Военно-транспортный вертолёт Boeing Vertol CH-46A Sea Knight предназначен для Корпуса морской пехоты США и базирования на авианосцах, снабжен системой складывания лопастей несущих винтов и оборудованием для полетов в сложных метеоусловиях. Компания «Вертол Эйркрафт Корпорэйшн» начала проектное изучение коммерческого транспортного летательного аппарата с двумя турбинными двигателями. В результате была принята продольная схема с двумя несущими винтами, разработанная полностью компанией Vertol. Для нового вертолета были выбраны сдвоенные турбинные двигатели, которые обеспечивали превосходную удельную мощность и постоянно совершенствовались.
Они размещались над фюзеляжем в заднем конце кабины для снижения уровня шума и обеспечения максимального внутреннего пространства. Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ скошенная вверх хвостовая часть фюзеляжа представляла собой аппарель, достаточно прочную для непосредственной погрузки транспортных средств и/или крупногабаритных грузов. Герметичный фюзеляж, разделенный на отсеки, позволял производить взлет и посадку как с водной, так и с земной поверхности.
Опытный образец Модель 107 начал собираться в мае 1957 г., а его первый полет состоялся 22 апреля 1958 г. Армия США в июле 1958 г. заказала 10 слегка модифицированных аппаратов под обозначением YHC-1A; первый из них поднялся в воздух 27 августа 1959 г. Впоследствии компания оснастила третий из них газотурбинными двигателями Дженерал Электрик T58-GE-6 мощностью на валу 783 кВт/1050 л.с. и несущими винтами увеличенного диаметра. Этот вариант был оборудован гражданским интерьером как опытный образец Модель 107-11 и совершил свой первый полет 25 октября 1960 г.
Когда вертолетом заинтересовался Морской корпус армии США, один аппарат был модифицирован в Модель 107М, оснащен двигателями T58-GE-8 мощностью 1250 л.с. и запущен в серийное производство под обозначением HRB-1 (в 1962 г. обозначение было изменено на CH-46A) и названием Sea Knight. Первый из вертолетов CH-46A Sea Knight поднялся в воздух 16 октября 1962 г., а испытания продолжались до конца 1964 г., и в начале 1965 г. первые эскадрильи Морского корпуса армии США приняли его на вооружение.
С тех пор было построено несколько вариантов вертолета.
CH-46D — для Морского корпуса армии США, в основном аналогичен варианту CH-46A Sea Knight, но с турбовальными двигателями T58-GE-10 мощностью 1400 л.с. (поставки с 1966 г.).
CH-46F - для Морского корпуса армии США, в целом аналогичен варианту CH-46D, но с дополнительным электронным оборудованием.
UH-46A Sea Knight — аналогичен варианту CH-46A Sea Knight; поставлен ВМС США 1 июля 1964 г.
UH-46D — для ВМС, фактически идентичен варианту CH-46D.
С 1973 по 1989 г. Морской корпус армии США модернизировал 273 своих вертолета CH-46A Sea Knight до стандарта СН-46Е, установив на них турбовальные двигатели T58-GE-16 мощностью 1394 кВт/1870 л.с., оснастив устройствами для уменьшения ИК-излучения двигателей и усовершенствованным оборудованием, включающим автоматическую доплеровскую инерциальную навигационную систему APN 182 «Омега». На вертолетах была произведена замена металлических лопастей на стеклопластиковые.
Шесть вертолетов общего назначения, почти идентичных варианту CH-46A Sea Knight, были поставлены ВВС Канады в 1963-1964 гг. под обозначением CH-113 «Лабрадор», а 12 аналогичных машин в 1964-1965 гг. — канадской армии под обозначением CH-113A «Вояджер». Отделение компании «Боинг» в Канаде получило контракт, согласно которому 6 вертолетов CH-113 и пять CH-113A должны были быть модифицированы к середине 1984 г. в соответствии с усовершенствованным стандартом поиска и спасения.
В 1962-1963 гг. вертолеты Модель 107-11 поставлялись в Швецию для использования ВВС в поисково-спасательных операциях и ВМС для противолодочных операций и траления мин; оба варианта имели обозначение HKP-4.
В 1965 г. японская компания «Кавасаки» приобрела право на продажу вертолета Модель 107-11 по всему миру, а в 1981 г. продолжила их выпуск под обозначением KV-107/IIA
До сих пор выпускаются следующие варианты.
KV-107/II-3 — противоминный вариант для ВМС Японии (два вертолета) плюс семь машин повышенной мощности KV-107/IIA-3.
KV-107/II-4 — тактический транспортный вертолет для перевозки грузов и личного состава для Сухопутных войск сил самообороны Японии с усиленным полом кабины; в конце 1981 г. поставлено 42 вертолета и еще 18 повышенной мощности KV-107/IIA-4.
KV-107/II-5 — обозначение 13 поисково-спасательных вертолетов большой дальности полета для ВВС сил самообороны Японии; 19 аналогичных машин повышенной мощности обозначены KV-107/IIA-5, из них три последних вертолета были поставлены в течение 1981 г. Восемь машин KV-107/II-5 без силовой установки поставлены ВМС Швеции, где были оборудованы турбовальными двигателями Роллс-Ройс Гном Н.1200; обозначение ВМС Швеции НКР-4С.
KV-107/II-7 — обозначение одного шести/одиннадцатиместного транспортного вертолета для особо важных лиц.
KV-107/IIA-SM-2 — санитарно-спасательный вариант.
Вертолет двухвинтовой продольной схемы, с двумя двигателями и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов. На многоцелевом, транспортном и военном вариантах вертолета имеется выдвигающаяся погрузочно-разгрузочная рампа, образующая нижнюю поверхность задней части фюзеляжа.
На пассажирских вертолетах рампа заменена выдвижным багажным контейнером для размещения багажа массой до 680 кг.
В пассажирской (грузовой) кабине дверь комбинированного типа: верхняя часть сдвижная, нижняя — опрокидывающаяся. На полу грузовой кабины имеются два ряда роликов для передвижения грузов и лебедка для их подьема с расчетным усилием 276 кг. В пол вмонтирован крюк для перевозки грузов на внешней подвеске, рассчитанный на усилие 4535 кг.
В десантном варианте в кабине размещаются 25 десантников и командир, в санитарном варианте — 15 раненых на носилках и 2 санитара. Кабина снабжена стандартной системой обогрева. Для плавучести при посадке на воду фюзеляж выполнен водонепроницаемым, поперечная остойчивость при этом обеспечивается боковыми обтекателями, в которых расположены топливные баки. Шасси неубирающееся, трехопорное, может быть установлено лыжное шасси.
Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением металлических лопастей. Складывание последних осуществляется с помощью гидравлической системы.
Двигатели расположены рядом в пилоне заднего несущего винта, имеют воздухозаборники с кольцевым входным каналом и противообледенительной системой. Топливная система включает 2 протектированных бака в боковых обтекателях общей емкостью 1325 л.
У вариантов вертолета с увеличенной дальностью полета по бокам фюзеляжа крепятся дополнительные баки, таким образом общая емкость топлива увеличивается до 3785 л.
Система управления гидравлическая дублированная, управление каждым несущим винтом обеспечивается тремя гидроусилителями. Дополнительное оборудование включает автоматические системы стабилизации, управления полетом, балансировки, навигационную систему TACAN и дублированную систему повышения устойчивости. Электронное оборудование содержит стандартное навигационное оборудование для полета по приборам и доплеровскую РЛС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2-3
Скорость, км/ч:
максимальная 259
крейсерская 241
Потолок статический, м 3665
Дальность, км:
перегоночная 1097
действия 357
Масса, кг:
максимальная взлетная 9706
нормальная взлетная 6618
пустого вертолета 5250
Габариты вертолета, м.
диаметр несущего винта 15,24
длина с вращающимися винтами 25,4
длина 13,59
высота 5,13
Двигатель: ГТД Ishikawajima Harima CT58-IHI-110-1, л.с. 2 по 1400