http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Yasin-Kosar-88-01.jpg

Проект современного учебно-боевого самолета «Kosar-88» (назван в честь 108-й суры Корана) иранские специалисты начали разрабатывать в 2009 г. Дело было в том, что ВВС страны очень нуждались в машинах такого класса, а закупить их на внешних рынках было невозможно из-за международных санкций. Проект создавали совместными усилиями ВВС Ирана и находившегося в ведении Министерства обороны Института организации авиационной промышленности. В сентябре 2014 г. была опубликована первая фотография малоразмерной модели нового самолета. Она предназначалась для летных испытаний и запускалась с катапульты. Потом началась постройка первого прототипа, который выкатили из сборочного цеха завода в Исфахане весной 2017 г

Облик нового самолета соответствовал представлениям о современном реактивном УТС. Вместительная кабина пилотов с большим остеклением обеспечивала экипажу хороший обзор и комфорт. Благодаря значительной плош,ади крыла, минимальная скорость «Kosar-88» не должна превышать 200 км/ч, что делает его достаточно простым для освоения взлета и посадки. Самолет оснащен цельноповоротным стабилизатором, который используется практически на всех современных боевых самолетах, улучшая управляемость и маневренность. Его создание потребовало значительных усилий - 500 специалистов занимались этой задачей в течение 10 лет.

Силовая установка включает два бесфорсажных одноконтурных двигателя Owj (копия J85), представляюш,их собой иранский вариант старых американских J85, которыми оснащался истребитель F-5. При этом мотогондолы самолета созданы с таким расчетом, чтобы в будущем без значительных доработок можно было установить новые двухконтурные двигатели. Шасси самолета «Kosar-88» унифицировано с другим учебно-тренировочным самолетом Саэге-2, а также истребителем «Kosar-1». Такое решение позволяет снизить стоимость проекта. «Kosar-88» получил катапультное кресло, созданное иранскими инженерами на основе российских разработок. Многочисленные наземные испытания показали, что даже при нулевых скорости и высоте оно позволяет спасти летчика.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Yasin-Kosar-88-02.jpg

В октябре 2018 г министр обороны Ирана заявил, что «Kosar-88» готовят к первому полету. Затем в СМИ появилось видео, запечатлевшее самолет во время пробежек на большой скорости, что говорило о завершающей стадии наземных испытаний. Однако на прототипе потребовалось провести некоторые доработки. В результате первый вылет машины пришлось отложить на год. За это время она получила новое название «Yasin» (в честь 36 суры Корана). И вот 17октября 2019 г на авиабазе Ноже вблизи г Хемедан самолет совершил первый официальный полет. На этом событии присутствовали: министр обороны бригадный генерал Амир Хатами, вице-президент Ирана по науке и технологиям Сорена Саттари, а также командующий ВВС Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде. Создание «Yasin» стало наглядным свидетельством того, что иранская авиапромышленность освоила полный цикл проектирования и постройки современных самолетов.

Новый учебно-боевой самолет «Yasin» использует четвертое поколение военной цифровой сети и оснащен индикатором на лобовом стекле (heads-up display, HUD) для повышения точности поражения оружия, передовой и многоцелевой радиолокационной станцией для управления огнем, для повышения точности отслеживания целей и угроз и высокоточной навигационной системой. Самолет «Yasin» может быть изготовлен в двух вариантах: с одноместной и двухместной кабиной,  второй тип может использоваться для обучения пилотов, в дополнение к использованию боевых возможностей. По словам иранских официальных лиц, истребитель является сверхзвуковым боевым самолетом, отличным от учебного самолета Kosar-88, представленного в апреле 2017 года.

В настоящее время ВВС Ирана изучают возможность переделки самолета Yasin в легкий штурмовик. В рамках программы по разработке штурмовой версии Yasin на самолет установят точки подвеса ракет и авиационных бомб, а также системы управления вооружением.

ЛТХ самолета «Kosar-88» представленные на МАКС-2017
Длина, м 12,25
Размах крыла, м 11
Высота, м 4,7
Площадь крыла, м 24
Масса пустого, кг 4600
Взлетная масса, кг 6180
Скорость максимальная до 1М
Потолок, м до 12000
Дальность полета, км 1500
Потребная длина ВПП, м  800