http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/SA-316B-Alouette-III.jpg

Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III фирмы Aerospatiale предназначен для проведения спасательных работ, обеспечения связи, наблюдения за полем боя, эвакуации раненных, огневой поддержки наземных войск, борьбы с бронетехникой противника. Вертолет фирмы «Aerospatiale» Alouette III является версией вертолета Alouette II с более вместительной кабиной, усовершенствованным оборудованием, более мощным двигателем и улучшенными летными характеристиками. Прототип, обозначенный как SE.3160 и последовавший за первой серией, известной как SA.316А. впервые поднялся в воздух 28 февраля 1959 г.

В июне 1960 г. Alouette III с семью пассажирами на борту продемонстрировал свои экстраординарные летные характеристики, садясь и взлетая с вершины Монблан в Западных Альпах (высота 4807 м). Пять месяцев спустя этот же Alouette III с экипажем из 2 человек и с 250 кг полезного груза совершил взлет и посадку на высоте 6004 м в Гималаях — оба эти достижения тогда были беспрецедентны для вертолетов.

SA.316A строился для французского и экспортного рынка, и в июне 1962 г. он стал предметом лицензионного договора с индийской компанией HAL на право производства. Первый Alouette III индийской сборки поднялся в воздух 11 июня 1965 г. Экспериментальные модели включали в себя и всепогодный вариант, совершивший свой первый полет 27 апреля 1964 г.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий и рулевой винты трехлопастные с шарнирным креплением цельнометаллических лопастей. Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя Artouste IIIB мощностью 870 л.с., ограниченной до 570 л.с. В кабине размещаются два летчика и шесть пассажиров или двое раненных на носилках с двумя сопровождающими. На внешней подвеске возможно размещение груза массой до 750 кг. Шасси неубирающееся трехстоечное с носовым колесом.

В состав вооружения могут входить один 7,62-мм пулемет с 1000 патронов или 20-мм автоматическая пушка с боекомплектом 480 выстрелов, четыре противотанковые управляемые ракеты AS.11 или блоки с 68-мм неуправляемыми авиационными ракетами.

Последующая модель SA.316B имела усиленные трансмиссии несущего и хвостового винтов и несколько большую массу, но могла брать больше полезного груза. Первый полет состоялся 27 июня 1968 г. Эта модель стала основным серийным вариантом, впервые была выставлена на продажу в 1970 г. и сразу обрела успех на экспортном рынке.

Прототипы Alouette III и первые две серии оснащались ТВД Турбомека Артуст IIIВ. а строившаяся массово модель SA.316С имела двигатель Артуст IIID. Кабина Alouette III более открыта, чем в Alouette II, и может вместить до 7 человек. Другое отличие — все пассажирские кресла при необходимости легко удаляются для размещения груза.

Оснащение вертолета позволяет транспортировать на внешней подвеске грузы массой до 750 кг или использовать его для спасательных работ на воде и в воздухе. Применяемая лебедка имела грузоподъемность 175 кг. Alouette III мог использоваться для эвакуации пострадавших: за пилотом размещались два кресла и двое носилок.

Эксперименты с более эффективным в плане тепловых режимов эксплуатации и более экономичным ТВД Астазу привели к появлению модели SA-319В Alouette III Астазу. разработанной на базе SA-316B. Первый образец модели SA-319В был испытан в 1967 г. Варианты «Алуэтт» III имели больший успех на международном рынке, чем их предшественники, и к 1984 г. не менее чем 1453 машины были проданы в 92 страны мира. В дополнение к лицензионному производству компаний HAL в Бангалоре в Индии (200 машин) подобные контракты были подписаны с фирмой «ICA-Brasov» в Румынии (для 130 машин) и Швейцарии (для 60 машин).

Модификация SA.316C оснащена двигателем Artouste IIID. В 1967 году создана модификация SA.319B с более экономичным ТВД Astazou XIV мощностью 870 л.с., ограниченной до 600 л.с. Всего было построено 1455 вертолетов различных модификаций, из них 1113 поставлено на экспорт в 71 страну мира. Лицензионное производство вертолета было налажено в Индии (Сhetak), Румынии (IAR-317 Airfox) и Швейцарии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная 210
крейсерская 185
Потолок, м:
статический 2880
динамический 3200
Дальность перегоночная, км 480
Масса, кг:
максимальная взлетная 2200
пустого вертолета 1143
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 11,02
длина с вращающимся винтом 10,03
высота 3,0
Двигатель: ТВД Turbomeca Artouste I МЕЗ. л.с. 870