http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/su-25sm-01.jpg

После распада СССР В России, Белоруссии и на Украине приступили к модернизация состоящих на вооружении этих стран Су-25. В РФ появился вариант Су-25СМ, в Белоруссии - Су-25БМ, а на Украине - Су-25М1. Общими главными целями модернизации самолетов стали: повышение точности поражения наземных целей и обеспечение круглосуточности и всепогодности их применения. Приступая к модернизации, все страны сохранили силовые установки машин, доказавшие высокую надежность и живучесть.

Существенные изменения в российских штурмовиках должны были коснуться оборудования, в частности, планировалось включить в ее состав комплекс «Пантера» с высокопроизводительной БЦВМ, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе РЛС «Копье-25», размещенной в носовой части фюзеляжа, и средств радиоэлектронной борьбы. Но эти замыслы так и остались на бумаге. Для снижения нагрузки на летчика в кабине установлен один цветной многофункциональный индикатор. На прицеле АСП-17БЦ-8 заменили визирную головку С-17ВГ индикатором на лобовом стекле, оснащенном электронно-лучевой трубкой повышенной яркости, что позволяет использовать его практически при прямой солнечной засветке. Установлена новая система управления САУ-25.

Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс». Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. Благодаря этому время на техобслуживание нового штурмовика сократилось почти на треть. Благодаря использованию современной инерциально-навигационной системы достигнута точность определения координат около 15 метров со спутниковой коррекцией и 200 метров - без нее. Впервые на самолетах фронтовой авиации применили переменный темп стрельбы из пушечной установки, что позволило значительно увеличить количество атак на цель. Реализованы новые режимы боевого применения, расширяющие возможности управляемых ракеты «воздух-поверхность». Су-25СМ способен поразить две цели в одной атаке в любое время суток и сложных метеоусловиях.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/su-25sm-02.jpg

Как и на Су-25, на Су-25СМ имеется десять крыльевых и один подфюзеляжный узел подвески. Семь их них предназначены для вооружения, а три - для контейнеров с дополнительным оборудованием. Для увеличения дальности полета на балочные держатели БД3-25СМ-01 могут подвешиваться два или четыре топливных бака ПТБ-800. В результате модернизации ВВС получили самолет поколения 4+. Заметно возросла точность применения неуправляемых ракет С-8, С-13, С-24 и С-25, обеспечена возможность использования управляемых ракет Р-73, Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77), Х-29Л, и семейства Х-25. Для начала на 121 АРЗ в вариант Су-25СМ (Т8СМ) модернизировали четыре машины, и первый полет Т8СМ-1, пилотируемой летчиком-испытателем ОКБ И.Е. Соловьевым, состоялся 5 марта 2002 года. В 2005-м завершились совместные государственные, а в следующем году и специальные летные испытания, позволившие утвердить объем доработок первого этапа модернизации самолета в вариант Су-25СМ-1.

Летом 2007-го два Су-25СМ передали в липецкий ЦБП ПЛС, а в августе следующего года обновленные штурмовики привлекли к боевым действиям в Южной Осетии. Позднее стало известно, что зенитным огнем противника была сбита одна из машин, а две получили серьезные повреждения. Опыт применения Су-25СМ в условиях реальных боевых действий показал низкую эффективность средств радиоэлектронной борьбы и применения его ночью и в сложных метеорологических условиях. Поэтому основным направлением дальнейшей модернизации штурмовика стало повышение боевой эффективности применения комплекса по малоразмерным подвижным и неподвижным целям в дневное и ночное время за счет введения контейнера оптико-электронной прицельной станции (ОЭПС) и новых типов авиационных средств поражения радиоэлектронной борьбы.

В 2011-м еще раз доработали самолет в вариант Т8СМ-2 (Су-25СМ-2), и в том же году объявили о проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту и модернизации 36 машин. Победителем конкурса стал 121-й АРЗ. Всего по первому этапу модернизации штурмовика (Су-25СМ-1) доработали 43 самолета, включая четыре опытных. К концу 2013 года планировалось модифицировать 78 машин. Кроме этого, намечалось усовершенствовать около 50 самолетов в вариант Су-25СМ-3. В мае 2013 года прошло сообщение о завершении этапа специальных летных испытаний Су-25СМ, в ходе которых подтвердилась высокая эффективность новых средств связи и комплекса радиоэлектронной борьбы «Витебск-25». Комплекс, в частности, оснащен современной цифровой станцией активных помех Л-370-3С и может не только оценивать излучение радаров противника, но и «подавлять» сигналы в более широком диапазоне частот.

В Белоруссии, в отличие от российского варианта модернизации, на Су-25БМ установили три многофункциональных цветных индикатора, из них два размером по диагонали 264 мм и один резервный прибор ИРП-5, отображающий пространственное положение самолета, а также вертикальную и горизонтальную скорость и высоту. Прицел АСП-17БЦ доработали в вариант АСП-17БЦ-8М2 с заменой визирной головки С-17ВГ индикатором на лобовом стекле ИЛС-25, установили лазерную навигационную систему, а также комплекс связи с радиостанцией «Пульсар», обеспечивающий групповое взаимодействие, аппаратуру радиотехнической защиты самолета «Сателлит», навигационный комплекс, работающую по сигналам спутниковых навигационных систем «Глонас» и GPS NAVSTAR и мультимедийный канал информационного обмена MILSTD-1553B. Арсенал машины дополнили ракетами Р-73 класса «воздух-воздух» и неуправляемыми ракетами С-13. Модернизация штурмовика позволила увеличить высоту прицельного бомбометания с 2000 м до 5000 м, не входя в зону поражения ПВО противника. Получилась недорогая, но достаточно эффективная машина.

Технические характеристики Су-25СМ
Размах крыла, м  14.52
Длина самолета, м  15.05
Высота самолета, м  4.80
Площадь крыла, м2  33.70
Масса, кг
- пустого самолета  9400
- нормальная взлетная  14600
- максимальная взлетная  19000
Топливо
- внутренние топливо, кг  3000
- ПТБ  2
Тип двигателя  2 ТРД Р-195
Тяга, кН  2 х 44.13
Максимальная скорость, км/ч
- у земли  975
- на высоте  М=0.82
Перегоночная дальность, км  1950
Боевой радиус действия, км
- на высоте  650
- у земли  320
Практический потолок, м  10000
Макс. высота боевого применения  5000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, чел  1
Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
Боевая нагрузка - 4340 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг
Бомбовая нагрузка :
До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
УР: воздух-воздух Р-60 ближней дальности и УР Р-27Р(Э), РВВ-АЕ (Р-77) и Р-73 средней дальности.
воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.