Минувший год стал важной вехой для программы модернизированного истребителя Gripen E, реализуемой шведской компанией Saab в интересах как собственных ВВС, так и потенциальных зарубежных заказчиков. Первый экспортный контракт на такие самолеты пришел еще в 2014 г. из Бразилии, и вот в августе 2019 г. был построен и поступил на испытания первый Gripen E для ВВС этой страны - он стал первым серийным истребителем данной модификации. А в конце года на испытания вышел и второй серийный самолет, который стал головным JAS-39E для ВВС Швеции. Таким образом, после пятилетнего перерыва в поставках, компания Saab возобновляет серийный выпуск «Грипенов»: в соответствии с имеющимися контрактами, в ближайшие семь лет шведские и бразильские ВВС должны получить 96 таких истребителей.
Совершивший первый полет в декабре 1988 г. и выпускаемый серийно с 1993 г. шведской компанией Saab однодвигательный самолет JAS-39 Gripen («грифон» по-шведски) - самый легкий из имеющихся сегодня на рынке западных сверхзвуковых истребителей. Долгое время, несмотря на участие в ряде международных тендеров, он поставлялся лишь собственным ВВС Швеции: в период с 1993 по 2008 гг. они получили 204 таких самолета, в тч. 120 машин первоначальных версий JAS-39A/B и 84 усовершенствованных JAS-39C/D (в т.ч. 28 двухместных JAS-39B и JAS-39D). В настоящее время на вооружении трех авиакрыльев шведских ВВС состоит чуть менее сотни «Грипенов»: 71 одноместный JAS-39C и 23 «спарки» JAS-39D.
Первый экспортный контракт компании Saab удалось подписать в декабре 1999 г с ЮАР. но поставки 26 самолетов (17 одноместных Gripen С и девяти двухместных Gripen D) туда начались только в апреле 2008 г, успешно завершившись в сентябре 2012-го. Несколько раньше две лизинговых сделки, каждая на 14 истребителей (включая две «спарки»), были заключены с вошедшими в НАТО странами Восточной Европы - Венгрией и Чехией. Венгерский контракт подписали в феврале 2003 г, а чешский - в июне 2004 г Сами поставки (в долгосрочный лизинг с последующим переходом права собственности передавались JAS-39C/D, ранее поставленные шведским ВВС) выполнялись в апреле-августе 2005 г (в Чехию) и с марта 2006 по декабрь 2007 гг. (в Венгрию). Следующим зарубежным заказчиком «Грипена» стали Королевские ВВС Таиланда. В рамках двух контрактов, заключенных в феврале 2008 и ноябре 2010 гг, в эту страну с февраля 2011 по сентябрь 2013 гг поступило 8 одноместных JAS-39C и четыре «спарки» JAS-39D.
Ну а самым крупным экспортным успехом Saab последнего времени по праву считается победа в тендере и заключение в октябре 2014 г контракта стоимостью около 5,4 млрд долл. на 36 самолетов Gripen в новых модернизированных версиях E/F для ВВС Бразилии. Поставки в эту страну 28 одноместных Gripen Е (в Бразилии получили название F-39E) и восьми двухместных Gripen F (F-39F) по условиям контракта должны были начаться в 2019 г и продолжаться до 2024 г., причем 15 из них предстояло изготовить непосредственно в Бразилии. В январе 2013 г. заказ на 60 модернизированных JAS-39E с поставкой в период 2019-2026 гг. был получен производителем и от собственных военно-воздушных сил Швеции. В марте 2014 г. объявлено о возможности увеличения этого заказа еще на 10 машин (но пока о заключении соответствующего контракта не сообщалось). Самолет-демонстратор модернизированного Gripen E/F - построенный на базе серийного JAS-39D опытный двухместный Gripen NG «39-7» - поднялся в воздух 27 мая 2008 г.
Основные направления модернизации включали замену двигателя RM12 тягой 8,2 тс (выпускаемый шведской компанией Volvo Aero по американской лицензии модифицированный F404-GE-400) на более мощный F414G (на серийных Gripen E/F будут применяться двигатели F414-GE-39E) тягой около 10 тс, полная переработка конструкции шасси в целях организации дополнительного топливного бака в средней части фюзеляжа, увеличение числа подвешиваемых образцов вооружения и максимальной массы боевой нагрузки, внедрение новых систем бортового оборудования - в первую очередь РЛС с АФАР типа Raven ES-05 итальянской компании SELEX Galileo (ныне - подразделение Leonardo), более совершенных систем радиосвязи и РЭП при одновременной модификации структуры БРЭО за счет применения новой цифровой вычислительной системы и нового программного обеспечения.
В результате произведенных изменений внутренний запас топлива возрос почти в полтора раза - с 2,3 до 3,4 т, а максимальная взлетная масса - с 14 до 16,5 т, радикально улучшились боевые возможности истребителя. В ходе испытаний самолета «39-7» была продемонстрирована его возможность совершать крейсерский сверхзвуковой полет с числом М=1,2 на бесфорсажном режиме работы двигателя и базироваться на аэродромах с высотой до 3300 м над уровнем моря, на нем отрабатывалась РЛС Raven ES-05 с АФАР, новая оптико-электронная прицельная система (IRST) и другие образцы нового оборудования.
Выкатка первого опытного образца Gripen Е - самолета «39-8» - состоялась 18 мая 2016 г, а в декабре того же года он приступил к рулежкам и пробежкам. Первый полет машины с заводского аэродрома в Линчёпинге был выполнен 15 июня 2017 г. Второй прототип Gripen E - «39-9», предназначенный, в первую очередь, для испытаний нового комплекса бортового оборудования и вооружения, поднялся в воздух 26 ноября 2018 г. В прошлом году к летным испытаниям присоединился и третий опытный самолет - «39-10», выполненный уже в полностью серийной конфигурации. Его первый полет в Линчёпинге состоялся 10 июня 2019 г
К концу минyвшeгo лета был готов и головной серийный Gripen E - предназначенный для Бразилии самолет с серийным №39-6001, который будет использоваться для программы совместных испытаний модернизированного истребителя в окончательной конфигурации. Летчик-испытатель компании SAAB Ричард Льюнберг поднял его в первый полет в Линчёпинге 26 августа 2019 г. В отличие от предыдущих прототипов Gripen Е, первая серийная машина имеет измененное информационно-управляющее иоле кабины летчика (на основе одного широкоформатного многофункционального дисплея, двух малых пультов-индикаторов и нового индикатора на фоне лобового стекла). Кроме того, у него модифицирована система управления самолетом, в которой используется усовершенствованное программное обеспечение. В бразильских ВВС самолет №39-6001 получит бортовой номер 4100.
10 сентября 2019 г в Линчёпинге прошла презентация первого бразильского F-39 и торжественная церемония передачи его на совместные летные испытания. Участниками мероприятия стали министр обороны, командуюший ВВС и начальник штаба ВВС Бразилии, их шведские коллеги и другие руководители. Сообщалось, что первый этап совместных испытани11 салюлет №39-6001 пройдет в Швеции, а к концу 2020 г будет перебазирован для их продолжения на территории Бразилии. Поставки серийных F-39 бразильским ВВС начнутся в 2021 г.
Ожидается, что Saab на своем предприятии в Линчёпинге изготовит 13 из 36 заказанных Бразилией истребителей (12 одноместных и один двухместный), а также восемь комплектов JAS-39E для окончательной сборки в Бразилии. Оставшиеся 15 самолетов (восемь одноместных и семь двухместных) будут строиться с использованием шведских агрегатов уже в caмой Бразилии. Поставка первого одноместного F-39E бразильского производства намечена на август 2022 г., а первого двухместного F-39F - на сентябрь 2023 г. Заключительный 36-й самолет ВВС Бразилии рассчитывают получить в ноябре 2024 г На более отдаленную перспективу рассматриваются вoзможности заказа бразильскими ВВС дополнительных партий F-39.
В ноябре 2019 г. в Линчёпинге поднялся в воздух второй серийный JAS-39E (№39-6002) - первый в рамках контракта со шведскими ВВС. Официально о его постройке компания Saab объявила 3 декабря, а 20 декабря он был представлен руководству министерства обороны и командованию ВВС Швеции. Сообщалось, что к тому моменту он уже приступил к выполнению программы совместных испытаний. Следующие серийные JAS-39E будут выпущены в 2020 г. Считается, что производственные мощности предприятия Saab в Линчёпинге позволяют строить до 24 истребителей Gripen в год. но поставки 60 самолетов шведским ВВС спланированы на период до 2026 г. включительно.
Ранее предполагалось, что новые JAS-39E полностью заменят в ВВС Швеции сегодняшние ,IAS-39C. но, согласно последним сообщениям, ранее выпущенные JAS-39C/D теперь планируется сохранять на вооружении по меньшей мере до 2030-2035 гг и они будут эксплуатироваться наряду с JAS-39E. К настоящему времени построено в обшей сложности около 250 истребителей Gripen. Компания Saab усиленно продвигает Gripen на мировом рынке, участвуя в целом ряде международных тендеров. Среди стран, где производитель проявляет особую активность, - Финляндия, Швейцария. Хорватия, Индия, Индонезия, Филиппины, Канада, Колумбия и др.