Во Франции фирмой «Аэроспасьяль» на базе гражданского вертолета SA.365N «Dauphin-2» создан его военный вариант - многоцелевой вертолет AS.565 Panther. Разработка вертолета AS.565 Panther в инициативном порядке началась фирмой в 1981 году, первый полет он совершил в 1984-м. Летные испытания серийного образца велись в 1986 году. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. В отличие от базовой модели новый вертолет оснащен более мощными турбовальными двигателями ТМЗЗЗ-1М фирмы «Турбомека» мощностью на валу до 910 л. с. (на «Dauphin-2» установлены два двигателя по 720 л. с.) и дополнительными воздухозаборниками в задней части мотогондол, обеспечивающими охлаждение потоком наружного воздуха горячих частей двигателей, уменьшение температуры выхлопных газов (за счет смешения их с воздухом) и отвод последних вверх от фюзеляжа, что в совокупности способствует существенному снижению инфракрасной сигнатуры летательного аппарата.
Отличительной особенностью вертолета AS.565 Panther считается широкое использование в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, уменьшить эффективную площадь рассеяния, а с другой - обеспечить живучесть конструктивных элементов при попадании пуль калибром до 12,7 мм. Кроме того, на AS.565 Panther применяются протектированные топливные баки, а также бронируются сиденья членов эхипажа и некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления полетом и двигателями.
На вертолет AS.565 Panther предполагается возложить выполнение нескольких основных боевых задач. Так, в качестве транспортно-десантного он сможет перевозить восемь—десять десантников на расстояние свыше 350 км. При огневой поддержке наземных войск (в течение 2 ч на удалении до 100 км) на двух его универсальных пилонах, расположенных по бортам фюзеляжа, намечается разместить разнообразное оружие, в том числе две подвесные пушечные установки с 20-мм пушками и боезапасом по 180 патронов или пусковые устройства с неуправляемыми ракетами калибров 68 и 70 мм (44 и 38 НАР соответственно).
В качестве противотанкового вертолет сможет нести восемь ПТУР «Хот». И наконец, SA.365M планируется привлекать для ведения воздушного боя с вертолетами и низколетящими самолетами противника. С этой целью он будет вооружаться восемью УР «Мистраль» класса «воздух-воздух». Кроме того, он предназначается для осуществления воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, эвакуации больных и раненых (четыре человека на носилках), перевозки грузов (до 1600 кг на внешней подвеске), а также для проведения поисково-спасательных операций.
Основные тактико-технические характеристики вертолета AS.565 Panther
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м 12.11
Высота ,м 3.39
Масса, кг
пустого 2193
нормальная взлетная 4100
максимальная взлетная 4250
Внутренние топливо, л 1135 + опционально 180
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
Мощность, кВт
максимальная 2 х 584
при взлете 2 х 558
при полете 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч 296
Крейсерская скорость, км/ч 278
Практическая дальность, км 875
Дальность действия, км 400
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м 4300
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 десантников или 1700 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или
2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР воздух-воздух Matra Mistral или
4 ПТУР НОТ