Тяжелый бомбардировщик Boeing B-50 Superfortress внешне отличавшийся от B-29 лишь более высоким килем, был самым совершенным в этом семействе бомбардировщиков. Но, поскольку самолёт ни разу не применял бомбы в боевых условиях, он так и остался в тени своего знаменитого предшественника. За 11 дней в январе - феврале 1951 года бомбардировщики Boeing B-50D Superfortress сбросили пять атомных бомб на полигоне в Тихом океане в рамках операции «Ranger». Эти испытания позволили США усовершенствовать свои ядерные боеприпасы. Также испытания продемонстрировали возможности самого B-50 - четырехдвигательного стратегического бомбардировщика.
Стремясь расширить возможности B-29, компания «Boeing» в 1944 году использовала один серийный B-29A в качестве прототипа бомбардировщика B-29D, имевшего в фирме обозначение Model 345-2. Еще один планер, оснащенный моторами Pratt & Whitney R-4360-45 Wasp Major мощностью 3500 л.с. (2611 кВт) с турбонагнетателями, получил обозначение XB-44 из-за большого числа доработок. ВВС Армии США заказали 200 B-29D, но после окончания войны это число уменьшили, а самолёту присвоили новое обозначение B-50 Superfortress. Первый серийный B-50A Superfortress поднялся в воздух 25 июня 1947 года. По сравнению с B-29A улучшились не только летные характеристики машины, но и на 20% увеличилась максимальная взлетная масса - до 76390 кг. Серийные B-50 Stratofortress имели оборонительное вооружение из двенадцати 12,7-мм пулеметов: по два в каждой из трех дистанционно-управляемых стрелковых установок, четыре - в стрелковой установке над кабиной экипажа и два (плюс 20-мм пушка) - в хвостовой установке. Бомбовая нагрузка составляла 9072 кг. Как и B-29, B-50 Superfortress для подвески атомных бомб Мк 4,5,6 и 7 приходилось закатывать на специальную яму.
Построили 60 машин варианта B-50A, за которыми последовала серия из 45 усовершенствованных B-50B, максимальная взлетная масса которых увеличилась до 77112 кг. Но самые заметные внешние отличия получил вариант B-50D - изменили конструкцию лобового остекления, а окно бомбардира стало плоским. Взлетная масса машины выросла до 78472 кг, а дальность полета увеличили, установив систему дозаправки в воздухе. Под крылом самолет мог нести два подвесных топливных бака или две 1814-кг бомбы. 2 марта 1949 года B-50A Superfortress «LUCKY LADY II» из 43-й бомбардировочной группы с экипажем из 14 человек под командованием капитана Джеймса Галлахера впервые в истории совершил беспосадочный кругосветный перелет. Расстояние в 37741 км самолёт преодолел за 94 часа и одну минуту. Самолёт дозаправлялся в полете от танкеров КВ-29. Этот перелет продемонстрировал возможности САК доставлять на огромные расстояния ядерное оружие, которое имели тогда только США. Но монополия рухнула всего пять месяцев спустя, когда СССР испытал свою первую атомную бомбу.
15 мая 1953 года один из пары советских МиГов атаковал RB-50, нарушивший воздушное пространство СССР на востоке Камчатки, но был встречен ответным огнем Superfortress. А 29 июля 1953 года советские МиГи сбили RB-50 над Японским морем в районе мыса Поворотный, неподалеку от Владивостока. Из 17 человек, находившихся на борту разведчика, спасся только второй пилот. Это был единственный официальный случай потери экипажа B-50 Superfortress в боевых действиях. Бомбардировщик строился в многочисленных вариантах, одним из последних был принят на вооружение заправщик KB-50J. Этот самолёт, у которого под крылом были установлены два ТРД General Electric 147 тягой 23,40 кН, пользовался большой популярностью у экипажей. Когда в 1960-х годах во Вьетнаме были развернуты разведчики RF-101 Voodoo, их сопровождали KB-50J. В одном случае эти танкеры даже заправляли Voodoo на земле, а не в воздухе, так как не было других источников топлива JP-4. Программа модернизации позволила сохранить флот KB-50 и в 1960-х годах. А вот другие предлагавшиеся варианты B-50 - B-54 и RB-54 - так и остались только в проекте, хотя на них и были сделаны заказы.
Считается, что B-50 Superfortress ни разу не сбрасывали бомб в боевой обстановке. За исключением разведывательных операций в разгар холодной войны эти самолёты никогда не попадали под обстрел противника. Даже тогда, когда шли ожесточенные воздушные схватки в Корее, и старые бомбардировщики B-29 несли потери. Стратегическое авиационное командование (САК), возглавляемое генералом Кертиссом Лемэем, отказывалось перебросить туда подразделения из своих 138 B-50 и 38 RB-50 (три и одна боевые группы соответствующего типа). Причина была проста - ожидалась ядерная война с СССР, и она имела для руководства САК более высокий приоритет. Фактически, последний год корейской войны стал последним годом службы B-50 Superfortress в роли бомбардировщика. В отличие от своих современников - B-36 Peacemaker и B-47 Stratojet - B-50 не получил такой известности. Тем не менее каждый из этих самолётов играл важную роль в едином плане операций SIOP (Single Integrated Operational Plan) - сверхсекретном плане Пентагона по ведению ядерной войны с СССР
Сегодня скорее вспоминают о других вариантах этого самолёта компании «Boeing» - разведчике погоды WB-50, заправщике KB-50 и разведчике RB-50. Типичным примером применения этих машин была программа, называвшаяся «Tiger Воу». С японской авиабазы Йокота RB-50 совершали полеты вдоль границ Северной Кореи и СССР, зачастую нарушая их. Операторы на борту собирали разведывательную информацию с систем связи и управления. В рамках программы «Tiger Воу» до 1960 года (когда на смену RB-50 пришли ЕС-130 Hercules) было совершено более 3000 полетов.
Тактико-технические характеристики Boeing B-50 Superfortress
Экипаж, чел 11
Размах крыла, м 43.04
Длина самолета, м 30.18
Высота, м 10.00
Площадь крыла, м 159.8
Масса, кг
- пустого самолета 54658
- максимальная взлетная 76421
Тип двигателя 4 ПД R-4360-35
Мощность, л.с. 4 х 3500
Максимальная скорость, км/ч 620
Боевой радиус действия, км 3528
Практический потолок, м 11369
Вооружение: тринадцать 12.7-мм пулеметов
Бомбовая нагрузка - 12700 кг ( включая 1 ядерную бомбу)