http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/CH-53-Sea-Stallion.jpg

Военно-транспортный вертолёт Sikorsky S-65 (CH-53) Sea Stallion предназначен для переброски грузов военного назначения. Тяжелый транспортный штурмовой вертолет S-65 впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. под обозначением CH-53 Sea Stallion. Он имел водонепроницаемый корпус и был оснащен двумя двигателями Дженерал Электрик T64-GE-6 мощностью на валу 2125 кВт/2850 л.с. Вертолет получил задний грузовой люк, грузом могла быть гаубица калибра 105 мм или 38 экипированных военнослужащих.

В дальнейшем были разработаны следующие варианты.

YCH-53A — опытный образец CH-53A Sea Stallion. Первый полет совершен 14 октября 1964 г.

CH-53A Sea Stallion — первый серийный вариант. Поставки начались в сентябре 1965 г. После модификации двигателей для длительной работы на максимальной мощности, усовершенствования фильтров воздухозаборника двигателя, усиления оборонительного вооружения, брони для экипажа и увеличения грузоподъемности внешних подвесок произошло ускоренное развертывание CH-53A Sea Stallion в Юго-Восточной Азии

Начиная с 34-го вертолета, у машин под фюзеляжем устанавливалось крепление для буксировки обнаружителя мин. В варианте RH-53A построено 139 вертолетов. На 15 из них, предназначенных специально для противоминных операций, стояли ТВД T64-GE-413, на задней аппарели находилась прямоугольная рама для буксировки минного трала, а зеркала обзора задней полусферы крепились с каждой стороны носовой части.

TH-53A — вертолеты CH-53A Sea Stallion, которые использовались ВВС с 1989 г. для подготовки экипажей MH-53.

HH-53B — восемь вертолетов, похожих на CH-53A Sea Stallion, поставленных Авиационно-космической службе спасения и безопасного возвращения ВВС США. На этих аппаратах заправочная штанга перемещена на правый борт носовой части фюзеляжа, установлены пилоны для навески внешних топливных баков. Вертолеты вооружены тремя вращающимися пулеметами GAU-2A/B калибра 7,62 мм и оснащены двигателями T64-GE-3, позже замененными на T64-GE-7. Последние четыре вертолета HH-53B были модифицированы в стандарт машин MH-53J в конце 80-х годов.

HH-53C — улучшенный вариант вертолета НН-53В. Из них 44 были построены для Авиационно-космической службы спасения и безопасного возвращения ВВС США. Вертолет не имел расчалочных стоек перед внешними пилонами и обладал дополнительной броней для экипажа, усовершенствованными радиоприспособлениями для облегчения взаимодействия с самолетами-заправщиками HC-130. В 1972 г. были установлены системы приемников предупреждения о радиолокационном облучении и подавления систем инфракрасного обнаружения.

CH-53C — оснащен «жабрами» и внешними топливными баками, как машины HH-53C; вертолет во многом был похож на этот вариант, но у него отсутствовала заправочная штанга.

S-65C-2 (S-650) — экспортный вариант вертолета СН-53С.

S-65C-3 — второй и последний экспортный вариант вертолета CH-53, поставлявшийся в Израиль с 1969 г. Соответствует варианту HH-53C.

CH-53D — улучшенный вариант вертолета СН-53А с новой трансмиссией, обеспечивающей лучшие лет ные данные в условиях высоких температур и больших высот. Поднялся в воздух 27 января 1969 г., построено 124 машины.

RH-53D — впервые полетел 27 октября 1972 г. 30 вертолетов, названные «Си Стэллион» были специально разработаны для противоминных операций. Оснащены силовой установкой из двух двигателей T64-GE-415. Вертолет RH-53D отличается от варианта RH-53A наличием штанги для дозаправки в воздухе, системой автоматического управления полетом, мощным крюком для перевозки внешнего груза и лебедкой для спасательных операций; вооружен двумя пулеметами калибра 12,7 мм.

VH-53D — два вертолета CH-53D, поставленных в Морской корпус США для особо важных персон.

CH-53G — вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии.

YHH-53H — первый вертолет был оснащен оборудованием «Pave Low I» (для бреющего полета с отслеживанием рельефа местности), а также телевизионной системой обзора при малой освещенности. Позже аппараты были модифицированы к стандарту «Pave Low II» с внешними «жабрами» и топливными баками.

HH-53H - восемь вертолетов HH-53C и аппарат YHH-53H, модифицированные к стандарту «Pave Low III». Оснащались ИК-системой FLIR для обнаружения целей, РЛС для отслеживания рельефа местности, ИНС, компьютерным дисплеем, воспроизводящим карту перемещения, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет.

MH-53H — модификация вертолета HH-53H. Все машины стандарта «Pave Low III» модифицированы в стандарт MH-53J.

MH-53J — модификация 31 вертолета HH-53B, CH-53C, HH-53C и MH-53H для создания стандарта «Pave Low III Enhanced». Этот вариант имел шину цифровых данных, улучшенную трансмиссию, двигатели T64-GE-415 и 453 кг титановой брони; максимальный взлетный вес возрос с 19050 до 22680 кг.

CH-53E (S-80) «Супер Стэллион» — трехмоторный транспортный вариант (162 экземпляра). Разработка его велась с 1971 г. на основе вертолета CH-53A. Первый полет предсерийной машины состоялся 8 декабря 1975 г., серийное производство началось в 1980 г.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, тремя ГТД и трехопорным шасси (убирающееся, с носовой опорой). Фюзеляж водонепроницаемый, типа полумонокок, выполнен с применением легких сплавов, стали и титана. Отдельные секции кабины экипажа изготовлены из композиционных материалов на основе стеклоэпоксидного пластика. Обтекатели втулки несущего винта, редуктора и капота двигателя выполнены из кевлара. Кабина экипажа трехместная, с расположенными рядом сиденьями. В грузовой кабине могут разместиться до 55 десантников или до 13 т грузов на семи стандартных платформах, которые загружаются через заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом. Для буксировки имеется крюк, рассчитанный на усилие 16330 кг. Горизонтальное оперение установлено с правой стороны пилона рулевого винта и подкреплено подкосом.

Несущий винт семилопастный, с шарнирным креплением лопастей к втулке. Лопасти новой конструкции, с улучшенным профилем, складывающиеся. Имеется система обнаружения неисправностей лопасти, использующая избыточное давление, создаваемое внутри лонжерона. Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 6,1 м, с шарнирным креплением лопастей. Плоскость вращения рулевого винта отклонена влево для получения вертикальной составляющей тяги винта, компенсирующей заднее положение центра тяжести в связи с установкой третьего двигателя.

Сверху фюзеляжа в отдельных гондолах вместе с боковыми воздухозаборниками размещены два двигателя: третий находится за главным редуктором и закрыт обтекателем. Съемные и откидные панели облегчают осмотр двигателей, что резко сокращает время подготовки машины к вылету. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 2385 л, расположенных в боковых обтекателях, и 2 насоса — непосредственно у двигателей. С дополнительными баками общая емкость топливных баков, находящихся внутри фюзеляжа, достигает 12110 л. Спереди имеется выдвижная телескопическая штанга топливо-приемника для заправки топливом в полете. Кроме того, заправка может производиться с корабля посредством заправочного рукава, когда вертолет находится на режиме висения.

Система управления бустерная. дублированная, включает систему автоматической стабилизации с цифровым вычислительным устройством и четырехканальный автопилот. Пять гидроусилителей размещены в отдельном блоке за сиденьем летчика.

Вертолет оснащен системой автоматического управления полетом с двумя БЦВМ и автопилотом, опускаемым гидролокатором AN/ASQ-14, буксируемым тралом AN/ALQ-166 на подводных крыльях для детонации магнитных мин, буксируемым минным тралом AN/AQS-17 и электронным тралом AN/ALQ-141.

MH-53E «Си Дрэгон» — вариант, сочетающий корпус и силовую установку вертолета СН-53Е со способностью поиска мин варианта RH-53D. Является модификацией поисково-спасательного вертолета НН-53С. На нем увеличен запас топлива до 12110 л и размещены 2 пулемета калибра 12,7 мм, большие «жабры» и зеркала для обзора задней полусферы. Имеется грузовой крюк для буксировки, рассчитанный на усилие 13600 кг.

В отличие от базовой машины, он оборудован системой дозаправки топливом в воздухе; РЛС, обеспечивающей полет на малых высотах (около 30 м) в режиме следования рельефу местности и облета препятствий; ИК-станцией переднего обзора; доплеровской навигационной РЛС и индикатором с движущейся картой. Двигатели вертолета оснащены защитным устройством от попадания посторонних предметов.

Для увеличения дальности полета на MH-53H могут подвешиваться 2 дополнительных топливных бака емкостью по 2460 л. Тем не менее для обеспечения требуемой дальности полета вертолет должен как минимум один раз дозаправляться топливом в воздухе от самолета-заправщика КС-130 (высота полета при дозаправке 150 м).

Для спецподразделений ВВС с 1989 г. поставляется вертолет MH-53J. переоборудованный из поисково-спасательных машин НН-53В и С. Он оснащен улучшенным приборным и радиоэлектронным оборудованием, включающим ИИС, объединенную в комплекс с аппаратурой спутниковой системы НАВСТАР. Нагрузка на экипаж этого вертолета, выполняющего полет на малой высоте (30 м) в сложных метеоусловиях, значительно ниже, чем на экипаж MH-53H.

В перспективе вертолеты серии MH-53J, возможно, будут заменены самолетами с поворотными двигателями V-22 «Оспри». Они считаются приемлемыми для решения задач сил специальных операций, поскольку являются летательными аппаратами вертикального или короткого взлета и посадки, имеют достаточно большой радиус действия и могут базироваться на кораблях.

S-80M-1 — вариант миноискателя для ВМС Японии.
Вертолеты серии S-65 постепенно вытеснили вертолеты S-61 из морской пехоты США, хотя и сохранили конструктивную преемственность. В частности, как и у S-61, в них используются поплавки и задний грузовой люк для загрузки на плаву. Однако S-65 характеризуется и рядом принципиальных изменений. Лонжероны лопастей несущего винта сделаны на основе титанового сплава. Лопасти изготовлены таким образом, что могут автоматически складываться вдоль фюзеляжа. Для удобства размещения на подъемнике авианосца хвостовая балка с рулевым винтом также складывается. Это существенно упрощает размещение вертолетов в ангарах несущих кораблей.

Комплект БРЭО обеспечивает полеты ночью и в сложных метеоусловиях, а также дает возможность совершать посадку на воду.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-53D
Экипаж, чел. 3
Скорость, км/ч.
максимальная 315
крейсерская 278
Потолок, м:
статический 4080
динамический 6220
Дальность, км:
перегоночная 1640
действия 483
Масса, кг:
максимальная взлетная 19050
нормальная взлетная 16510
пустого вертолета 10650
Максимальная полезная нагрузка, кг 9070
Число перевозимых людей, чел.:
десантников 38
раненых 24
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 22,02
длина 20,5
высота 7,6
Двигатель, л.с. ГТД General Electric T-64-GE-412 2 no 3925