http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/su-25ub-01.jpg

Одной из важнейших модификаций одноместных самолетов являются их учебно-тренировочные или учебно-боевые варианты. Как говорилось выше, они необходимы не только для обучения, но и для проверки техники пилотирования опытных летчиков, особенно после длительных перерывов в полетах. Не стал исключением и Су-25, первой модификацией которого стал двухместный учебно-боевой Су-25УБ (Т8-УБ) созданный в соответствии с июньским 1976 года постановлением правительства. Его эскизный проект подготовили в 1977 году, но разработка, как нередко бывало, затянулась, поскольку появились более срочные задания, и самолет, столь необходимый для подготовки летчиков, уходил на второй план. Тогда приоритет отдали противотанковому Су-25Т (Т8-М), для чего использовали планер строившегося опытного экземпляра спарки. Обучение же строевых пилотов продолжалось на самолете Л-39.

К изготовлению Су-25УБ вернулись в 1984 году, причем на авиазаводе в Улан-Уде, совместив это с развертыванием серийного производства машины. Внешне спарка отличалась новой носовой частью фюзеляжа, с цельным откидным фонарем обеих кабин. Размещение второго члена экипажа, помимо установки второго поста управления самолетом и двигателями, повлекло за собой сокращение запаса топлива и перекомпоновку оборудования. При этом было добавлено самолетное переговорное устройство и оборудование, позволяющее инструктору имитировать отказы некоторых систем. В состав вооружения, помимо встроенной пушки ГШ-30-2вошли: бомбы калибра от 100 до 500 кг, реактивные снаряды С-57, С-24, С-8 и С-5, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л и класса «воздух-воздух» Р-60 или Р-73. Предусмотрена подвеска и подвижных пушечных установок СППУ-22 с орудиями ГШ-23Л (боезапас 260 патронов).

Первые две машины построили исключительно в учебном варианте, и летные испытания первой из них -Т8-УБ1 (заводской летчик-испытатель А.А. Иванов) - начались в августе 1985 года. Основной же этап заводских испытаний проходил на аэродроме ЛИИ, куда машину доставили в разобранном виде на транспортном самолете. В Москве к испытания подключились летчики Н.Ф. Садовников (ОКБ) и О.Г. Цой (НИИ ВВС). Заводские испытания завершили 13 декабря 1985 года, и в том же месяце облетали второй прототип Т8-УБ2. После чего оба самолета укомплектовали вооружением аналогичным Су-25 и предъявили в НИИ ВВС на совместные госиспытания, успешно завершившиеся к концу 1986 года. Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС в 1987 году.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/su-25ub-02.jpg

Экспортный вариант штурмовика получил обозначение Су-25УБК (Т8-УБК), отличавшийся лишь составом бортового радиоэлектронного оборудования, аналогичного Су-25К. Спарки поставлялись Анголу, Болгарию, Ирак, КНДР и Чехословакию. После распада Чехословакии в 1992 году четыре машины остались в Чехии, а две - в Словакии. Всего изготовили около 300 Су-25УБ/УБК. В октябре 2011 года прошло сообщение о возобновлении производства спарки под обозначением Су-25УБМ на заводе в Улан-Удэ. При этом планировалось обновить лишь радиоэлектронное оборудование. Однако с тех пор прошло свыше двух лет, а самолета все нет. Облегченный вариант машины без вооружения получил обозначение Су-25УТ (Су-28).

В августе 1988 года на базе серийного Су-25УБ производства Улан-Удэнского завода в ОКБ по собственной инициативе изготовили Су-25УТП предназначенный для подготовки летчиков палубной авиации ВМФ. С самолета демонтировали все вооружение с прицелами и установили посадочный гак. Первый полет опытного самолета Т8УТГ-1, пилотируемого летчиком-испытателем ОКБ И.В. Вотинцевым, состоялся 1 сентября 1988 года. Спустя год, 1 ноября, в ходе летно-конструкторских испытаний экипаж в составе И.В. Вотинцева и штурмана-испытателя ЛИИ В.А. Крутова совершил на Т8УТГ-1 первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). Серийные машины, получившие обозначение Су-25УТГ, в 1991 году были переданы в состав авиации ВМФ.

На базе учебно-боевого самолета был создан также корабельный учебно-тренировочный самолет с гаком Су-25УТГ Проектировался самолет радиотехнической разведки. Промышленность выпустила десять таких машин, половина из которых осталась на Украине после распада СССР. Вооружение самолета аналогично Су-25.

Технические характеристики Су-25УБ
Размах крыла, м  14.36
Длина самолета, м  15.36
Высота самолета, м  5.20
Площадь крыла, м2  30.10
Масса, кг
- пустого самолета  10030
- нормальная взлетная  15300
- максимальная взлетная  17600
- топлива  2750
Тип двигателя  2 ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс  2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч
- у земли  970
- на высоте  860
Перегоночная дальность, км  2400
Боевая дальность действия, км
- на высоте  950
- у земли  450
Практический потолок, м  7000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, чел  2
Вооружение:  одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
Боевая нагрузка - 4360 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг
Бомбовая нагрузка -
До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
УР: воздух-воздух Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8) воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.