, пилон несущего винта. Силовой набор усилен (по сравнению с исходным вертолетом S-76) в зоне установки вертикального и горизонтального оперения, главного и промежуточного редукторов, редуктора рулевого винта, втулки и вала несущего винта. Планер вертолета рассчитан на перегрузку 2,5. Фюзеляж имеет усиленную обшивку, способную выдерживать действие пуль и снарядов калибром 12,7 мм.
В кабине экипажа, оборудованной для первого и второго летчиков, по требованию заказчика устанавливаются съемные бронированные сиденья. В варианте для полетов по приборам кабина выполняется двухместной, в варианте для визуального полета - одноместной. Доступ в кабину экипажа осуществляется через две боковые двери, откидывающиеся на шарнирах. Грузовая кабина объемом ~5,8 м3 компонуется в зависимости от назначения вертолета. В десантном варианте в кабине устанавливаются сиденья для десяти полностью вооруженных десантников или семи десантников плюс комплект вооружения. При эвакуации вертолет транспортирует 12 чел., а в экстремальной ситуации-до 16 чел., размещенных на полу при демонтированных сиденьях. При поисково-спасательных операциях и в санитарном варианте в кабине можно установить трое носилок для раненых и сиденья для двух сопровождающих, в экстремальной ситуации шесть раненых размещаются на полу. С каждой стороны кабины имеются сдвижные двери. Пол площадью 4,18 м2 имеет усиленную конструкцию, допустимая нагрузка на пол составляет 976 кг/м2. Багажный отсек объемом 1.08 м3 может также использоваться для размещения оборудования. Предусматривается установка лебедки с грузовым тросом, рассчитанным на усилие 1500 кг.
Несущий винт, разработанный на базе винта вертолета UH-60A, имеет шарнирное крепление лопастей. Лонжерон и обшивка носка лопасти выполнены из титанового сплава с противоабразнвными накладками из никелевого сплава. Отсеки хвостовой части лопасти слоистой конструкции с сотовым заполнителем выполнены из кевлара, обшивка лопасти - из стеклопластика. Комлевая часть лопасти изготовлена из углеволокна, цапфа осевого шарнира - из титанового сплава, стреловидная трапециевидная законцовка лопасти - из кевлара. Рулевой винт, выполненный из КМ (кевлар, стеклопластик, углепластик), имеет перекрестно-торсионную конструкцию: каждая пара противолежащих лопастей содержит общий упругий элемент - торсион. Оперение вертолета - стабилизатор и киль - имеет более мощную конструкцию, чем у исходного варианта. Стабилизатор прямой, трапециевидной формы в плане с симметричным профилем и увеличенной хордой. Размах стабилизатора 3,05 м. В верхней части стабилизатора устанавливаются турбулизаторы для повышения эффективности действия стабилизатора прн сложном маневрировании. Киль, служащий пилоном рулевого винта, имеет симметричный профиль и двухлонжеронную конструкцию.
Силовая установка состоит из двух ТВД Рratt-Whitney Canada PT6B-36, расположенных в верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Двигатели имеют передний вывод выходного вала, независимые системы подачи топлива и смазки и противопожарной защиты. Двигатели снабжены противообледенительными устройствами и (по желанию заказчика) противопылевыми фильтрами. ТВД РТ6В-36 обеспечивает (при работе одного двигателя) увеличение взлетной мощности у земли на 46% при t = 32,2град. С и полезной нагрузки на 51% при t = 25град. С на высоте ~1525 м. Межремонтный ресурс двигателя составляет 3000 ч. Топливо содержится в двух самоуплотняющихся баках повышенной прочности, размещенных под задней частью грузовой кабины. Объем баков 993 - 1064 л. Дополнительный топливный бак рассчитан на 208 л топлива. Расход топлива при взлетной массе вертолета ~4535 кг, скорости полета 240 км/ч на высоте 1525 м составляет 265 кг/ч.
Предусматривается использование цифровой дублированной системы регулирования расхода топлива фирмы Гамильтон Стандарт, которая позволит обеспечить быструю реакцию вертолета на команды летчика в боевых условиях (даже при большой высоте полета и повышенной температуре окружающего воздуха). Заправка баков производится самотеком через отдельные горловины с каждой стороны фюзеляжа. На вертолете использована более мощная система трансмиссии, включающая главный редуктор, редуктор рулевого винта, промежуточный редуктор и соединительные валы. Предусмотрена возможность работы редукторов без смазки. Шасси неубирающееся трехстоечное с носовой стойкой; использованы пневматики низкого давления База шасси 5 м. колея 2,44 м. Длина стоек увеличена для достижения клиренса 0,45 м. Аварийное поплавковое шасси может устанавливаться по требованию заказчика. Система управления несущим и рулевым винтами гидравлическая, бустерная, дублированная. Предусмотрена система повышения устойчивости и управляемости по трем каналам.
Стандартное бортовое электрооборудование включает следующие приборы постоянного и переменного тока: генератор мощностью 7,5 кВ* А с приводом от главного редуктора, два стартер-генератора на 200 А, никелькадмиевую батарею емкостью 40 А-ч, АНО, проблесковый огонь для предотвращения столкновения, посадочную фару, систему освещения кабины и подсветки приборов, аварийное освещение кабины, работающее от аккумуляторной батареи, и розетку аэродромного питания постоянного тока. На вертолете установлены различные виды радионавигационного и радиолокационного оборудования, в том числе КВ приемопередатчик VHF-20A, связная КВ радиостанция AN/ARC-186 с AM и ЧМ, УКВ связная радиостанция 7I9A. автоматический радиокомпас ADF-60A, УКВ радиокомпас DF-30IE, всенаправленный УКВ радиомаяк VIR-30A с системой посадки по приборам, лазерный дальномер, индикатор на лобовом стекле. Автопилот может работать в режиме автоматического управления полетом или в режиме повышения устойчивости, обеспечивая контроль за всеми системами.
Комплекты вооружения вертолета Sikorsky H-76 могут включать подвижные пулеметные установки M60D калибром 7,62 мм для стрельбы через проемы грузовых дверей, подвешиваемые по бокам фюзеляжа пулеметы калибром 7,62 и 12,7 мм, контейнеры с НУР калибром 70 и 127 мм, УР "Sea Skua" и AIM-92 Stinger класса воздух-воздух, пушки калибром 20 мм, до 16 ПТУР типа BGM-71 Tow и торпеды Мк.46. Вооружение может подвешиваться на съемной конструкции, получившей название MPPS (Multi - Purpose Pylon System - многоцелевая система подвески груза с четырьмя узлами крепления), которая представляет собой устанавливаемую на полу грузовой кабины балку. Предусматривается аварийный сброс вооружения. В качестве прицельного оборудования на вертолете Sikorsky H-76 могут быть использованы ИК система обзора в передней полусфере "Флир", оптический прицел фирмы Saab-Scania; прицел CAI-5B для стрельбы ракетами BGM-71 Tow устанавливается сверху фюзеляжа или над втулкой несущего винта. На вертолете Н-76 может быть использована усовершенствованная прицельная система - монокулярный индикатор на лобовом стекле MonoHUD (Monocular Head-Up Display) фирмы Marconi, который обеспечивает высокое качество прицеливания и тактическую маневренность и отличается компактностью конструкции и небольшой массой.
Отмечается высокая степень маневренности вертолета Sikorsky H-76 и способность выполнять разнообразные функции. Так, после отстрела ракет и использования другого оружия вертолет быстро переоборудуется для поисково-спасательных операций. С полным снаряжением вертолет может добраться до пункта назначения на расстоянии 185 км от базы и в течение более 2 ч осуществлять патрулирование заданной зоны. Заданием предусматривается взлет с учетом влияния земли с площадки, расположенной на высоте 1525 м, в условиях МСА + 20град. С при работе двигателя на режиме максимальной продолжительной мощности и переход к крейсерскому полету с определенной скоростью для осуществления разведки.
Технические характеристики Sikorsky H-76
Экипаж, чел 1-2
Масса, кг:
- пустого 2545
- максимальная взлетная 5171
Диаметр главного винта, м 13.41
Диаметр хвостового винта, м 2.44
Длина,м 13.22
Высота ,м 4.52
Внутренние топливо, кг 992
Тип двигателя 2 ГТД Рratt-Whitney Canada PT6B-36
Мощность, кВт 2 х 716
Максимальная скорость, км/ч 287
Крейсерская скорость, км/ч 269
Практическая дальность, км 578
Скороподъемность, м/мин 457
Практический потолок, м 4570
Статический потолок, м 1657
Полезная нагрузка: 10 солдат или 3 носилок с 2 сопровождающими или 2313 кг груза в кабине или 1497 на подвеске
Вооружение (опционально):
- один-два 7.62-мм пулемета
Боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
- 2 контейнера GIAT NC 20M621 с 20-мм пушкой
- 7.62-мм (12.7-мм) пулеметами,
- 4 ПУ 120-мм или 70-мм или 68-мм НУР,
- 2 установщик мин VS-MD-4 (200 противотанковых мин или 2080 протипопехотных мин),
- 4 ПТУР BGM-71 Tow
- 4 УР воздух-земля AGM-114 Hellfire
- 4х4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger